Консультация для воспитателей: «Задачи музыкального воспитания и развития Дошкольников.»
консультация
Консультация для воспитателей:
«Задачи музыкального воспитания и развития
Дошкольников.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_muz.vosp_.docx | 26.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Задачи музыкального воспитания и развития
Дошкольников.»
Первая –вторая младшие группы (2-4 года)
В возрасте 2-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками ( при их
Прослушивании. Элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений).позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыкия. ее жанрах.
Естесственное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании –пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию метроритмического чувства малышей.
Задачи, содержание и организация музыкального восприятия-
Слушания-интерпретации.
Основные задачи:
-Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.
-организация детского экспериментирования с немузыкальными
(шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука;высоты. Динамики, длительности, тембра.
-Активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.
В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности( рассказывание сказок с музыкальным вступлением,
Двигательные образные импровизации под музыку;сопровождение
Рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах).
Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности(колыбельная для куклы- потому что музыка
Медленная; медведь идет-потому что музыка низкая).
Ребенок различает контрастные регистры(высоко- низко);
Простой хатактер музыки (весело-грустно);двигательно
Интерпретирует ритм(плясовая-марш).
Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства-
Импровизации- творчества.
Основные задачи:
-Развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движений и игры на шумовых муз. инструментах.
-Развитие координированности и мелкой маторики при обучении
Приемам игры на инструментах.
-Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.
-Стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие
Муз.-художественные образы в муз. играх и танцах.
Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки , создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы .
Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно
Выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца,
Музицирования.
В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат
Ребенка к естесственному звукоизвлечению.Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a capella .
Основным видом детского исполнительства становится игра.
Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу (вопрос- ответ), с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических особенностей строения детского голосового аппарата.При этом учитывается амплитуда диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. В сотворчестве взрослого и ребенка рождаются звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых жанров народного творчества-сказки.
Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации.В муз.-ритмических движениях ребенок 3-4 лет использует различные предметы ( мячи, ленты, цветы,султанчики).
С помощью которых движения становятся более выразительными.
Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования.
С помощью инструмента ребенок создает муз.- художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития муз. формы. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества- игрой на простейших народных инструментах.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В среднем дошкольном возрасте , благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной.,певческой, инструментальной деятельности.
Чувственное познание свойств музыкального звука и длительное ,перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяет среднему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки , ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.
Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроения человека.
Необходимо показать ребенку , что окружающий его мир людей, вещей, природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом.Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами( голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов,характеров, настроений.Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, движения, музицирования.Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения для того, чтобы сохранить эмоциональный подъем и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ музыкального
Восприятия- слушания- интерпретации.
Основные задачи:
-Воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
-Развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
-развитие музыкального слуха-интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение детьми элементарной музыкальной грамоты.
На основе развитого метроритмического слуха у детей развивается интонационный , тембральный, ладовый слух, музыкальная память.
Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные , инструментальные импровизации.
Дети умеют дискутировать о настроении музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимают, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Они могут анализировать музыкальную форму двух- и трехчастных произведений.Дошкольник 5-го года жизни понимает, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой. плаксивый),и различает музыку, изображающую что –либо(какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой).
Дети умеют дифференцировать:ВЫРАЖАЕТ музыка внутренний мир человека, а ИЗОБРАЖАЕТ внешнее движение.
Освоенные в младшем дошкольном возрасте звуковые сенсорные предэталоны позволяют перейти к азам музыкальной предэталонной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными и понятными детям названиями.Таким образом развивается музыкальный, интонационный слух .В играх дети овладевают музыкальными предстевлениями об интервалах., исполняют попевки на интервал секунда(мышка), терция (кошка), кварта (ворона),квинта(медуза),секст а (олень),септима (носорог),октава
(жираф).Введение относительной сольмизации развивает умение показать жестом место музыкального звука и перенести на пять пальцев руки импровизированный «нотный дом «.
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ музыкального исполнительства- импровизации- творчества.
Основные задачи:
-Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков.
-Освоение элементов ритмопластики и танца для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
-Освоение детьми приемов игры на музыкальных детских инструментах.
Стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Благодаря введению приемов сольмизации, дети 5-го года жизни могут начинать попевки от любой ступени , соответственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом «.У них хорошо развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенном на умении расслаблять голосовые связки.
Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором без сопровождения детские песенки и русские народные песни одноголосно и с элементами двухголосия.
Дошкольники ориентируются в игре двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и клавишных инструментах.
Прочтение ритмослогами сопровождают игрой на ударных: бубен, металлофон, лесенка, ксилофон.Умеют записать простейший ритмический рисунок.Каждый ребенок может стать дирижером «импровизированного ансамбля» с игрой и пением, побуждая тем самым друг друга к творчеству.
В соответствии с характером музыкального образа дети могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации используют подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию.
Появляется важнейшее умение – перенос,-свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры; полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности , так и при домашнем музицировании и пении.
СТАРШАЯ ГРУППА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
В старшем дошкольном возрасте источником музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и большой мир музыки.
Возрастные возможности детей , уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой. живописью , театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движением, словом.
Постепенно ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С.Выгодский), понимая, что музыка позволяет любому человеку общаться и быть понятным. Музыкальная культура ребенка позволяет рассматривать музыку как способ саморегуляции поведения, что открывает возможности в применении элементов музыкотерапии в работе с детьми.
Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни» , вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько эмоциональный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует , но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций .Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку СПОСОБЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ освоенными ранее средствами (голосом, движением, музицированием.)для создания выразительного художественного образа.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие ребенка.
ЗАДАЧИ , СОДЕРЖАНИЕ и ОРГАНИЗАЦИЯ музыкального восприятия-слушания-интерпретации.
Основные задачи:
- Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
- Накопление представлений о жизни русских и зарубежных композиторов.
- Обучение детей анализу , сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
-Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Старший дошкольник имеет элементарное представление о полифонии И.С. Баха, музыкальном театре Х .Глюка, драматическом театре Э. Грига, знакомится с камерным искусством И. Гайдна, В.-А .Моцарта. С помощью любимых всеми детьми сказок и народных песен ближе и доступнее становятся оперы Н.А.Римского-Корсакого и М. И. Глинки. Вновь дети встречаются с любимыми и знакомыми с раннего детства героями –Садко, Снегурочкой, Русланом и Людмилой- уже не только в поэтическом ,но и в музыкальном звучании. понимают неповторимость и красоту жанра на примере балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского, знакомясь с их фрагментами в детском саду или посещая театр. Старшие дошкольники получают новые представления об истории создания оркестра, истории развития музыки, своеобразии музыкальных инструментов.
Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь участниками этого процесса. Создается прекрасная возможность для проявления индивидуального творческого потенциала детей: это и возможность передачи художественно- музыкального образа в музыкально-ритмических движениях; возможность подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и музицировать на нем; изображение музыкальных впечатлений в изобразительной деятельности ; сочинение ребенком стихотворения , отражающего его отношение и впечатление , эмоции от услышанного музыкального произведения, желание исполнить эту музыку в составе детского оркестра или в музыкально-художественной театрализации. В процессе активного восприятия музыки ребенком реализуется его естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.
ЗАДАЧИ,СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ музыкального исполнительства –импровизации-творчества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие умений чистого интонирования в пении a cappella и на два голоса.
- Освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования.
- Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению игр, танцев, оркестровок.
- Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста участвует в играх на ритмическое многоголосие; слышит 2-и3-дольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей. Ребенок владеет приемами игры на ложках (от 2 до 5 ложек) , на копытце, ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных, клавишно-духовых и струнных инструментах. Использует ритмические формулы , пользуясь записями на нотном стане, различает звуковые символы- ноты.
Дети поют русские народные попевки и песни , детские песенки как без сопровождения так и на 2 голоса, с показом ступеней ручными знаками, относительной сольмизацией, умеют сольфеджировать попевки по нотам или с показом на 5 пальцах « линеечках» как на нотном стане. Умеют выложить ноты на нотном стане. Слышат интервалы , сыгранные в любом регистре, понимают состав интервала, могут спеть песенки на любой интервал –(про мышку, про кошку, про медузу, про оленя. Про носорога.)
Дети много импровизируют в пении, танцах. , на муз инструментах.
Могут создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты; отбирать и соединять движения в танец; собираться по несколько человек , распределять инструменты и создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.
Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для ребенка становится не процесс участия в деятельности , а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствуют о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством. Важно поддерживать это состояние как до, так и после выступления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...
"Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"
В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образова...
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...
Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя...
Презентация: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста"
Создание условий для успешного развития музыкальных способностей детей раннего возраста....
Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...