Оздоровительно-игровой час
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»
Методический час
На тему: «Что такое оздоровительно - игровой час?»
Подготовил:
Старший воспитатель: Мозговая М.С.
Ноябрь 2019г.
г. Буденновск
Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.
Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.
К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы,
При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.
От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.
В режиме дня ДОУ предусмотрено 3 занятия в неделю физической культуры и 1 занятие на воздухе (5-7 лет). Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни (Актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. (Такое положение тела, которое сохраняется неизменным напротяжении длительного времени без видимых движений и мускульных сокращений). Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.
Все эти виды деятельности объединили в такую инновационную форму как"оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в разных видах деятельности.
Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников
Задачи
- Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
- Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
- Повышение умственной и физической работоспособности.
Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми раннего и младшего возраста.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста помимо общеорганизационного совершенствования проведения плановых режимных мероприятий (утренней гимнастики, физкультуры, прогулок и пр.), советуем обратить внимание на возможность использования для целенаправленной игровой деятельности периода от дневного сна до полдника. Этот промежуток времени естественно вписывается в режим дня как оздоровительно-игровой час, позволяющий провести обязательные закаливающие процедуры, повысить двигательную активность детей за счет организованной игровой деятельности, а также вызвать у ребенка за счет активных энергозатрат аппетит к моменту приема полдника.
Общие требования к проведению оздоровительно-игрового часа.
Оздоровительно-игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем занятие физкультуры, продолжительности до 20 мин. У детей раннего и младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом.
Структура оздоровительно-игрового часа
- пробуждающая гимнастика
- ходьба по дорожкам здоровья
- массаж активных точек
- подвижные игры
- игры с водой (в теплый период года)
- дыхательная гимнастика
В дни проведения оздоровительно-игрового часа занятие физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.).
У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.
Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:
• влиять на психофизиологическое развитие детей;
• развивать моторные умения;
• организовывать детей для коллективного действия;
• легко усваиваться детьми;
• легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;
• не требовать особых приспособлений и пособий.
Хочется отметить Основные положения применения физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающих процедур:
• подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц.
• желательны упражнения в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;
• упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;
• важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;
• во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;
• закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.
Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.
Оздоровительно-игровой час в старшей группе.
"Оздоровительно-игровой час" организуется в группе в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.
Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.
На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий).
Тема: В мире сказок
Содержание | Примечание | |
| Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве, упражнения для профилактики верхних дыхательных путей. | По сказке «Три поросенка». |
| Разминочный комплекс направлен на разогрев всех групп мышц.Танцевальный этюд направлен на позитивный настрой и общеукрепляющее состояние организма. | |
«В кукольном театре» (гимнастика)
| Дать ребенку возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога Развитие мелкой моторики рук. | Проводится совместно с педагогом Обыгрывание изготовленных игрушек |
Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом язычке» | Развития подвижности органов артикуляции. |
Мастер-класс
Оздоровительно-игрового часа
(в группе раннего возраста)
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса Оздоровительно-игрового часа после сна:
Развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укрепления здоровья.
Предварительная работа:
Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики и закаливания детей: массажные коврики, дорожки здоровья, гимнастические палки, массажные мячики, игрушка - ежа.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Оздоровительно-игровой час» после сна.
«Оздоровительно-игровой час» после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Вашему вниманию предлагаются:
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:
- пробуждающая гимнастика
- ходьба по дорожкам здоровья
- массаж активных точек
- подвижные игры
- игры с водой (в теплый период года)
- дыхательная гимнастика
Виды гимнастики после дневного сна.
Разминка в постели и самомассаж;
Гимнастика игрового характера;
Гимнастика с использованием тренажеров;
Пробежки по массажным дорожкам.
Мы покажем гимнастику КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА куда входят все перечисленные виды гимнастик.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма, для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку.
Воспитатель: Ребята, тихонько просыпаемся. Пока вы спали, к нам в группу пришел ёжик. Покажем ему нашу гимнастику.
«Гимнастика для ребят»
Сон прошел, и мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись, (Дети потягиваются, лежа на спине)
Ладошки друг о дружку трем (Потирают одну руку о другую)
И в ладошки громко бьем. (Хлопают)
А теперь поднимем ножки, (Поочередно поднимают ноги)
Левая и правая — мы ребята бравые.
Сели на кроватке, (Сидя в кровати)
Почесали пятки,
Погладили немножко, (Ладошками гладят ножки)
Набирайтесь силы, ножки!
Мы топаем ногами, (стоя около кроваток)
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И прыгаем кругом. (повторить 2 раза)
Сил набрались наши ножки,
И пошли мы по дорожке,
(Ходят по дорожке здоровья, руки в стороны)
По дорожке не простой,
По неровной — вот какой!
(На паласе выполним дыхательное упражнение)
И.п. – о.с.
1 – сделать «уточек», поднять плечи вверх, носиком вдохнули;
2 – и выдыхаем -опустить плечи вниз, произнося звукоподражания «кря-кря-кря». (3-раза)
И снова пошли мы по дорожке!
По дорожке непростой,
По неровной-вот какой!
(Ходят по дорожке здоровья)
А теперь мы будем с вами лягушатами носиком вдохнули, плечи подняли и выдыхаем ,плечи опускаем, «ква-ква-ква», еще раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква», и последний раз носиком вдохнули и выдыхаем «ква-ква-ква».
Проходим на стульчики, садимся и массируем стопы (катают стопами гимнастические палки)
(Воспитатель по окончании упражнения убирает палки)
А теперь мы ежиков возьмем
И катать между ладошками начнем!
Вверх вниз его катаем,
Наши ручки развиваем.
(массаж ладошек мячиками )
Воспитатель собирает мячики о корзинку.
Далее проводится сухое растирание мягкой рукавицей рук и ног. (1-3 мин)
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Мы потрем себе бока,
Надо их размять слегка.
Потом погладим ножки,
А потом обратно,
Чтобы было нам приятно!
Спит щеночек,
Спит котенок.
Улыбается ребенок.
Воспитатель предлагает поиграть с ежиком.
За грибами в лес идем,
Прыгаем по кочкам
А в лесу колючий еж,
Стережет грибочки.
Ты нас ежик не коли,
А скорее догони (повт.2-3 раза)
Заканчивается гимнастика четверостишием:
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
А раз кончилась игра,
Одеваться нам пора.
Затем дети одеваются и идут в умывальную комнату.
Список использованных источников
1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план оздоровительного игрового часа для младшей группы
Цель: развивать двигательную активность, формировать культуру движений, способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья....
Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа
Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа включает в себя игры с водой. плоскостными планшетами, с предметами. Предусматривает деление детей на условные ...
Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня
Оздоровительно-игровой час как форма организации закаливания детей раннего возраста во второй половине дня. Включает в себя три блока....
Оздоровительно-игровой проект "Зиминие забавы"
Реализация проекта в средней группе....
Оздоровительно-игровой час во второй младшей группе: «Теремок»
Программное содержание: формировать умение правильно выполнять движения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат, развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать интерес к...
План оздоровительно – игрового часа на год.
Для детей 2-3 лет...
Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»
Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»...