Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
статья (младшая группа)

Овсянникова Любовь Владимировна

«Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» 

 

 

            Здоровьесберегающая среда - это здоровое психолого-педагогическое

пространство в образовательной организации, комплекс условий,

организуемых администрацией образовательной организации, всем

педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников

и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей,

создания оптимальных условий для профессиональной деятельности

педагогов.

Организация активного взаимодействия педагога и младшего дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе. Поэтому следует тщательно подходить к созданию такой среды, которая призвана обеспечить личностно – ориентированные отношения с воспитанниками. Необходимо обеспечить развивающую среду с позиции здоровье сбереженияЗдоровье сберегающее пространство способствует:

- профилактике различного рода негативных проявлений;

- успешной адаптации детей в ДОУ;

- обеспечивает творческую атмосферу для участников образовательного процесса.

            Условия здоровьесберегающей среды:

- обеспечение полноценного питания детей в образовательномучреждении;

- интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительныхмероприятий;

- широкое использование программ образования в сфере здоровья;

- оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;

- рациональная организация учебного процесса и режима учебнойнагрузки;

- обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей;

- совершенствование системы физического воспитания;

- обеспечение психологического комфорта всем участникамобразовательного процесса;

- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- улучшение социальной адаптации и обеспечение семейногоконсультирования, ориентированного на укрепление здоровья воспитанников;

- организация работы по укреплению здоровья педагогов;

- проведение мониторинга здоровья.

 

            Таким образом, можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей среды:

- организационная культура;

- социальное окружение и взаимоотношения;

- педагогические технологии;

- духовная среда;

- образовательные и учебные программы;

- информационная среда;

- физическое окружение.

 

 

            Здоровьесберегающая предметно-пространственная среда:

- центры здоровья в группах (уголок здоровья в группе)

- центры двигательной активности (массажные коврики, дорожки для профилактики плоскостопия, обручи и пр.)

- центры экологического образования в группах

- центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья)

- центры обучения ПДД

- центры конструктивной деятельности

- центр эксперементально-исследовательский.

            Пространство группы следует организовывать в виде разграниченных зон (центры,  уголки). Все предметы должны быть доступны. ППС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определяется устойчивость и постоянство среды – это условие ее стабильности, привычности (уголок чтения, уголок уединения, шкаф с игрушками). Одно из основных направлений по созданию здоровьесберегающей среды в младшей группе – это взаимодействие с родителями. Понимание и поддержка начинаний детского сада дома.Главная задача – прививать навык у детей ухаживать за собой и своим телом. Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка. Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого,необходимо осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма.В течение всего дня пребывания детей в детском саду следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, стоит не только показывать, но и рассказывать, как правильно сидеть.В формировании правильной осанки большую роль играет одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения. С этой целью проводится работа с родителями. Большое внимание на осанку оказывает состояние стоп. Если ребёнок страдает плоскостопием или косолапостью, необходимо обратить внимание на осанку. Поэтому для профилактики рекомендуется использовать массажные коврики, проводить корригирующую гимнастику. Ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастика.

поведения и формирование навыковздоровьесберегающего поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovsyannikova_konferentsiya_dou.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Овсянникова Л. В., воспитатель

ГБОУ СОШ № 246, Приморского района

г. Санкт-Петербурга

«Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» 

        Здоровьесберегающая среда - это здоровое психолого-педагогическое

пространство в образовательной организации, комплекс условий,

организуемых администрацией образовательной организации, всем

педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников

и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей,

создания оптимальных условий для профессиональной деятельности

педагогов.

Организация активного взаимодействия педагога и младшего дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе. Поэтому следует тщательно подходить к созданию такой среды, которая призвана обеспечить личностно – ориентированные отношения с воспитанниками. Необходимо обеспечить развивающую среду с позиции здоровье сбережения. Здоровье сберегающее пространство способствует:

- профилактике различного рода негативных проявлений;

- успешной адаптации детей в ДОУ;

- обеспечивает творческую атмосферу для участников образовательного процесса.

        Условия здоровьесберегающей среды:

- обеспечение полноценного питания детей в образовательномучреждении;

- интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительныхмероприятий;

- широкое использование программ образования в сфере здоровья;

- оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения;

- рациональная организация учебного процесса и режима учебнойнагрузки;

- обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей;

- совершенствование системы физического воспитания;

- обеспечение психологического комфорта всем участникамобразовательного процесса;

- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- улучшение социальной адаптации и обеспечение семейногоконсультирования, ориентированного на укрепление здоровья воспитанников;

- организация работы по укреплению здоровья педагогов;

- проведение мониторинга здоровья.

        Таким образом, можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей среды:

- организационная культура;

- социальное окружение и взаимоотношения;

- педагогические технологии;

- духовная среда;

- образовательные и учебные программы;

- информационная среда;

- физическое окружение.

        Здоровьесберегающая предметно-пространственная среда:

- центры здоровья в группах (уголок здоровья в группе)

- центры двигательной активности (массажные коврики, дорожки для профилактики плоскостопия, обручи и пр.)

- центры экологического образования в группах

- центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья)

- центры обучения ПДД

- центры конструктивной деятельности

- центр эксперементально-исследовательский.

        Пространство группы следует организовывать в виде разграниченных зон (центры,  уголки). Все предметы должны быть доступны. ППС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определяется устойчивость и постоянство среды – это условие ее стабильности, привычности (уголок чтения, уголок уединения, шкаф с игрушками). Одно из основных направлений по созданию здоровьесберегающей среды в младшей группе – это взаимодействие с родителями. Понимание и поддержка начинаний детского сада дома.Главная задача – прививать навык у детей ухаживать за собой и своим телом. Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка. Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого,необходимо осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма.В течение всего дня пребывания детей в детском саду следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, стоит не только показывать, но и рассказывать, как правильно сидеть.В формировании правильной осанки большую роль играет одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения. С этой целью проводится работа с родителями. Большое внимание на осанку оказывает состояние стоп. Если ребёнок страдает плоскостопием или косолапостью, необходимо обратить внимание на осанку. Поэтому для профилактики рекомендуется использовать массажные коврики, проводить корригирующую гимнастику. Ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастика.

поведения и формирование навыковздоровьесберегающего поведения.

Для решения задач по сохранению и укреплению здоровья детей,

созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации

необходимо применять различные технологии, а именно:

- технологии обучения здоровому образу жизни: проблемные ситуации,

игротерапия, сказкотерапия, коммуникативные игры, самомассаж и точечный

массаж, игровые занятия с использованием методической литературы и

компьютерных технологий;

- технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика,

динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика

пробуждающая, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая;

- создание краткосрочных и долгосрочных проектов в рамках системы

"ребенок-педагог-родители", использование дидактических материалов по

валеологии и безопасности жизнедеятельности, а также профилактике

дорожно-транспортного травматизма;

- медико-профилактические технологии: лечебно-оздоровительные

мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа.

Все эти мероприятия дают положительные результаты. Уровень заболевания детей имеет тенденцию к снижению. Все они помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.

В своей работе мы:

- привлекаем родителей к совместной работе по оздоровлению детей (ритмическая гимнастика);

- объединяем усилия воспитателей и родителей для эффективной организации физкультурно- оздоровительной работы;

- проводим консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, по ознакомлению их с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом.

Наиболее типичными трудностями в организации здоровьесберегающей  среды являются:

- отсутствие медицинского и технического оборудования;

- недостаточный уровень готовности персонала (как педагогов, так и

медицинских работников) к перестройке работы образовательной

организации в данном направлении;

- отсутствие в штатном расписании ставок специалиста по культуре

здоровья;

- отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность

образовательной организации в данном направлении.

        Управление процессом сохранения и укрепления здоровья детейкомплексно, с использованием программы, предусматривает созданиездоровьесберегающей среды, которая способна сформировать осознанноездоровьесберегающее поведение. Сама программа по сохранению и укреплению здоровья включает в себя ценностно-целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты.

        Тем самым обеспечивается реализация основных направлений деятельностиобразовательного учреждения: образовательного, оздоровительно -профилактического, социально - психологического, мониторингового,профессионально - ориентированного, консультативного.

Подведя итог вышеизложенному, можно сделать вывод:

Здоровьесберегающая среда, созданная в группе, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Учебный процесс, строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. Система физкультурно-оздоровительной работы, позволяет решать вопросы полноценного физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»

Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.Образовател...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Птичий двор»

Закрепляем представление о домашних птицах. Упражнять в отчетливом произнесении звукоподрожаний, способствуем развитию слухового внимания....

Создание здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС

     Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и  тем проектным средствам, которые этому способств...

"Создание здоровьесберегающего пространства младшей группы ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"

 Создание  здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие)  одно из ведущих направлений ...

Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС

Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС...