План самообразования
методическая разработка (младшая группа)
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 95.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Преображенский детский сад»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ
«Преображенский детский сад»
____________________ И.Ю. Муравская
Сентябрь 2019 г.
План работы по самообразованию воспитателя Андросова Ирина Игоревна на 2019 – 2020 уч.г.г.
Тема: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи достижения поставленной цели:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
- Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
- Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.( Приложение № 1)
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
- Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Провести анкетирование родителей.
- Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями - консультации и беседы. Работа с родителями - консультации и беседы.
СЕНТЯБРЬ | |||
Наблюдения за детьми, диагностика | Будут пальчики дружить | ||
1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке ( контуры предметов нарисованы на бумаге) "Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме 3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа 4. Пальчиковая гимнастика " Шарик" | 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков. 2. Упражнение с массажными мячиками "Орех" 3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа 4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек" 5. Игры с мозаикой | ||
ОКТЯБРЬ | |||
Овощи и фрукты | Птицы осенью | ||
1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина 2."Сложи картинку" из 4 частей 3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу 4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь 5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке | 1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток 2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов 3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки 4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке" 6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин" | 1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц 2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов 3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку" 4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки) | 1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке) 2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками ( силуэт птички, крылья из прищепок) 3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох |
НОЯБРЬ | |||
Труд людей в природе | Одежда и обувь | ||
1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток) 2. "Нарисуй на песке лопату, молоток" 3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги 4. Пальчиковая игра "Строим стенку" | 1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями. 2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток 3. Работа с тактильной дощечкой из спичек | 1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви 2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию 3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками 4. Рисование горошков на платье | 1.Разложи пуговицы по цвету 2. Работа со шнуровками 3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы 4.пальчиковая игра "Ладошки" |
ДЕКАБРЬ | |||
Город | Транспорт | Дикие животные зимой | Зима, зимний лес |
1. Строим дом из кубиков 2.Выкладывание дома из геометрических фигур 3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне 4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки" | 1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков 2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру 3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины 4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя | 1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных 2. Работа с тактильными дощечками 3."Новогодний подарок для белочки" Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь | 1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты 2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера 3."Снежная баба" -лепка из пластилина |
ЯНВАРЬ | |||
Дикие животные и их детеныши | Птицы зимой | ||
1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги . детям надо определить где мама, где детеныш 2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха 4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками | 1."Собери семью" наложи трафарет на контур 2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку 4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы" | 1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги 2. работа с тактильными дощечками 3."Угощение для птиц" - сортировка семян 4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Семья | Профессии | ||
1. Пальчиковая игра "Моя семья" 2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу 3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок 4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне | 1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке 2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы" 3. "Научим дочку шнуровать ботинки" 4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек 5. Самомассаж ладоней | 1. "Построим бом из кубиков" 2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий 3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги 4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету" | 1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем" 2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина 3."Собери машину" из геометрических фигур 4."Разрезные картинки из 4 частей" |
МАРТ | |||
Праздник мам | Начало весны | Игрушки | |
1. Изготовление подарка для мамы (Из шариков из салфеток) 2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя | 1."Следы от капели" рисуем точки на манке 2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге 3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу. 4.Пальчиковая гимнастика "Дождик" | 1.Собери пирамидку 2."Мячи для котят" лепка из пластилина 3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных 4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну | 1. Штриховка и обводка по контуру игрушек 2. Пальчиковый театр "Репка" 3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь 4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы |
АПРЕЛЬ | |||
Одежда | Дикие и домашние животные | Птицы весной | Растительный мир |
1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали" 2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток 3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний 4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку | 1."Собери картинку из 4 частей" 2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги" 3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек 4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж" | 1."Червячки для грачей" лепка из пластилина 2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты 3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой 4. Пальчиковая гимнастика "Червячки" | 1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки 2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек 3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину 4. Пальчиковые игры, разученные раннее |
МАЙ | |||
Труд весной на даче | Мы подросли и повзрослели | ||
1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена 2."Закрути бутылочки" 3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе 4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур | 1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех" 2."Строим дачный дом" из конструктора 3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре 4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц | 1.Пальчиковый театр "Колобок" 2. Игры и упражнения, изученные ранее 3.Шнуровки, липучки 4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками 5. Заключительное наблюдение за детьми |
Приложение № 1
Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики
ОЧКИ Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. | ||
ФЛАЖОК Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. | ||
ЛОДКА Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). ПАРОХОД Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. | ||
СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз. | ||
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Зайка в зеркальце глядит Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. | ||
СТОЛ У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. | ||
ГРАБЛИ Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя. | ||
СКВОРЕЧНИК Скворец в скворечнике живет Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...