Коммуникативный опыт как фактор формирования мировоззрения личности
статья
Детский опыт коммуникативного взаимодействия как фактор формирования базовых установок личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhinina_statya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружинина Алтынай Георгиевна
заведующий МБДОУ
«Детский сад №163»
г. Барнаул, Алтайский край
Коммуникативный опыт как фактор формирования
мировоззрения личности
Несомненна значительность роли образования в жизни современного ребенка, будущего взрослого, но какое оно должно быть сегодня, чтобы действительно стать полезным завтра. Довольно часто, на сегодняшний день, мы встречаемся с тем, что возникает недопонимание между родителями, педагогами, детьми. К сожалению, педагоги все чаще сталкиваются с ожиданиями родителей на получение «продукта», ведь им оказывается «услуга». Дети, большие или маленькие, в свою очередь, перенимают позицию «потребителя услуги», и, как закономерность, педагог сталкивается с определенной пассивностью и ожиданием со стороны подрастающего ребенка, который ожидает инициативы и развлечения со стороны взрослого, но не готов сам проявить усилия для овладения содержанием образования.
В этом явлении, на наш взгляд, проявляется изменение основных личностных установок, которые позже могут влиять на активность и жизненные взгляды человека. Иными словами, мы говорим о мировоззрении, как базовой составляющей личности.
В современном мире человек часто стоит перед проблемой личностного выбора и морально-нравственной ответственности в ситуации динамически подвижных экономических, политических, социальных условий. И здесь важна стабильная система ценностных ориентиров личности, которая определяла бы позицию человека в той или иной обстановке, иначе каждое жизненное явление становится серьезным испытанием, а социальная среда только усугубляет ситуацию. Данное положение неблагоприятным образом сказывается не только на уровне отдельно взятой личности, но и для развития общества в целом.
Философский словарь дает толкование: «мировоззрение — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей…»
Процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка. Уже в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, определяется отношение к миру [1, 3, 4].
У ребенка можно выделить три вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру. Отношение к самому себе было и до сих пор остается первой выделяемой чертой личности. Отношение к другим людям также описывается как одно из основных образующих личности. Отношения к предметному миру формируются в развитии связей между людьми и предметами, опосредствующих эти отношения.
Важнейшее значение в формировании основных личностных качеств имеет для ребенка тот опыт общения, на основе которого эти три компонента у него и складываются. На этом этапе особое значение имеет наличие общих представлений и взаимопонимание в способах воздействия семьи и педагогов.
Известно, что ребёнок, имеющий положительный эмоциональный опыт, в дальнейшем успешно адаптируется в социуме. Позитивный коммуникативный опыт может служить основой для формирования психологически благополучной личности с целостным, непротиворечивым мироощущением, принятием себя и своего места в мире, сознанием собственных сил и активной жизненной позицией. Формирование данного типа мировоззрения дает человеку возможность развиваться как личности, успешно реализовывать себя в обществе.
Если в силу жизненных обстоятельств ребенок не получил должного уровня внимания, заботы, принятия его значимости и способности влиять на ситуацию, то это может с большей долей вероятности стать основой формирования неблагоприятного типа мировоззрения личности. Сталкиваясь с социумом, такой ребенок попадает в ситуацию внутреннего конфликта, который необходимо каким-либо образом разрешать. А так как навыков конструктивного выхода из некомфортной ситуации у него еще нет, то позиция «потребителя услуги» начинает проявляться с разной степенью активности, имея тенденцию к фиксации. И уже в дошкольном возрасте мы видим попытки компенсации формированием защитных механизмов [5].
Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним воздействиям у людей не одинакова. Психологическая защита снижает напряженность, приспосабливает человека к ситуации. Однако ребенок, как правило, испытывает слишком большое напряжение, чтобы успешно контролировать себя. В этом случае защита создает для него множество ограничений, приводит к пассивности, усугубляя ситуацию. Значительные затраты энергии на обеспечение работы защитных механизмов могут привести к нарушениям приспособляемости, не позволяя адекватно и творчески взаимодействовать с миром.
Целенаправленно формируя мировоззрение ребенка, мы предлагаем принять ему такие компоненты как знания и убеждения. Если знания представляют собой содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения складываются в качестве эмоционального отношения к этим знаниям, к миру и себе, на основе личного коммуникативного опыта.
Таким образом, внимание, эмоциональная поддержка ребенка, дает ему возможность получить необходимый опыт. Ведь невозможно передать ребёнку в готовом виде понятия ценности собственного деяния. Их он должен пережить сам, только собственный опыт по-настоящему учит человека, перерастает в осознанные убеждения.
Итак, мы убеждены в том, что необходимо формировать целенаправленно уже в дошкольном возрасте опыт положительного коммуникативного опыта как основу мировоззрения личности, опираясь на совместную деятельность педагогов и родителей.
Список литературы.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. с.7-39.
- Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.42-50.
- Лисина М. И. Генезис форм общения у детей./Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.212-228.
- Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с. 17-98.
- Никольская И. М., Грановская Р. М.. Психологическая защита у детей.— СПб.: Речь, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...
Практикозначимый проект «Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений»
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно поним...
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
статья о проблемах формирования личности в дошкольном возрасте...
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Общение как фактор формирования развития личности детей дошкольного возраста
Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей....
Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...