Рабочая программа на 2019-2020 учебный год
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Целевой раздел Рабочей программы:
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
1.1.3. Основания разработки Рабочей программы
1.1.4. Возрастные особенности детей старшей группы
1.1.5. Социальный портрет группы
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (планты освоения Рабочей программы)
1.3. Оценка результатов освоения Рабочей программы
1.4. Срок реализации Рабочей программы
2. Содержательный раздел Рабочей программы:
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
2.1.1. Комплексно-тематическое планирование
2.1.2. Содержание образовательной деятельности
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителям (законными представителями)
3. Организационный раздел Рабочей программы:
3.1. Режим пребывания детей в группе
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
3.1.2. Гибкий режим в холодное время года
3.1.3. Индивидуальный щадящий режим после перенесённых заболеваний
3.2. Условия реализации Рабочей программы
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательной деятельности при пятидневной неделе
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
Приложения
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи реализации Рабочей программы
Настоящая рабочая программа разработана для старшего дошкольного возраста в логопедической группе детского сада на основе основной образовательной программы (ОП ДОО) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Рабочая программа по развитию детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы: Программа коррекционно – развивающая работа в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 5-7 лет) Н.В. Нищевой.
Цель Рабочей программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства;
- создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка дошкольников к жизни в современном обществе;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
Цели Рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Исходя из поставленных целей Рабочей программы, формируются следующие задачи:
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
- Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
- Реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями.
- Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
- Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
- Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа базируется на основных принципах дошкольного образования (см. п.1.4. ФГОС ДО):
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество ДОУ с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО: культурно-исторический подход, личностный подход, деятельностный подход.
1.1.3. Основания разработки рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
- Устав МБДОУ ЦРР – детский сад № 89 «Парус».
1.1.4. Возрастные особенности детей старшей группы
- Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
- Изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
- Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
- Восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
- Развитие образного и словесно-логического мышления. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные примерные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы наглядного опыта.
- Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- Внимание. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- Речь. Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи, дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством, становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказ картинке, передавая не только главное, но и детали. Ежемесячные программные стихи по темам,С.Есенин «Береза», И.Белоусов «Весення гостья», Е.Благина «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», М. Карем «Мирная считалка», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», И.Суриков «Вот моя деревня».
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание речь, образ Я.
1.1.5 Социальный портрет группы.
Список детей старшей логопедической группы «Дюймовочка».
1.Андреева Лиза 12.Яковлева Дайана
2.Васильева Милена 13.Текеянова Сайылана
3.Винокуров Ваня 14.Мурашов Саша
4.Тихонов Айтал 15.Никифоров Айал
5.Дудник Саша 16.Ситникова Маша
6.Иванов Валера 17.Ситникова Наташа
7.Исаев Кирилл 18.Рудницкий Витя
8.Кириллин Толя 19.Острелин Кирилл
9.Курбаналиева Диана 20.Халанников Максим
10.Кызылчаков Коля 21.Николаев Никита
11.Мостахова София
Количественный состав группы
Всего | Девочек | Мальчиков | ||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | |
21 детей | 9 | 36 | 12 | 56 |
Анализ этнического состава воспитанников группы
Наименование национальностей | Всего | Девочек | Мальчиков | |||
Кол-во | в % | Кол-во | в % | Кол-во | в % | |
Саха | 13 | 57 | 7 | 29 | 6 | 28 |
Русские | 8 | 38 | 1 | 4 | 7 | 29 |
Малочисленные народы Севера (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи и др.) | ||||||
Национальности народов ближнего зарубежья (республик Средней Азии, Кавказа, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии) |
Группы здоровья
Наименование групп | Всего | Примечание | |
Кол-во | в % | ||
1 группа здоровья | |||
2 группа здоровья | 11 | ||
3 группа здоровья | |||
Дети с ОВЗ | 17 детей | 56 | |
Дети - инвалиды | 2 детей | 24 | Исаев Кирилл Текеянова Сайыланна |
Социальный статус семьи
Статус | Количество | Процент | Примечание |
Полные семьи | 15 | 84 | |
Неполные семьи | 1 | 4 | |
Находятся под опекой | 1 | 4 | |
Многодетные семьи | 4 | 56 |
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(планируемые результаты освоения программы)
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Ребёнок понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других вероисповеданий, их физических и психических особенностей.
- Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Ребёнок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения . речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- У ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребёнок проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
- Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
1.3. Оценка результатов освоения Рабочей программы
При реализации Рабочей программы может производиться оценка индивидуального развития детей.
Формы и методы педагогической диагностики – наблюдение и анализ продуктов детской деятельности. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста), связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования.
- Оптимизации работы с группой детей.
1.4. Срок реализации Рабочей Программы
2098 - 2020 учебный год (сентябрь 2019 - май 2020 года).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе детского сада. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 5-6 лет, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.1.1. Комплексно-тематическое планирование
В основе Рабочей программы лежит тематический подход. Каждая неделя посвящена определённой теме, которая первоначально рассматривается в ходе ОД «Познавательное развитие», проводимой в понедельник. Все остальные ОД продолжают предложенную тему, в большей или меньшей степени связаны с ней. Даже на тех ОД, которые имеют цели, не связанные с темой недели, дается краткое упоминание темы недели в отдельных моментах. Тема недели по возможности закрепляется в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в работе с семьёй. В соответствии с темой недели варьируется РППС, меняется содержание «Центров активности».
Использование комплексно-тематического принципа планирования с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей.
Годовое комплексно-тематическое планирование на 2019 - 2020 учебный год в старшей группе
Неделя | Тематика | Содержание | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | |||
I | Детский сад | Знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка. Закрепление знания правил поведения в детском саду. Формирование дружеских взаимоотношений детей. | Выставка рисунков «Я люблю Парус» |
II | Мой город | Знакомство с родным городом. Формирование начального представление о родном городе. Знакомство с правилами поведения в городе элементарными правилами дорожного движения. | Экскурсия |
III | Вспомним лето | Формирование умения определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их. | Оформление альбома совместно с родителями |
IV | Осень. Что нам осень принесла? | Закрепление представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Расширение представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширение знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). | Выставка детских работ «Золотая осень». Осенняя ярмарка «Дары осени» |
Октябрь | |||
I | Осень. | Расширение знаний детей об осени. Формирование обобщённых представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. | Выставка детских работ «Золотая осень» |
II | Овощи. Фрукты. | Знакомство с различиями города и села, обогащение представления о труде людей. Расширение знания об овощах (местных, экзотических) | Выставка рисунков (аппликация) |
III | Сад Фрукты. | Расширение знания о фруктах (Местных, экзотических) расширение представлений о труде в садах. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. | Выставка рисунков (акварель) |
IV | Лес. Грибы. Ягоды. | Продолжать знакомить с понятием «Лес», «Кустарник». Расширить представления о съедобных и несъедобных грибах. | Выставка рисунков |
Ноябрь | |||
I | Зима. Зимующие птицы | Расширение и обогащение знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с природным явлением туман. | Сюжетно-дидактическая игра |
II | Одежда. Обувь. | Обогащение представления о мире предметов, развитие умения самостоятельно определять материалы, сравнивать предметы, рассказывать об истории создания предмета, о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Организовывать дидактические игры, учить выполнять правила игры. | Защита проектов |
III | Домашние животные зимой | Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. | Сюжетно-дидактическая игр |
IV | Животные и растения Якутии | Знакомство с разнообразием родной природы. | Сюжетно-дидак. игра «Экскурсия по Якутскому зоопарку». |
Декабрь | |||
I | Моя семья. Наш дом. Мебель. | Формирование представления о предметах, создающих комфорт, облегчающих труд человека в быту. | Сюжетно-ролевая игра «Дом» |
II | Игры и игрушки. Шахматы. Шашки. СОНОР | Формирование желание играть в игры шахматы, СОНОР, учить выполнять правила игры, побуждать детей к самостоятельности в игре. | Турнир в группе, детском саду |
III | Посуда | Закрепление умения классифицировать посуду (Фарфоровая, керамическая, стеклянная, пластмассовая) Поощрение посильного участия детей в подготовке к встрече новогоднего праздника. | Выставка детского творчества. |
IV | Новый год | Формирование представления детей о самом долгожданном празднике, о новогоднем чуде. | Праздник «Новый год». |
Январь | |||
II | Зимние забавы | Обогащение представления детей об окружающем мире. | Зимнее развлечение «Игры и забавы». |
III | Человек. Строение тела человека | Расширение представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентирование внимания детей на особенностях их организма и здоровья. | Защита проекта (по желанию) |
IV | Народные игрушки | . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | Выставка детского художественного творчества |
Февраль | |||
I | Азбука безопасности. инструменты | Формирование основы безопасного поведения жизнедеятельности человека. | СРИ «Опасности вокруг нас» |
II | Наши любимые игрушки | Формирование интереса к сказкам, театру | . Драматизация сказки. |
III | Профессии наших пап и мам. | Обогащение представления о профессиях, усугубление представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. | Сюжетно-ролевая игра. |
IV | Наша армия. | Расширение представления о государственных праздниках, о Российской армии, воспитание уважения к защитникам отечества. | Смотр песни и строя. Стенгазета «Папа-гордость моя!» |
Март | |||
I | Времена года. Весна | Расширение и обогащение знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц. | Сюжетно-дидактическая игра |
II | Мамин праздник | Формирование любви, нежности и уважения к самому родному человеку на Земле – маме. | Праздник 8 марта. |
III | Аквариумные и пресноводные рыбы | Расширение представления о животном мире: где живут, как добывают пищу и т.д. | Выставка детского художественного творчества |
IV | Насекомые | Знакомство с представителями насекомых 2-3 вида | |
Апрель | |||
I | Экология. Правила поведения в лесу. | Формирование основы экологической культуры и безопасного поведения в природе, понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. | Изготовление кормушек совместно с родителями |
II | Космос | Расширение представления о солнечной системе, знакомство с первым космонавтом Ю.А. Гагариным. | Эксперимент. Выставка детского худ. творчества |
III | Весенние сельскохозяйственные работы | Формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. | Эксперимент, выставка детского творчества |
IV | День Республики Саха (Якутия) | Расширение представления о малой Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край. | Викторина |
Май | |||
I | Наш город | Расширение представления о государственных праздниках. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. | Фестиваль «Битва хоров» |
II | Транспорт. ПДД | Расширение и закрепление знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. | Изготовление макетов, поделок совместно с родителями; |
III | Времена года. Лето Ысыах | Формирование представления о традиционном национальном празднике, культуре народа Саха. | Праздник встречи лета. Ысыах |
IV | Повторение | Обобщение представлений о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, об отдыхе людей. | Выставка рисунков |
2.1.2. Содержание образовательной деятельности
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
1. Социально - коммуникативное развитие: направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Основные цели и задачи:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Формирование гендерной и семейной принадлежности.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасности.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно-экспериментальная деятельность
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества. Также к речевому развитию относится развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи:
- Развитие речи детей.
- Знакомство с художественной литературой.
- Программные стихи по месецам.
4. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Основные цели и задачи:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивно-модельная деятельность.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательная активность, связанная с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)
Основные цели и задачи:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- физическая культура.
Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:
- Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
- Физкультминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это необходимая составляющая каждой ООД статического плана (методическая разработка «Физминутки нам нужны, для детей они важны!»http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html)
- Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна
- Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
- Точечный самомассаж, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ)
- Система закаливающих мероприятий:
- Контрастные воздушные ванны (групповое помещение и спортивный зал) - после дневного сна и на физкультурных занятиях
- Ходьба босиком по влажной дорожке после дневного сна
- Облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня
- Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня
- Полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры
- Неукоснительное соблюдение режима проветривания.
Формирующая часть построена с учётом парциальных программ
При выборе парциальных программ учитываются образовательные потребности, интересы и мотивы детей, родителей и педагогов и ориентируется на направленность группы – логопедическая. Образовательные области «Художественно –эстетическое развитие» и «Физическое развитие» частично заменяются и расширяются программами.
В части Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%), представлены:
1. Парциальные программы
| ||
Физическое развитие | Программно – нормативные документы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений Физкультурный комплекс нормативов: ФГОС конспекты занятий «Физическая культура в детском саду» | Пензулаева И.Л. |
Оздоровительная гимнастика | Пензулаева Л.И, 2014г | |
Речевое развитие | Система коррекционной работы «Играем пальчиками и развиваем речь», | Н.В. Нищева Цвынтарный В, С-П, 1998г |
Художественно - эстетическое развитие | «Ладушки"- программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. | И.М. Каплунова, И. А. Новоскольцева |
Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. | И.А. Лыкова. | |
Познавательное развитие | ||
«Игры путешествия» | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе», М., Мозаика – Синтез, 2014г |
2. Инновационные технологии
(современные образовательные технологии), формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы.
1.Самообразование «.Пальчиковая гимнастика в детском саду». РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
2.Проектная деятельность.
3.Технология музыкального воздействия.
4.Здоровьесберегающие технологии.
5.Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1460-2012-08-01-19-45-44.html).
6.Гимнастика для глаз ("Физминутки нам нужны, для детей они важны!" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html).
7.Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики), ("Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html)
2.2. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями)
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
- Проведение тематических родительских собраний (3 раза в год).
- Консультации для родителей. Родители по желанию могут ознакомиться с текстом каждой консультации в бумажном варианте раздел «Для родителей» (файлы с текстами консультаций и презентации консультаций).
- Консультации специалистов – педагога – психолога, логопеда, педагогов дополнительного образования и др. по вопросам содержания и технологии образовательного процесса.
- Ежедневное открытое общение с родителями и их информирование посредством мессенджера «Whats Аpp» и другим социальным сетям по любым интересующим их вопросам в группе «Дюймовочка».
- Организация групповых выставок творческих работ детей и совместных творческих детей и родителей.
- Выступление детей в общегородских, Республиканских конкурсах («Риторика», «юный чтец», «Бриллиантовые нотки», « Проектная деятельность)
- Организация тематических праздников с участием детей и родителей.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ
| Тема | Формы работы |
IX- 2019 | «Уголок для родителей» (режим дня, меню, сетка занятий) | Оформление наглядной агитации |
«Что нам осень принесла?» | Осенняя ярмарка «Дары Осени | |
«Знакомство с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста» | Родительское собрание | |
X- 2019 | «Режим дня дошкольника» | Консультация для родителей |
«Советы логопеда» | Консультация для родителей | |
«Осенняя фантазия» | Конкурс поделок из природного материала, выполненных совместно детьми и родителями. | |
«Осень золотая в гости к нам пришла» | Тематический праздник с участием детей и родителей | |
XI-2019 | "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников" | Консультация для родителей |
«Капризный ребенок» | Консультация для родителей | |
«Осторожно грипп» | Консультация для родителей "профилактика простудных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста" | |
Выставка «Наши мамы мастерицы» | Тематическая выставка с участием родителей "День матери" | |
XII-2019 | Проекты «Моя семья» | Участие детей и родителей |
«развитие речи и звукопроизношения детей 5-6 лет», | Родительское собрание | |
Конкурс Новогодние поделки
| Участие детей и родителей | |
Новый год | Тематический праздник с участием детей и родителей "Здравствуй, Новый год" | |
I- 2020 | Конкурс рисунков семьи «Зимние игры и забавы» | Участие детей и родителей |
«Слайдовые сообщения» | Участие детей и родителей по желанию | |
«Ребёнок гиперактивный»
| Консультация для родителей "Ребёнок активный и гиперактивный. В чём разница?" | |
II- 2020 | «Техника безопасности для дошкольника - правила для родителей!» | Консультация для родителей |
«Наши любимые сказки» | Участие детей | |
слайдовые сообщения «Профессия наших пап» | Участие детей и родителей | |
«Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников» Смотр песни и строя | Консультация для родителей Участие детей и родителей | |
III- 2020 | «Концерт для мам и бабушек» | Тематический праздник с участием детей и родителей |
«Права и обязанности родителей» | Консультация для родителей | |
«День птиц» | Конкурс скворечников, выполненных совместно детьми и родителями. | |
Времена года. Весна | Фотовыставка | |
«Все о пробе Манту» | Консультация для родителей | |
IV- 2020 | «Космическое путешествие» | Конкурс творческих поделок на космическую тематику, выполненных совместно детьми и родителями. |
«Моя любимая книга» | Выставка детских книг | |
«Правила безопасности для детей-пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов» | Консультация для родителей | |
«Детские игрушки и требования к ним" | Консультация для родителей | |
V- 2020 | «День победы» | Встреча с прадедушками и прабабушками детей группы, ветеранами ВОВ. Концерт для ветеранов. |
«Моё любимое место в городе» | Фотовыставка семейных фотографий, сделанных родителями. | |
«Транспорт. ПДД. | Выставка совместных работ родителей и детей. | |
V-2020 | «Цвет – зеркало души. Как по цветам детского рисунка определить настроение ребенка и особенности характера ребенка» | Консультация для родителей |
Родительское собрание | Консультация для родителей | |
«Ысыах» | Музыкально – спортивный праздник с участием детей и родителей | |
«Летняя прогулка в парк с ребенком – правила безопасности» | Консультация для родителей |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Режим пребывания детей в группе
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
При составлении режима пребывания детей в группе учитывались климатические особенности региона и города Якутска. Основными чертами резко-континентального климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.
Исходя из климатических особенностей региона, распорядок дня составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодное время года, зимний период, учебный год (сентябрь-май) и тёплое время года, летний период, каникулы (июнь-август).
3.1.1. Распорядок дня в холодное время года
Организация режима (холодный период: зима) пребывания воспитанников МБДОУ № 89 «Парус» в образовательном учреждении
Режимные моменты | Виды деятельности, формы организации воспитанников | Старшая группа | Взаимод-е взрослого с детьми | |
Прием детей, мед. осмотр, утренняя гимнастика, дежурство | Индивидуальная работа, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, ситуативные беседы, воспитание КГН, настольно-печатные, речевые, дидактические игры. | 8.00- 8.40 | 1ч. | Медсестра, воспитатели |
Подготовка к завтраку, завтрак | Воспитание культурно-гигиенических навыков, культуре еды | 8.30 -9.00 | 30м. | Помощники воспитателя, воспитатели |
ООД (включая перерывы) | Различные виды деятельности воспитанников | 9.00-09.55. | 45м. перерыв 10 мин. | Воспитатели, Специалисты |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | Труд в природе, наблюдения, игры, самостоятельная деятельность детей | 09.55-12.15 | 2ч. 20м. | Воспитатели, помощники воспитателя |
Возвращение с прогулки, игры | Дидактические игры, чтение худ-й литературы, речевые игры, упражнения, беседы. | 12.15- 12.30 | 15 мин | Воспитатели, помощники воспитателя |
Подготовка к обеду, обед | Воспитание культурно гигиенических навыков, культуре еды. | 12.30- 13.00 | 30 мин | Воспитатели, помощники воспитателя |
Подготовка ко сну, дневной сон | Самостоятельная деятельность воспитанников (формирование навыков самообслуживания) | 13.00-15.00 | 2 ч. | Воспитатели, помощники воспитателя |
Подъем, закаливающие процедуры | Оздоровительная гимнастика после сна, профилактические оздоровительные мероприятия, подвижные игры | 15.00- 15.30 | 30 мин | Медсестра, воспитатели, инструктор по ФИЗО |
Подготовка к полднику, полдник | Воспитание культурно-гигиенических навыков, культуре еды | 15.30- 16.00 | 30 мин | Помощники воспитателя, воспитатели. |
Совместная деятельность взрослых и детей в предметно развивающей среде с учетом интеграции ОО | НОД Игры, кружковая, коррекционная работа, совместная деят-ть взрослых и детей,самостоятельная, игровая деятельность. | 16.00- 16.25 16.25-17.15 | 25 мин 65 мин. | Специалисты, воспитатели, помощники воспитателя |
Подготовка к ужину, ужин | Воспитание культурно гигиенических навыков, культуре еды | 17.15-17.45 | 30 мин | Помощники воспитателя, воспитатели |
Игры, прогулка, самостоятельная художественная деятельность | Индивидуальная работа, сюжетно-ролевые игры, хозяйственно-бытовой труд, чтение, наблюдения, театрализованная деятельность | 17.45-18.15 | 60 мин | Воспитатели, помощники воспитателя |
Уход детей домой | Игры, самостоятельная деятельность детей, общение с родителями. | 18.00- 18.30 | 30 мин | Воспитатели |
3.1.2. Индивидуальный щадящий режим дня после перенесённых заболеваний
Назначается перенёсшим заболевание детям и часто болеющим детям медицинским работником ДОУ для снижения физической и интеллектуальной нагрузки по рекомендации лечащего педиатра на определённый срок в зависимости от состояния здоровья ребёнка и диагноза заболевания. Ориентировочные сроки щадящего режима:
1. ОРВИ, грипп, ангина, острый бронхит, острый гнойный отит, БА после обострения – 25 дней.
2. Острый пневмония, острые инфекционные заболевания, обострение экземы, сотрясение мозга ср. тяжести, состояние после полостных операций, после тонзилэктомии – 2 месяца.
3. Острый пиелонефрит, менингит – более 2-х месяцев.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМЕ ДНЯ ПРИ ЩАДЯЩЕМ РЕЖИМЕ | РЕКОМЕНДАЦИИ |
Приход в ДОУ | 8.00 – 8.45. Индивидуальная «минутка общения» |
Утренняя разминка | Снижение нагрузки по бегу, прыжкам на 50%. Включение дыхательных упражнений. |
Гигиенические процедуры (умывание) | Температура воды 16-20 градусов, тщательное вытирание рук, лица. |
Закаливающие процедуры (воздушные ванны, бодрящая гимнастика) | Снимается пижама и надевается сухая футболка. |
Питание | Садятся первыми за стол. |
Подготовка к прогулке, выход на прогулку | Одеваются и выходят на улицу последними. |
Прогулка | Вовлечение в умеренную двигательную деятельность. |
Возвращение с утренней прогулки | Возвращение первыми, под присмотром взрослого замена влажной майки на сухую. |
Физкультурное занятие | По рекомендации лечащего педиатра – освобождение до 10 дней. Далее – отмена или снижение нагрузки по бегу, прыжкам на 50%. |
Занятие интеллектуальное (статического плана) | Вовлечение в активную интеллектуальную деятельность в первую половину занятия. |
Дневной сон | Укладывание первыми, подъём по мере просыпания. Постепенный подъём, зарядка с упражнениями на дыхание, ходьба по «дорожкам здоровья», воздушные процедуры. |
Совместная деятельность с воспитателем | Учёт настроения и желаний ребёнка. |
Самостоятельная деятельность | Предлагать места, удалённые от окон и дверей. |
Уход домой | 18.00. |
3.2. Условия реализации Рабочей программы
Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:
1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
2. Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
3. Развитие у детей самостоятельности.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
6. Создание условий для развития проектной деятельности.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
8. Создание условий для физического развития.
3.2.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимо создание и постоянное обновление развивающей предметно - пространственной среды в группе.
РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.
Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:
- центр сюжетно- ролевых игр;
- центр «мир чтения»;
- центр настольно-печатных игр;
- центр природы (наблюдений за природой);
- центр строительно – конструктивных игр;
- центр математики;
- центр исследователя;
- центр труда;
- центр физического развития;
- центр музыкального развития;
- художественно - эстетический центр;
- центр театрализации;
- центр патриотического воспитания;
- центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования. При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.
Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка
3.3.1. Планирование образовательной деятельности при пятидневной неделе
Виды образовательной деятельности | Количество ОД в неделю |
Познавательное развитие: - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с окружающим (Предметное и социальное окружение, Мир природы, Познавательно - исследовательская деятельность) | 1 1 |
Развитие речи: - Развитие речи | 2 |
Изобразительная деятельность: - рисование - лепка - аппликация | 2 0,5 0,5 |
Физическая культура: - в помещении - на прогулке | 2 1 |
Музыка | 2 |
ИТОГО: | 12 |
3.3.2. Организация образовательной деятельности при пятидневной неделе
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность непрерывной ОД для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе детского сада 1,5 часа. В середине времени, отведенного на ОД, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
День недели | Образовательная деятельность | |
Понедельник
| 1 половина дня 1 половина дня 1 половина дня | Логопедия / Развитие Речи Физкультура |
Вторник
| 1 половина дня 1 половина дня 2 половина дня
| Логопедия / Рразвитие речи Музыкальное |
Среда
| 1 половина дня 1 половина дня 1 половина дня 2 половина дня | Логопеди / Развитие речи Формирование элементарных-математических представлений (позновательное развитие) Аппликация – Лепка (художественно-эстетическое развитие) |
Четверг
| 1 половина дня 1 половина дня | Логопедия / Развитие Речи Музыкальное |
Пятница
| 1 половина дня 1 половина дня | Рисование (художественно-эстетическое развитие) Ознакомление с окружающим миром (познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие) Физкультура |
ИТОГО, образовательная нагрузка в неделю: | 12 часов |
3.4. Методическое обеспечение Рабочей программы
- Программа коррекционной работы, Н.В. Нищева, 2007г. Детство Пресс.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
- Р.С.Буре, «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- В.И. Петрова, Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
- К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Н.Е. Веракса, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2014.
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Н. В. Лободина «Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" для старшей группы детского сада (5-6 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Г. Алифанова «Первые шаги. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», М. Паритет, 2008.
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Старшая группа (5-6 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Старшая группа (5-6 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа», М.: «Карапуз», 2009.
- М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа (5 – 6 лет)», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 – 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 - 7 лет», М. Мозаика-синтез, 2013.
- Л.Д. Глазырина «Программа «Физическая культура – дошкольникам», М. Владос, 2004.
- «Методические рекомендации по работе с Этнокалендарём Санкт-Петербурга, 2015», СПб, Фрегат, 2014.
- Л.Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», М. Сфера, 2015.
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе», М; Мозаика –Синтез, 2014.
- Ознакомление с природой в детском саду с детьми 5-6 лет, О.А. Соломенникова, 2016.
- В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», С-П, 1998.
- «Сонор» автор игры профессор математики Г.В. Томский.
3.4.2. Рабочие тетради
1. Петерсон «Раз ступенька, два ступенька», 1 часть Старшая группа 5-6 лет)».
3. Д Денисова, Ю. Рогожин «Уроки грамоты у дошкольников. старшая группа (5-6лет)».
4. Д Денисова, Ю. Рогожин «Прописи для дошкольников. Старшая группа (5-6 лет)».
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Пример планирования на неделю
«Что нам осень принесла?» (осенние приметы, овощи, фрукты, дары леса, заготовки на зиму)
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | |
Групповая, подгрупповая образовательная деятельность в режимных моментах | Индивидуальная деятельность | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Утро | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие художественно-эстетическое, физическое развитие | Утренняя гимнастика №2 Беседа с детьми на тему «Почему солнце не греет?» Цель: формирование представления об осенних изменениях в природе | Дидактические игры… | Индивидуальные беседы с родителями на тему: Рекомендовать родителям наблюдать вместе с детьми по дороге в детский за осенними изменениями в природе Подготовка к осенней ярмарке «Что нам осень подарила» Предложить родителям сделать совместную с ребенком поделку на тему: «Что нам осень подарила»
| |
ООД | Речевое развитие | Развитие речи. Тема: Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Цель: …… | |||
Физическое развитие | Физкультурное занятие №4 Цель: …… | ||||
Прогулка | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Наблюдение за листопадом. Цель: Подвижная игра «Гуси-лебеди» Цель: Дидактическая игра «Кто больше увидит и назовет» Цель: …… | Трудовые поручения Игры с природным материалом. Сюжетные игры по желанию детей | ||
Вечер | Гимнастика после дневного сна. Цель: | ||||
Прогулка | Наблюдение за погодными изменениями. Труд – сбор сухих листьев Подвижная игра: |
- Авторские методические разработки воспитателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2019-2020 учебный года (средняя, старшая, подготовительная группы)
СОГЛАСОВАНО...
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)...
Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Хуснуллиной Иды Рифовны на 2019-2020 учебный год составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №5 с учетом примерной программы «От ...
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа разработана для разновозрастной группы от 3 до 7 лет....
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе.
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2019- 2020 учебный год музыкального руководителя
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных. Психи...
Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год
Настоящая рабочая программа (далее Программа) по развитию детей группы раннего дошкольного возраста разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования...