Оздоровительно-игровой час
методическая разработка

Мозговая Марина Сергеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnyy_igrovoy_chas.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»

Методический час

На тему: «Что такое оздоровительно - игровой час?»

Подготовил:

Старший воспитатель: Мозговая М.С.

Ноябрь 2019г.

г. Буденновск

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

 Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития   детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

    Современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы,  

 При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня   ДОУ предусмотрено 3 занятия в неделю физической культуры и 1 занятие на воздухе (5-7 лет). Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни (Актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. (Такое положение тела, которое сохраняется неизменным напротяжении длительного времени без видимых движений и мускульных сокращений). Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности  объединили в такую инновационную форму как"оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.  

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

Задачи

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

        Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми раннего и младшего возраста.

С детьми раннего и младшего дошкольного возраста помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гимнастики,   физкультуры, прогулок и пр.),   советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника. Этот  промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема  полдника.

Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа.

Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем занятие физкультуры, продолжительности до 20 мин. У детей раннего и младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом.  

Структура оздоровительно-игрового часа 

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • игры с водой (в теплый период года)
  • дыхательная гимнастика

В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

• влиять на психофизиологическое развитие детей;

• развивать моторные умения;

• организовывать детей для коллективного действия;

• легко усваиваться детьми;

• легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

• не требовать особых приспособлений и пособий.

 Хочется отметить Основные положения применения физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур:

• подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц.

• желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

• упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

• важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

• во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

• закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

 Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Оздоровительно-игровой час  в старшей группе.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в группе в актированные дни   в первой половине дня. Его длительность составляет   в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они      проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий).

Тема:   В мире сказок

Содержание

Примечание

  1. Комплекс ОРУ «Поросята»
  2. Дыхательные упражнения: «Ветер», «Шорох листьев» , массаж
  3.  Упражнения с обручами (Дети строят себе домики)
  4. Подвижная игра «Найди свой домик»

Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве, упражнения для профилактики верхних дыхательных путей.

По сказке «Три поросенка».

  1. Разминка образно – игровая «Буратино»
  2. Танцевальный этюд «Фонарики»

Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.Танцевальный этюд направлен на позитивный настрой и общеукрепляющее состояние организма.

  1. Психогимнастика    

«В кукольном театре» (гимнастика)

  1. Создание простых конусных  игрушек по мотивам сказок.

Дать ребенку возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога

Развитие мелкой моторики рук.

Проводится совместно с педагогом

Обыгрывание  изготовленных игрушек

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке»

Развития подвижности органов артикуляции.

Мастер-класс

Оздоровительно-игрового часа

(в группе раннего возраста)

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса Оздоровительно-игрового часа после сна:

Развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.

Предварительная работа:

Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики и закаливания детей: массажные коврики, дорожки здоровья, гимнастические палки, массажные мячики, игрушка - ежа.

Ход мастер-класса:

Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Оздоровительно-игровой час» после сна.

 

«Оздоровительно-игровой час» после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Вашему вниманию предлагаются:

 Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна: 

  • пробуждающая гимнастика
  • ходьба по дорожкам здоровья
  • массаж активных точек
  • подвижные игры
  • игры с водой (в теплый период года)
  • дыхательная гимнастика

 Виды гимнастики после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

Гимнастика с использованием тренажеров;

Пробежки по массажным дорожкам.

 

Мы покажем гимнастику КОМПЛЕКСНОГО  ХАРАКТЕРА куда входят все перечисленные виды гимнастик.

 

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна

           Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

  Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма,  для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку.

Воспитатель: Ребята, тихонько просыпаемся. Пока вы спали, к нам в группу пришел ёжик.   Покажем ему нашу гимнастику.  

«Гимнастика для ребят»

Сон прошел, и мы проснулись,

Улыбнулись, потянулись,                    (Дети потягиваются, лежа на спине)

Ладошки друг о дружку трем              (Потирают одну руку о другую)

И в ладошки громко бьем.                   (Хлопают)

А теперь поднимем ножки,                  (Поочередно поднимают ноги)

Левая и правая — мы ребята бравые.

 

Сели на кроватке,                                    (Сидя в кровати)

Почесали пятки,

Погладили  немножко,                            (Ладошками гладят ножки)

Набирайтесь силы, ножки!

Мы топаем ногами,                                 (стоя около кроваток)

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И прыгаем кругом.                                 (повторить 2 раза)

Сил набрались наши ножки,

И пошли мы по дорожке, 

                                            (Ходят по дорожке здоровья, руки в стороны)

По дорожке не простой,

По неровной — вот какой!

                             (На паласе выполним дыхательное упражнение)  

И.п. – о.с. 
1 – сделать «уточек»,  поднять плечи вверх, носиком вдохнули;

2 – и выдыхаем -опустить плечи вниз, произнося звукоподражания «кря-кря-кря».                    (3-раза)

И снова пошли мы по дорожке!

По дорожке непростой,

По неровной-вот какой!

(Ходят по дорожке здоровья)

А теперь мы будем с вами лягушатами носиком вдохнули, плечи подняли и выдыхаем ,плечи опускаем, «ква-ква-ква», еще раз  носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква», и последний раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква».

       Проходим на стульчики, садимся и массируем стопы (катают стопами     гимнастические палки)

(Воспитатель по окончании упражнения убирает палки)

А теперь мы ежиков возьмем

И катать между ладошками начнем!

Вверх вниз его катаем,

Наши ручки развиваем.

(массаж ладошек мячиками )

Воспитатель собирает мячики о корзинку.

Далее проводится сухое растирание мягкой рукавицей рук и ног. (1-3 мин)

Мы погладим пузики,   
Толстые арбузики.

Мы потрем себе бока,

Надо их размять слегка.

Потом погладим ножки,

А потом обратно,

Чтобы было нам приятно!   
Спит щеночек,

Спит котенок.   
Улыбается ребенок.

                                        Воспитатель предлагает поиграть с ежиком.

За грибами в лес идем,

Прыгаем по кочкам

А в лесу колючий еж,

Стережет грибочки.

Ты нас ежик не коли,

       А скорее догони        (повт.2-3 раза)

Заканчивается гимнастика четверостишием:

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

А раз кончилась игра,

Одеваться нам пора.

Затем дети одеваются и идут в умывальную комнату.

Список использованных источников

1.         Гаврючина Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

2.    Алямовская В.Г.  Как воспитать здорового ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план оздоровительного игрового часа для младшей группы

Цель:  развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья....

Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа

Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа включает в себя игры с водой. плоскостными планшетами, с предметами. Предусматривает деление детей на условные ...

Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня

Оздоровительно-игровой час как форма  организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня. Включает в себя три блока....

Оздоровительно-игровой проект "Зиминие забавы"

Реализация проекта в средней группе....

Оздоровительно-игровой час во второй младшей группе: «Теремок»

Программное содержание: формировать умение правильно выполнять движения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат, развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать интерес к...

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»...