конспект по нравственному воспитанию о дружбе
план-конспект занятия (средняя группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

формируем у детей нравственность и воспитываем в них чувство взаимовыручки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности

с детьми средней группы компенсирующей направленности по нравственно – патриотическому воспитанию «Все мы друзья!»

Тема недели: «Друзья»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

познавательное развитие:

- уточнять и закреплять знания детей о друзьях, дружбе;

- формировать интерес к словам друг, доброта, верный, отзывчивый;

- расширять представления детей о мальчиках и девочках;

- развивать логическое мышление;

- развивать воображение;

речевое развитие:

- формировать у детей навыки употребления связной речи и простой распространённой фразы;

- обогащать словарь детей по теме: «Друзья»;

- продолжать знакомить со стихотворениями о дружбе;

- формировать умения детей грамотно и полно отвечать на вопросы.

социально-коммуникативное развитие:

- формировать умение передавать информацию собеседнику в процессе межличностного взаимодействия;

- формировать умение вступать в речевое взаимодействие;

- воспитывать произвольное поведение путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности;

- формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников;

- формировать заинтересованность деятельностью;

- развить эмоциональный отклик на просьбу о помощи;

- развивать активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом, сверстниками.

художественно-эстетическое развитие:

- развивать умение выполнять коллективную работу;

- развивать умение ориентироваться на большом листе бумаги, ватмане;

- развивать интерес к предложенному заданию.

- развивать фантазию, творчество.

физическое развитие:

- развивать ловкость, быстроту реакции;

- развивать умение координировать речь и движения.

Методы и приемы:

Практические:

- И/у «Колокольчик вас зовет», «Здравствуй, друг!»;

- Ритмическое упражнение «Улыбка»

- Речевая игра «Вопрос-ответ»;

- Физминутка «Дружно за руки берись»;

- Коллективная творческая композиция «Плакат о дружбе»;

- Коммуникативное упражнение «Мостик дружбы»

Наглядные:

- показ глобуса, карты мира;

- презентация на доске «Карта мира»;

- показ иллюстраций и картин с изображением девочки, мальчика;

- нарисованные детские ладошки, вырезанные детьми, складные человечки, птички-оригами, облака, травка из цветной бумаги.

Словесные:

- чтение стихотворений о дружбе;

- закрепление добрых и вежливых слов;

- вопросы воспитателя;

- ответы на вопросы воспитателя.

Материалы, оборудование:

ТСО: доска.

Демонстрационный: картинки, различные иллюстрации с изображением девочки и мальчика, девочка и мальчик играют, колокольчик, глобус, карта мира, маски ежика и зайчика.

Раздаточный: ватман с наклеенным изображением глобуса, клей, разноцветные вырезанные ладошки и картинки для создания композиции.

Предварительная работа: беседы о дружбе, друзьях, хороших и плохих поступках, чтение сказки в стихах «Жили два друга», заучивание стихов на тему «Дружба», наблюдения за солнышком на прогулочном участке детского сада, разучивание речевых игр с движениями на тему: «Друзья», подбор иллюстраций и картинок, разноцветных ладошек с последующим вырезанием, для создания композиции «Плакат о дружбе».

Формы организации детской деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- Физминутка «Дружно за руки берись»

- Игра «Вопрос-ответ»

- Ритмическое упражнение «Улыбка»

- Упражнение «Мостик дружбы»

Игровая

- Игровое упражнение «Колокольчик вас зовет», «Здравствуй, друг»;

Коммуникативная

- Вопросы воспитателя

- Ответы детей

- Коммуникативное упражнение «Мостик дружбы»

Познавательно-исследовательская

- Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением девочки, мальчика, дети играют.

- Рассматривание глобуса, карты мира

Художественно – эстетическая

- Создание коллективной композиции «Плакат о дружбе»

Речевая

- Закрепление добрых и вежливых слов.

- Чтение стихов о дружбе.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Звонит в колокольчик и приглашает детей в круг: «Колокольчик вас зовет, поиграть со мной ведет. Дай мне руку, ты – мой друг, встанем вместе в дружный круг».

Ребята, я рада, что вы услышали колокольчик! Ведь он не простой, а волшебный. Он собирает в круг только хороших и добрых детей. Давайте поприветствуем друг друга.

 Игровое упражнение: «Здравствуй, друг»

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Вот мы и поздоровались с вами, ребята. Я вижу, вы улыбаетесь, у вас хорошее настроение.

Вопросы детям: А давайте вспомним, когда у вас бывает еще такое радостное настроение? А когда наоборот, вы сердитесь или злитесь? Вы совершаете добрые поступки? Какие добрые поступки вы уже сделали?
Молодцы! А я знаю ещё один добрый поступок, от которого сразу всем станет весело. Давайте мы с вами друг другу подарим улыбку и скажем «Доброе утро!».
Ритмическое упражнение: «Улыбка»

Как же весело у нас стало и ярко от ваших улыбок! Скажите мне, пожалуйста, а вы – кто? Кто Сережа, Дима, Андрей?
В
ерно. В нашей группе есть мальчики. А ходят ли в нашу группу девочки? Кто девочки? Правильно, у нас есть мальчики, и есть девочки. Теперь я приглашаю вас присесть на свои места. Пусть сначала сядут девочки, а потом мальчики.

Дети подходят к воспитателю берутся за руки, встают в круг

Дети выполняют движения согласно тексту

Дети отвечают на вопросы, предполагаемые ответы:

«Встреча друзей в детском саду утром; игрушку отбирают, не делятся игрушкой»

Дети улыбаются друг другу и громко говорят «Доброе утро»

Дети отвечают на вопросы: это мальчики

Дети называют имена девочек

Сформирована заинтересованность деятельностью.

Сформированы навыки показа движений согласно тексту и употребления связной речи.

Сформированы умения грамотно и полно отвечать на вопросы

Сформированы умения употреблять в речи простую распространенную фразу

Сформированы умения различать детей по половым признакам

2

Теперь я приглашаю вас присесть на свои места. Пусть сначала сядут девочки, а потом мальчики.
Девочки и мальчики, хочу у вас узнать – чем же вы отличаетесь?
П
равильно. А есть ли у вас что-то одинаковое?
Да, вы все любите играть, веселиться.
Молодцы, ребята. Вы всё верно сказали. У вас много разного, но также вы чем-то похожи друг на друга. Но, несмотря, ни на что, разные вы или одинаковые, вы должны жить дружно, вы должны помогать друг другу, если необходима помощь, делиться игрушками, уступать друг другу, не ссориться. В этом и заключается дружба.

Игра «Вопрос- ответ»
Будем крепко мы дружить? 
Дружбой нашей дорожить? 
Будем друга обижать? 
И игрушки отбирать? 
Будем мы игрой делиться? 
Вместе петь и веселиться? 
Молодцы, мальчики и девочки! Дружно отвечали, все правильно сказали

Дети садятся на стульчики

Дети отвечают на вопросы: девочки любят играть в куклы, а мальчики машинками, у девочек косички, а у мальчиков их нет, девочки носят платья, а мальчики – шорты 

Дети отвечают на вопрос: любят играть в игрушки, делиться ими, играть в разные игры, веселиться

Дети произносят слова «Да-да-да» или «Нет-нет-нет».

Сформировано умение спокойно занять свои места

Сформированы умения грамотно и полно отвечать на вопросы.

Закреплены знания о деятельности девочек и мальчиков, сформирован интерес к словам дружат, помогают, девочки, мальчики

Развито логическое мышление, внимание, воображение.

3

Физминутка «Дружно за руки берись»

Дружно за руки берись
Вправо – влево повернись
Будем веселиться
Прыгать и кружиться 
Много радостных людей  
Добрых верных нам друзей. 
Ссориться не будем
Про печаль забудем

Дети выполняют повороты вправо – влево

Дети хлопают в ладоши, прыгают, кружатся,

идут по кругу

подходят к центру

отходят назад

Сформировано умение координировать речь и движения

Расширены представления о дружбе, друзьях.

Обогащен словарь по теме «Друзья»

4

Предлагает детям присесть на свои места.

Мы с вами теперь знаем, что такое дружба. Мальчики и девочки всегда живут дружно не зависимо от того, что им нравится – играть машинками или куклами, строить гаражи из конструктора или домик для принцессы. А вы знаете о том, что на земле живёт много людей?

В каждом городе, в каждой стране живут такие же мальчики и девочки, как вы. И такие же взрослые, как ваши родители, как и я. Но все люди на земле разговаривают на разных языках, в каждой стране есть свои обычаи. Это люди разных национальностей.
Обращает внимание детей на глобус. 

Наша страна называется Россия, в ней живут россияне. В Америке – американцы, во Франции – французы. И у каждого из нас свой язык. Но, несмотря на это, мы должны жить в мире и согласии. Ведь очень плохо, когда люди ссорятся. Если все люди на нашей планете будут добры друг к другу, то Земля наша станет ещё теплее ещё прекраснее от ласковых слов, от правильных поступков. А какие добрые слова вы знаете?

   

Дети садятся

Дети отвечают на вопросы

Дети рассматривают глобус, карту мира

Дети отвечают на вопросы: здравствуйте, привет, до свидания, пока, пожалуйста, спасибо

Ознакомлены с понятием друзья, дружба

Сформировано умение вступать в речевое взаимодействие.

Сформировано умение передавать информацию собеседнику в процессе межличностного взаимодействия.

Сформировано умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников.

5

Ребята, бывает такое, что вы ссоритесь? Из-за чего вы ссоритесь? Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика,   каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.

Выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, и предлагает изобразить происходящую ситуацию.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул. Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья. Заяц обиделся: «Значит ты Ёж, мне как товарищ совсем не хорош!»

Спрашивает детей: 

- Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?

- Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было?

Отвечают на вопросы

Когда мы не можем поделить что-то, хотим делать одно и то же.

Надевают маски и изображают происходящую ситуацию

Обсуждают проблему, находят пути её решения

Ответы детей

Развито умение отвечать полным предложением

Развито произвольное поведение путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности.

Развита ловкость, быстрота реакции.

Развит эмоциональный отклик на просьбу о помощи.

6

Ещё раз читает стихотворение, с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.

- В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул. Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: « Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»

Спрашивает детей: Что нужно сделать, чтобы не ссориться?

- Как вы считаете, каким должен быть друг?

Дети изображают происходящую ситуацию

Отвечают на вопросы: Уметь договариваться.

- добрым, внимательным, отзывчивым

Сформировано желание изображать происходящую ситуацию

7

Предлагает составить необычный плакат о дружбе. Сделаем солнышко из вырезанных разноцветных ладошек.

Ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – планетой дружбы и добра.

Читает стихотворение: 
Ярче солнечных лучей  дружба в целом свете. Ведь с друзьями веселей на любой планете. 

Дети подходят к столу, на котором расположен ватман с приклеенным земным шаром.

Сформирована заинтересованность деятельностью. Сформировано желание создавать коллективную композицию, плакат о дружбе.

Развито умение ориентироваться на большом листе бумаги, развито воображение.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.

Сформировано умение оценивать свои действия.

8

Спрашивает: Так что же такое дружба? 

Читает стихотворение

Дружит с солнцем ветерок, а роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок, дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам поделить мы рады!
Только ссориться друзьям никогда не надо!

Подводит итог занятия, предлагает оценить детям свои действия по выполненному заданию.

Коммуникативное упражнение: «Мостик дружбы»

Отвечают на вопросы

Повторяют стихотворение за педагогом

Дети берутся за руки, поднимают руки вверх, соединяют их в центре, изображая «Мостик дружбы»

Развито умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников;

Развито активное и доброжелательное взаимодействие с педагогом, сверстниками.

Развито активное взаимодействие со сверстниками.

Использованная литература: Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.- 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Закреплять знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека....

Конспект по нравственному воспитанию в старшей группе "Доброта и дружба"

Конспект по нравственному воспитанию в старшей группе "Доброта и дружба"...

Конспект по нравственному воспитанию «Дерево Дружбы»

Конспект по нравственному воспитанию «Дерево Дружбы»...

Конспект по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Цели занятия:Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. ...