"Создание здоровьесберегающего пространства младшей группы ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"
консультация (младшая группа)
Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) одно из ведущих направлений деятельности дошкольного учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Предметно – развивающая среда в младшей группе ДОУ моделируется с учетом реализации всех направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ганжела Елена Викторовна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 1
Санкт – Петербург, Пушкинский р-н
«Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО
в соответствии с требованиями ФГОС»
Здоровье человека всегда было и остается на все времена очень важным аспектом. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых навыков и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в группе для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Принципы, на которых строится здоровьесберегающее пространство группы, предполагают обеспечение таких условий, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей соответствует их разнообразным потребностям. Академик Н.Н. Поддъяков считает, что хорошо развивающая среда – одно из главных условий оптимизации процесса саморазвития и активности ребенка. Она является для него стимулом стремления к творчеству и экспериментированию.
Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) одно из ведущих направлений деятельности дошкольного учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Предметно – развивающая среда в младшей группе ДОУ моделируется с учетом реализации всех направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования.
Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
В структуру здоровьесберегающего пространства младшей группы входят следующие компоненты:
- центр здоровья и двигательной активности;
- центр экологического образования;
- центр развития (математического и речевого);
- центр обучения детей правилам дорожного движения;
- центр искусства и музыкальной деятельности.
(при оформлении центров необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, оформление может строиться на сюжетной основе).
Работая над созданием здоровьесберегающего пространства в младшей группе, необходимо соблюдать следующие требования:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- вариативность;
- полифункциональность;
- безопасность.
Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, идёт формирование осанки, закладывается походка. Если в дошкольном возрасте произойдет нарушения осанки, то это в дальнейшем может привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, важна правильно подобранная мебель в соответствии СанПиН. Мебель должна соответствовать их росту и пропорциям тела и должна быть распложена таким образом, чтобы дать детям возможность активно двигаться.
Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психо-эмоционального комфорта в группе. Эффективность здоровьесберегающего образовательного пространства во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей.
Для создание здоровьесберегающего пространства в группе оформляется спортивный уголок с разнообразным традиционным и нетрадиционным спортивным инвентарем: кегли, скакалки, кольцеброс, мячи, колпачки для развития глазомера, атрибуты для развития дыхания, атрибуты для профилактики плоскостопия.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Одно из направлений по созданию здоровьесберегающего пространства – это взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада дома. Сайт детского сада является площадкой для знакомства родителей с принципами здорового образа жизни.
Литература:
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психической коррекции М.изд.центр Академ ия 2007
Змановский Ю.Ф.Воспитываем детей здоровыми М., Медицина, 1989
Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье МВентана Граф,2004
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях М., Мозаика – Синтез, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие...
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»
Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.Образовател...
"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...
Методическая разработка на тему:"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Материал о структуре здоровьесберегающего пространства....
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Птичий двор»
Закрепляем представление о домашних птицах. Упражнять в отчетливом произнесении звукоподрожаний, способствуем развитию слухового внимания....
Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
laquo;Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» Здо...
Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС...