Проект "Читающая мама"
проект (средняя группа)

В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. Однако чтение оказывает большое влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. Интерес к книге закладывается в раннем возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.

Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения. Поэтому мною разработан проект ««Читающая мама».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchaya_mama.docx136.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 49 общеразвивающего вида»

Долгосрочный проект

«Читающая мама»

(для детей среднего дошкольного возраста)

C:\Users\Марина\Desktop\fa17f1e4732f115832ed2f4dd36d048c.jpg

Составила:

Воспитатель 1 к.к.

Драутор М.В.

г. Полевской, 2019 г.

Содержание проекта

Стр.

Паспорт проекта

3

Актуальность

5

Основное содержание проекта

7

Тематическое планирование работы

10

Ожидаемые результаты

12

Паспорт проекта

Наименование

«Читающая мама»

Основание разработки проекта

В рамках реализации проекта «Читающая мама» в нашем детском саду было проведено анкетирование родителей «Традиции семейного чтения».

Проанализировав анкеты, я пришла к выводу, о том, чтению в современной семье уделяется мало времени. Книги заменили телевизор и компьютер.

Основные разработчики проекта

Драутор Марина Витальевна – воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №49 общеразвивающего вида»

Цель проекта

 Создание условий по возрождению и развитию семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьей.

Задачи

1.Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.

2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.

3. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных

жанров, выражать эмоции

4. Привлечение мам в качестве волонтёров для чтения в детском саду.

Тип проекта

Практико - ориентированный

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной

литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и

распространение опыта семейного

воспитания по приобщению детей к

художественной литературе.

4. Повышение компетентности

членов семьи в вопросах

воспитания грамотного читателя.

Сроки реализации проекта

2019-2020 учебный год

Участники проекта

Педагоги, родители и воспитанники всех возрастных групп, социальные партеры (городская детская библиотека)

Актуальность проекта

В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг. Однако чтение оказывает большое влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями. Интерес к книге закладывается в раннем возрасте. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.

Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем. К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения. Поэтому мною

разработан проект ««Читающая мама».

Цель:

Создание условий по возрождению и развитию семейного чтения, установление партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьей.

Задачи:

1.Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.

2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.

3. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных

жанров, выражать эмоции

4. Привлечение мам в качестве волонтёров для чтения в детском саду.

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный (с 02.09.2019 – 01.06.2020г)

По целевой установке: практико-ориентировочный 

Ожидаемый результат 

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной  литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта решались задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:

  • подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателей; пересказ занимательных эпизодов, прерванных на самом интересном месте; выразительное чтение родителя (воспитателя);
  • «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

  • сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
  • театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Реализация проекта предполагает:    

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия воспитателя с родителями;
  • взаимодействие воспитателя с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Организационный этап.

  1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров.
  3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  4. Провести анкетирование родителей.
  5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
  6. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

Практический этап.

  1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  2. Внедрить новые формы работы с детьми.
  3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
  4. Создание буклета: «Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам»
  5. Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.
  6. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
  7. Экскурсия в детскую библиотеку совместно с детьми и родителями
  8. Составление памятки с наиболее актуальными художественными произведениями для средней группы ДОУ
  9. Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

  1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
  2. Обработать результаты реализации  проекта.
  3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
  4. Провести презентацию проекта в рамках внутри садовского конкурса «Читающая мама – читающая страна».
  5. Оформить выставку  конкурса  «Книга своими руками»
  6. Показ на родительском собрании фильма, снятого на основе годовой работ «Книга в нашей жизни»

Тематическое планирование работы по проекту «Читающая мама»

Месяц

Задачи

Мероприятия

Сентябрь

1)Формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение.

2)Привлечение родителей к мероприятиям, направленных на популяризацию чтения

1) Ежедневное  чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения;

2) принятие участие в акции газеты «Рабочая правда» - «Лига глотаталей текста»

3) Творческая продуктивная деятельность:

лепка «Колобок катится по миру»

Октябрь

1)Учить детей бережно обращаться с книгой. Рассказать, сколько людей трудятся, создавая для нас книги. Обсудить правила работы с книгой

2)Научить преображать услышанное стихотворение в творческую работу по теме произведения.

1)Беседа « В руку книгу я беру»

2)Экскурсия с родителями  в детскую библиотеку

3)Творческая продуктивная деятельность:

Рисование «Первый снег» на стихи Аким Я.Л. «Первый снег»

Ноябрь

1) Научить брать на себя роль, выявляя характерные особенности героев

2) Научить преображать услышанное стихотворение в творческую работу по теме произведения.

3) Расширять представления родителей о значимости книг и помощь в привлечении детей к книгам

1)Театрализованная деятельность: инсценировка знакомых сказок, потешек, показ театров, игр-драматизаций

2)Творческая продуктивная деятельность:

Аппликация на стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

3)Создание буклета: «Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам»

Декабрь

1) Учить выразительному прочтению стихотворения, интонационно выделяя главное.

2) Научить преображать услышанное стихотворение в творческую работу по теме произведения.

1) Конкурс чтецов среди воспитанников группы –« Новый год идет к нам в дом»

2) Творческая продуктивная деятельность:

Аппликация на стихотворение Сурикова И.З. «Зима»

Январь

Развивать стремление инсценировки сказок.

Показ театра на фланелеграфе: «Журавль и цапля», «Лиса и козёл»

Февраль

Озвучивание фильма по сказкам

«Капризная кошка», «Красная Шапочка»

Март

Привлекать родителей для совместного времяпровождения с ребёнкам в рамках образовательного проекта

1)  «Встреча с любимой сказкой». Чтение по ролям родителями воспитанников

2) Песочная терапия: постановка сказки «Три поросенка» (обр. С. Михалкова) с помощью космического песка.

Апрель

Научить творчески подходить к обобщению пройденного материала:  совместно с родителями создавать творческую работу

Оформление  выставки  конкурса  «Книга своими руками»

Май

1) прививать любовь к исследовательской деятельности, обобщать опыт работы

1) Презентация проекта «Читающая мама»

2) Фотовыставка «Читающая мама»

Июнь

1) Обобщение полученной информации

1) Оформление методической рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

2)Показ видеофильма на основе проделанной работы «Книга в нашей жизни»

      Ожидаемые результаты проекта 

  1.       Методические продукты
  • Создание проекта «Читающая мама – читающая страна», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
  • Перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
  • Перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
  • Оформление методических рекомендаций: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
  • Обобщение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

   2. Информационно-практические продукты

  • Создание презентации: «История возникновения книги; Как книга пришла к нам; Подробная биография авторов в презентациях»
  • Создание видеофильма «Книга в нашей жизни»

  3. Повышение рейтинга центра развития в социуме

  • Размещение информация (фотоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет;
  • Творческий отчет о внедрении проекта «Читающая мама – читающая страна»;
  • Публикация проекта работы на сайте  «https://www.maam.ru/»

II.  Социальный эффект

 Родители:

  • Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;
  • Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
  • Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
  • Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

  • Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
  • Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
  • Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
  • Сформированы нравственные качества ребенка;
  • Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

 

III.             Перспектива

На основе образовательного  проекта «Читающая мама – читающая страна»     ввести традицию  по приобщению детей  дошкольного возраста  к художественной литературе путем проведения ежегодного проведения праздника «Праздник книги».

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник с мамами к дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые»

Спортивный праздник с мамами к дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые» Задачи: пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать созданию традиций, теплых взаимоотношени...

Спортивный праздник с мамами ко дню матери «Мы с мамой ловкие, мы с мамой смелые» (совместное мероприятие с начальной школой)

Участники: семьи имеющие детей школьников и дошкольников  Цель: Зарядить положительными эмоциями детей.Задачи:1.     Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать...

«НАШИ МАМЫ. ПРОФЕССИЯ НАШИХ МАМ. КАК Я ПОМОГАЮ МАМЕ. ХОББИ МАМЫ».

Цель: знакомить и расширять знания детей о приметах весны.Задачи: формировать у детей первичные понятия значимости мамы в семье; развивать интерес к профессии мамы, ее хобби;   воспитыват...

Проект "Мамы разные нужны. мамы всякие важны..." /"Профессии мамы"

Проект «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».Чтобы познакомить детей с профессиями, сформировать позитивные установки к труду и творчеству, За последнее время появились профессии, содержа...