Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность
Цель работы: Развитие умение вести речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми (диалогическая речь). Формировать чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру. Учить свои сказки и рассказы и издавать их. Учить передавать образ сценическими движениями, мимикой, голосом. Формировать умение детей ставить мини-спектакли по своим произведениям. Средства для реализации поставленных целей являются: занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по изодеятельности и ручному труду, занятия в театральной студии, а так же чтение художественной литературы в свободное время. Которые способствуют творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), умение держать себя в обществе. Так же была создана предметно- развивающая среда; занятия и экскурсии по ознакомлению детей с литературным и театральным наследием авторов детских произведений; включала детей в писательскую, издательскую, постановочную и исполнительскую деятельность по их собственным произведениям. Организованна зона театрализованной деятельности, куда вошли театры би-ба-бо, теневой, настольный, кукольный, пальчиковый по русским народным сказкам и различные виды театров по олимпийской тематике. Основным дидактическим средством решения задач развитие творческой личности дошкольника я избрала специальные игры- занятия “Я - артист”,“Я- писатель”, “Я- издатель”, “Я- режиссер”;этюды. Тренировочные упражнения, направленные на совершенствование умения пользоваться мимической, интонационной, двигательной выразительностью.
Структура работы с детьми по развитию творческой личности через театрализованную деятельность.
I этап: Ознакомительный. На первом этапе работы проводилась комплексная диагностика развития личности ребенка(физические, психические и интеллектуальные способности). Результаты показали, что у детей преобладает средний с тенденцией к низкому и средний уровень развития личности ребенка. Было обследовано 18 детей из них: Средний уровень – 5 детей; Средний с тенденцией к низкому – 9 детей; Низкий уровень – 4 ребенка. II этап: Детская – взрослая деятельность. На втором этапе работы было проведено тематическое занятие “Театр” и разыгрывание мини – спектакля по сказке “Репка”. Включение детей в эту деятельность показало, что их представления о театре, взаимодействие людей для постановки спектакля очень отрывочны. Развиты чувство собственной неполноценности. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми. Детям нужны были дополнительные знания о всех сторонах театральной жизнидеятельности. Чтобы информация для детей не превратилась в прослушивание рассказов взрослого, было предложено им самим добыть ее. Начался поиски информации, каждый ребенок сам избрал направление деятельности. Результат сбора информации оказался неожиданным: кроме того, что дети многое узнали и рассказали о специалистах, работающих в театре, о том зачем нужен театр, в группе появилась библиотека книг о театре, коллекция фотографий из спектаклей, , афиш; началась собираться костюмерная. Конспект Занятия по развитию речи “Наши сказки”. Цель: Развитие связной речи дошкольников посредством постановки мини-спектакля по сказкам, придуманными детьми. Задачи: Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь. Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать умение взаимодействовать в микро группах, для разрешения поставленной задачи. Демонстрационный материал: кукла – гном, волшебная палочка, атрибуты для инсценировок сказок. - Ребята! Вы любите слушать сказки? - Вам часто рассказывают про Красную Шапочку, Буратино, Вини-Пуха и других сказочных героев. Как обычно начинаются сказки? ( “Жили – были..”,“В некотором царстве, в некотором государстве…”, “Было это давным-давно…”.) Неожиданно в гости приходит гном Гномыч, а в руках волшебная палочка и книга. Гном здоровается с детьми. - Как тебя зовут? - Гном Гномыч. - А это что у тебя в руках? - Волшебная палочка. Ее мне подарил гном Волшебник. Я живу в сказочном царстве гномов. Самого главного гнома зовут Волшебником, а я его любимый ученик. Волшебник очень умный, любознательный и добрый. Свою волшебную палочку я получил за то, что много знаю и умею. - И вот мы с вами сейчас отправимся в сказочную страну. Кто раньше отгадает из какой сказки произнесенная фраза и кто ее сказал: “Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!” (Лиса. “Заюшкина избушка”). “Нет, твой голос нехорош, очень тихо ты поешь!” (Мышонок. “Сказка о глупом мышонке”). “Стану я ржаной пирог есть!” (маша. “Гуси - лебеди”), “Спокойствие, только спокойствие!” (Карлсон, который живет на крыше). “Прощай, милая ласточка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом” (Дюймовочка). “А теперь краса- девица, на тебе хочу жениться!” (Муха-Цокотуха). За правильный и быстрый ответ команда получает фишку. В Сказочной стране можно побывать где угодно. А хотите попасть в театр и превратиться в актеров, режиссеров, костюмеров, гримеров? ( Под музыку дети садятся командами за столы, где самостоятельно прочитывают сказки, которые написали воспитанники группы “О моей кукле” и“Три друга”.) На большом столе лежат костюмы, декорации, грим и т.п. Дети готовятся к разыгрыванию сцен. 1 этап. Дети выбирают, кто какую роль будет играть: артиста, костюмера и т.д. 2 этап. Выбирают нужные костюмы, декорации, грим. 3 этап. Готовятся к инсценированию. Далее команды показывают свои сказки, Гном-Гномыч хвалит детей и предлагает обратить внимание на свои подносы, посчитать количество фишек. В конце занятия гном Гномыч предлагает детям дома, вместе с родителями проявить творчество, с делать совместный проект. Или организовать конкурс. А так же прощается с детьми и дарит им книгу “Сказки”. III этап: Детское проектно- творческое моделирование. На третьем этапе работы дети были включены в деятельность по придумыванию и изданию собственных сказок. Работа началась с обсуждения вопроса о том, что дети знают о написании и издании книг. На этот раз они сами предложили дать им время на то, чтобы собрать нужную информацию. Собранная детьми информация легла в основу плана – модели написания любой книги. Каждый из воспитанников группы придумал свою историю, сам записал и издал книжку – малышку. Вот названия некоторых из них: “Золотая яблонька”, автор Соня Брылева; “Кот петушок”, “Три друга” Сережи Зубрилина; “Божья коровка” Ани Юрчук; А так же сказки на олимпийскую тематику: “Как Рыжик стал чемпионом”, автор Оля Харлампиева;“Как смешарики олимп покоряли”, автор Лера Родионова. К изданию книжек – малышек дети привлекали своих родителей, поэтому они получились очень разные и интересными. Модель работы по постановке сказки, сочиненной детьми.
IV этап: “Наши сказки”. Основная задача четвертого этапа заключалась в том, чтобы дети по своим сказкам разыгрывали мини– спектакли. На этом этапе работы каждый побывал в роли режиссера, руководя постановкой своего спектакля. В соответствии с выбранной ролью, каждый участник команды исполнял то дело, которое обязан выполнить. Показ спектаклей это самое торжественное событие жизнедеятельности группы и детского сада. У каждого был свой премьерный день, своя афиша, билеты и свои зрители. Родители помогали своим детям работать над созданием спектакля. V этап – этап итоговой диагностики. Она показала, что уровень развития личности ребенка значительно вырос: высокий уровень – 5 детей; средний с тенденцией к высокому – 7; средний – 6детей низкого не показал никто. Словарь детей активизировался. Они могут говорить о предметах и явлениях. Вступать в активное речевое взаимодействие; проявляют интерес к творческой деятельности. Речь дошкольников стала эмоционально выразительной; у детей сформировалась произвольность речевого общения, активность и интерес к публичным выступлениям. И еще один важный результат: у детей появилось чувство долга и стремление к достижениям успехов, трудолюбие, Развились познавательные и коммуникативные умения и навыки, поставленные перед собой и решения реальных задач, а также нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Таким образом развитие творческой личности ребенка через театрализованную деятельность стало средством и речевой и социальной, интеллектуальной компетентности.
|