Сценарий НОД по социально-бытовой ориентировки в подготовительной к школе группе воспитанников с ОВЗ Тема: «Фиксики в гостях у ребят»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Социализация ребенка с ОВЗ (нарушение зрения) является главной коррекционной задачей учителя-дефектолога. Сформировать представления о современной бытовой технике, развить умение безопасного использования её в повседневной жизни, актуально для детей с нарушениями зрения. Опека со стороны родных и близких ребенка с нарушениями зрения, приводит к развитию зависимости, не самостоятельности поведения в быту.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий НОД по социально-бытовой ориентировки в подготовительной к школе группе воспитанников с ОВЗ
Тема: «Фиксики в гостях у ребят»
Составила: Шестакова И.В.,
Учитель-дефектолог.
Цель: Развитие поисково-познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
Образовательная:
-обобщать знания детей об электричестве,
-расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
-познакомить детей с причиной проявления статического электричества,
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающая:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
-развивать волевую готовность к школе.
Воспитательная:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
-вызывать радость открытий, полученных из опытов,
-воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: батарейка, электроприборы, электричество, ток,
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, трудовая.
Предшествующая работа:
Беседы, просмотр иллюстраций на тему:« Электроприборы», «Безопасность», д/и «Наши помощники», с/р игры с использованием бытовой техники, экскурсия по д/саду: «Где и как используют электричество?».
Дидактические средства:
- Кукла Фиксика с батарейкой,
-веревка с узелками,
-пластмассовые палочки по количеству детей.
-кусочки шерстяной ткани, шелка,
-дидактическая игра "Как предметы помогают человеку",
- дидактическая игра "Что есть, что было",
-цветные шары,
-пластмассовая расческа
- бумажные фигурки: фиксика, солнышка и тучки.
ИТК: мультимедийный экран и проектор.
Мотивация: Кукла Фиксик перестала работать.
Содержание организованной деятельности детей
I. Организационный момент.
Дети проходят в комнату и подходят к столу, на котором стоит кукла фиксика Нолика.
Воспитатель:
- Ребята, Нолик уже ждет нас.
- Здравствуй, Нолик. Что интересного ты сегодня принес для ребят?
- Молчит? Не отвечает? Почему?
Дети высказывают свои предположения: сломался, нет батарейки, села батарейка и т.д.
- Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработал.
- Как вы думаете, почему наша игрушка стала работать?
- Верно, мы вставили батарейку. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?
Ответы детей.
- Нолик подсказывает мне, что это электричество. А что такое электричество? Давайте поговорим.
II. Беседа об электричестве.
Показ фрагмента из мультфильма «Фиксики о электричестве»
- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие - премаленькие частицы -электроны. Электричество есть в каждом доме.
- Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.).
Показ изображения электростанции на мультимедийном экране.
- Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
III. Игра "Ток бежит по проводам".
Ход игры:дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:- Нолик приготовил вам загадки.
IV. Загадки о бытовой технике.
Педагог читает загадки, дети отгадывают. На мультимедийном экране, по мере отгадывания, появляются изображения предметов.
1) Есть у нас в квартире робот, | 2) Летом папа наш привез |
4) Четыре теплых солнца | 5) Мигнет, моргнет, |
3) То назад, то вперед | 6) Дом на ножках, |
- Вот какие молодцы! Всё правильно ответили.
- Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили?
- Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.
- Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Как вы думаете, для чего человеку техника? (ответы детей). Действительно, техника – это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни.
V. Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку».
- Давайте расскажем, для чего нужны человеку электроприборы. Поиграем в игру «Как предметы помогают человеку». Но сначала разделимся на 2 команды: «Нолики» и «Симки».
- Для игры нам понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают для чего этот предмет нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару.
- Волосы – фен
- Спящий человек - будильник
- Ночь – фонарь
- Чашка – электрический чайник
- Ковер – пылесос
- Письменный стол – настольная лампа
- Фотография – фотоаппарат
- Платье – швейная машинка
VII. Дидактическая игра «Что есть, что было».
– Ребята, всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них? (ответы детей)
– Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов. Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, составляющие пару.)
- Пылесос – веник;
- Утюг – гладильная палка;
- Швейная машина – игла;
- Электролампа – свеча
- Песочные часы – электронные часы
- Камин – эл. обогреватель
- Счеты – калькулятор
- Печка – эл. плита
- Спицы – вязальный станок.
– Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
Воспитатель:
- Фиксики сейчас нам покажут, как правильно пользоваться приборами-помощниками.
VIII. Показ мультфильма о технике безопасности с электричеством.
Дети рассаживаются на стульчики и смотрят мультфильм о электричестве из серии «Фиксики о электричестве».
Воспитатель:
- Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
-Фиксики приглашают вас в лабораторию"Волшебного электричества", где мы научимся его ловить.
X. Экспериментирование.
Опыт 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель:
-Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод: в волосах живет электричество.
Опыт 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным самолетикам. Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к самолетику и потихоньку поднимите ее. Самолетик тоже будет подниматься. Почему? Палочка стала электрической и самолетик прилип к ней, притянулся. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 3.
Воспитатель:
- Ребята вспомните что случилось с нашим Ноликом? (ответы детей). Действительно, в нем не было батарейки. Когда я поставила батарейку, плюс к плюсу, минус к минусу, игрушка заработала. Почему?
- Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
-Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей).
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с нашими друзьями – Фиксиками, и их чудесной лабораторией.
Звучит мелодия из мультфильма «А кто такие - фиксики? Большой-большой секрет…». Дети прощаются с игрушкой.
XI. Итог. Обратная связь.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка фиксика. Сейчас он пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы над его головой прикрепите веселое солнышко. А если нет – то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.
(Дети прикрепляют над фиксиком солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки, и выясняет, если есть, почему дети прикрепили тучку).
- Спасибо, вам ребята. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Фиксики в гостях у ребят»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, ...
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»
Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...
Организованная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.
Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин...
Презентация музыкального занятия для детей подготовительной группы с использованием интерактивной доски: «Фиксики в гостях у ребят» Тема: «Ударные инструменты»
Тема: «Ударные инструменты»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Фиксики в гостях у ребят» в старшей группе
Цель занятия формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических ...
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе с ТНР по теме: "Осень в гости к нам пришла"
Задачи: Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Закрепление знаний о временах...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию ( ТИКО-конструирование) на тему «Фиксики в гостях у ребят»
Развитие конструкторских и творческих способностей детей....