Проект "Читающая мама"
проект (средняя группа)
В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. Однако чтение оказывает большое влияние на развитие и обогащение детской речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. Интерес к книге закладывается в раннем возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения. Поэтому мною разработан проект ««Читающая мама».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayushchaya_mama.docx | 136.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»
Долгосрочный проект
«Читающая мама»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Составила:
Воспитатель 1 к.к.
Драутор М.В.
г. Полевской, 2019 г.
Содержание проекта | Стр. |
Паспорт проекта | 3 |
Актуальность | 5 |
Основное содержание проекта | 7 |
Тематическое планирование работы | 10 |
Ожидаемые результаты | 12 |
Паспорт проекта
Наименование | «Читающая мама» |
Основание разработки проекта | В рамках реализации проекта «Читающая мама» в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей «Традиции семейного чтения». Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, о том, чтению в современной семье уделяется мало времени. Книги заменили телевизор и компьютер. |
Основные разработчики проекта | Драутор Марина Витальевна – воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида» |
Цель проекта | Создание условий по возрождению и развитию семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьей. |
Задачи | 1.Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг. 2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения. 3. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции 4. Привлечение мам в качестве волонтёров для чтения в детском саду. |
Тип проекта | Практико - ориентированный |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | 1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе. 2. Возрождение традиции домашнего чтения. 3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе. 4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. |
Сроки реализации проекта | 2019-2020 учебный год |
Участники проекта | Педагоги, родители и воспитанники всех возрастных групп, социальные партеры (городская детская библиотека) |
Актуальность проекта
В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. Однако чтение оказывает большое влияние на развитие и обогащение детской речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. Интерес к книге закладывается в раннем возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения. Поэтому мною
разработан проект ««Читающая мама».
Цель:
Создание условий по возрождению и развитию семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьей.
Задачи:
1.Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
3. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных
жанров, выражать эмоции
4. Привлечение мам в качестве волонтёров для чтения в детском саду.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (с 02.09.2019 – 01.06.2020г)
По целевой установке: практико-ориентировочный
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта решались задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье | В детском саду |
ежедневное чтение детям художественных произведений; | ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; | ввести в круг чтения детскую периодику; |
ввести в круг чтения детскую периодику; | контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения; |
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; | развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения; |
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; | привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения; |
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; | активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению); |
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; | вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
|
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:
- подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателей; пересказ занимательных эпизодов, прерванных на самом интересном месте; выразительное чтение родителя (воспитателя);
- «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Организационный этап.
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров.
- Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Провести анкетирование родителей.
- Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
- Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
- Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
- Внедрить новые формы работы с детьми.
- Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
- Создание буклета: «Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам»
- Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
- Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
- Экскурсия в детскую библиотеку совместно с детьми и родителями
- Составление памятки с наиболее актуальными художественными произведениями для средней группы ДОУ
- Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
- Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
- Обработать результаты реализации проекта.
- Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
- Провести презентацию проекта в рамках внутри садовского конкурса «Читающая мама – читающая страна».
- Оформить выставку конкурса «Книга своими руками»
- Показ на родительском собрании фильма, снятого на основе годовой работ «Книга в нашей жизни»
Тематическое планирование работы по проекту «Читающая мама»
Месяц | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь | 1)Формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение. 2)Привлечение родителей к мероприятиям, направленных на популяризацию чтения | 1) Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения; 2) принятие участие в акции газеты «Рабочая правда» - «Лига глотаталей текста» 3) Творческая продуктивная деятельность: лепка «Колобок катится по миру» |
Октябрь | 1)Учить детей бережно обращаться с книгой. Рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас книги. Обсудить правила работы с книгой 2)Научить преображать услышанное стихотворение в творческую работу по теме произведения. | 1)Беседа « В руку книгу я беру» 2)Экскурсия с родителями в детскую библиотеку 3)Творческая продуктивная деятельность: Рисование «Первый снег» на стихи Аким Я.Л. «Первый снег» |
Ноябрь | 1) Научить брать на себя роль, выявляя характерные особенности героев 2) Научить преображать услышанное стихотворение в творческую работу по теме произведения. 3) Расширять представления родителей о значимости книг и помощь в привлечении детей к книгам | 1)Театрализованная деятельность: инсценировка знакомых сказок, потешек, показ театров, игр-драматизаций 2)Творческая продуктивная деятельность: Аппликация на стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать» 3)Создание буклета: «Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам» |
Декабрь | 1) Учить выразительному прочтению стихотворения, интонационно выделяя главное. 2) Научить преображать услышанное стихотворение в творческую работу по теме произведения. | 1) Конкурс чтецов среди воспитанников группы –« Новый год идет к нам в дом» 2) Творческая продуктивная деятельность: Аппликация на стихотворение Сурикова И.З. «Зима» |
Январь | Развивать стремление инсценировки сказок. | Показ театра на фланелеграфе: «Журавль и цапля», «Лиса и козёл» |
Февраль | Озвучивание фильма по сказкам «Капризная кошка», «Красная Шапочка» | |
Март | Привлекать родителей для совместного времяпровождения с ребёнкам в рамках образовательного проекта | 1) «Встреча с любимой сказкой». Чтение по ролям родителями воспитанников 2) Песочная терапия: постановка сказки «Три поросенка» (обр. С. Михалкова) с помощью космического песка. |
Апрель | Научить творчески подходить к обобщению пройденного материала: совместно с родителями создавать творческую работу | Оформление выставки конкурса «Книга своими руками» |
Май | 1) прививать любовь к исследовательской деятельности, обобщать опыт работы | 1) Презентация проекта «Читающая мама» 2) Фотовыставка «Читающая мама» |
Июнь | 1) Обобщение полученной информации | 1) Оформление методической рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению». 2)Показ видеофильма на основе проделанной работы «Книга в нашей жизни» |
Ожидаемые результаты проекта
- Методические продукты
- Создание проекта «Читающая мама – читающая страна», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- Перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- Оформление методических рекомендаций: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
- Обобщение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- Создание презентации: «История возникновения книги; Как книга пришла к нам; Подробная биография авторов в презентациях»
- Создание видеофильма «Книга в нашей жизни»
3. Повышение рейтинга центра развития в социуме
- Размещение информация (фотоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;
- Творческий отчет о внедрении проекта «Читающая мама – читающая страна»;
- Публикация проекта работы на сайте «https://www.maam.ru/»
II. Социальный эффект
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
III. Перспектива
На основе образовательного проекта «Читающая мама – читающая страна» ввести традицию по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе путем проведения ежегодного проведения праздника «Праздник книги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мамы всякие нужны,мамы всякие важны…Мамы у всех разные, но они прекрасные…
Презентация ко Дню матери...
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку – маме через разл
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы»в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку ...
Спортивный праздник с мамами к дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые»
Спортивный праздник с мамами к дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые» Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать созданию традиций, теплых взаимоотношени...
Спортивный праздник с мамами ко дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые» (совместное мероприятие с начальной школой)
Участники: семьи имеющие детей школьников и дошкольников Цель: Зарядить положительными эмоциями детей.Задачи:1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать...
«НАШИ МАМЫ. ПРОФЕССИЯ НАШИХ МАМ. КАК Я ПОМОГАЮ МАМЕ. ХОББИ МАМЫ».
Цель: знакомить и расширять знания детей о приметах весны.Задачи: формировать у детей первичные понятия значимости мамы в семье; развивать интерес к профессии мамы, ее хобби; воспитыват...
Развлечение в средней группе, «Мама — это небо! Мама — это свет! Мама — это счастье! Мамы лучше нет!»
Конспект развлечения в средней группе на День Матери...
Проект "Мамы разные нужны. мамы всякие важны..." /"Профессии мамы"
Проект «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».Чтобы познакомить детей с профессиями, сформировать позитивные установки к труду и творчеству, За последнее время появились профессии, содержа...