СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
консультация
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Таблица составлена по материалам книг
И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова «Играют девочки. Гендерный подход в образовании»
И.А. Лыкова, Е.И. Касаткина, С.Н. Пеганова «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании»
Издательство: ИД Цветной мир 2013 г.
Мальчики | Девочки |
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Поэтому они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют все предоставленное им пространство. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено - поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то осваивается вертикальная плоскость: мальчики забираются на шкаф, лестницу, лезут «на стенку» в прямом и переносном смысле этого слова. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. | Девочкам для игр требуется небольшое пространство. Они ориентированы на использование ближнего зрения. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Девочки чувствительнее к шуму, меньше кричат сами и предпочитают более спокойную обстановку.
|
По данным Н.К. Ледовских. мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах (объединениях). | По данным Н.К. Ледовских, у девочек проявляется большая, чем у мальчиков зависимость от взрослых и семьи. Поэтому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором социализации, как для мальчиков. |
Самодеятельные игры мальчиков обычно продолжаются дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации. | Самодеятельные игры девочек, как правило, ориентированы на обустройство ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство (отгороженный ширмой или занавесом угол комнаты, накрытый покрывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным, уютным и комфортным.
|
Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают и мн. др.). | Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные (объемные) и силуэтные (плоскостные) куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала (ягод рябины, желудей, крылаток клена, ракушек). |
Игры мальчиков более действенны и предметны, чем у девочек. Они выбирают конструктор и зодчество из строительного материала, игрушки, изображающие транспорт и технику, а также сборно-разборные игрушки (трансформеры), состоящие из заменяемых частей и деталей, заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок, наборы различных материалов для создания рукотворных игрушек. Мальчиков привлекает конструкция игрушки, возможность ее трансформации и многоаспектного использования. Игровые действия предполагают сборку-разборку и свободное, разноплановое движение. | Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери или в куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом. Девочки обычно не очень высоко ценят победы в игре, потому что поддержание хороших отношений для них важнее утверждения собственного превосходства. А вот в традиционных девчоночьих прыжках через скакалку, «классиках» играют по очереди, а соревновательность - не главное, поскольку победа одного не обязательно означает поражение другого. Вследствие этого менее вероятны споры, обычно приводящие к прекращению игры. Девочки предпочитают продолжать общение вне игры, нежели разрабатывать ее правила во избежание споров. Их игры обычно зарождаются в маленьких, более «близких» группах.
|
В группах мальчиков все внимание акцентируется на личных достоинствах каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления, для защиты своей «территории». У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз и бахвальства.
| В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних. Ярко выраженная привязанность девочек к мягким игрушкам объясняется тем, что у них выше кожная чувствительность. Поэтому-то они так отзывчивы на ласку, прикосновение, поглаживание.
|
Мальчики охотнее идут на контакт с незнакомыми людьми. В играх и общении со сверстниками не ограничивают число участников, чем их больше, тем лучше. Нередко отстаивают право лидерства в коллективе. А конфликт обычно предпочитают решать силой. К новеньким участникам игры относятся с недоверием, ведь отношение к себе, авторитет сначала нужно завоевать.
| Между девочками устанавливаются устойчивые эмоциональные связи, перерастающие в крепкую и доверительную дружбу. О своей первой дружбе девочки помнят всю жизнь. |
Мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Но при этом у них обязательно страдает скучная для них, исполнительская; часть работы. Мальчики не склонны к механическому подражанию и заучиванию, не могут работать по схемам и шаблонам, формулам правилам, не понимая их. | Девочки замечательно справляются со всем, что требует извлечения из памяти стандартных решений, опоры на исполнительскую сторону работы - иными словами, с типовыми, стандартными заданиями. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.
|
Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в общее взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому сюжетами своих свободных игр мальчики избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, технику, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. В таких играх мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли. Игры мальчиков более действенны и предметны. Они играют в «Слесарную мастерскую», «Автосалон», «МЧС», «Пожарные», «Такси», «Стройку», «Службу спасения», «Салон сотовой связи», «Магазин бытовой техники», «Журналистов и фоторепортеров», «Фотоцентр» и др. Тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков носит технический и общественный характер.
| Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы и стабильны, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков. Игры девочек более вербальны (словесны). Девочки играют в «Семью». «Дочки-матери», «Детский сад». «Больницу», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Центр красоты», «Супермаркет», «Ювелирную мастерскую», «Конкурс красоты», «Показ мод» и т.д.
|
Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама. Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, поэтому межличностные отношения гораздо реже выступают основой игровых сюжетов у мальчиков (в сравнении с девочками), но профессиональные и деловые (предметные) отношения людей мальчикам интересны, поэтому часто включаются в игровые действия. Мальчики отдают предпочтение сюжетам, в которых находят отражение мужские роли, интересы, модели поведения. В игровых сюжетах и ролевых действиях мальчики стараются поступать «по-мужски»: быстро, уверенно, решительно, в споре и соревновании отстаивая свое мнение. Они не уходят в сторону и не переуступают свою роль, если случается конфликт или проблемная ситуация, пытаются показать ловкость, силу, смелость и тем самым самоутвердиться. | Девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. Девочки разыгрывают прочитанные сказки, увиденные кино - и мультфильмы, услышанные новости и, разумеется, то, что вызвало интерес в повседневной жизни, в бытовых и образовательных ситуациях. Отличие состоит в том, что для девочек наибольший интерес и несомненную ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, воспроизводящих бытовую и эмоциональную атмосферу. Сначала сюжет точно соответствуют своему источнику, но постепенно дети начинают вносить в него свои идеи, придумывают неожиданные повороты событий и последовательности игровых действий. |
Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. Мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах игровых партнеров, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать, дразнить и перебивать друг друга. Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения у мальчиков.
| Девочки гибко адаптируются в группе сверстников, охотно подстраиваются под игрового партнера, чаще идут на компромиссы и более эмоциональны в проявлении своих чувств и отношений. Педагогам и родителям следует иметь в виду, что даже самые активные девочки охотно уступают мальчикам главные роли и право устанавливать игровые правила, оказываются в смешанной игровой команде. Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру. |
В качестве материала для рукотворных игрушек мальчики используют коробки, упаковки, проволоку, всевозможный бытовой и бросовый материал. Они предпочитают крупный и функциональный материал, который легко изменяет форму в процессе конструирования. | Девочки для изготовления рукотворных игрушек используют ленты, тесьму, ткань, картонные и металлические коробки, бумагу красивой расцветки, природный материал в его разнообразии. Они любят все более мелкое, изящное, декоративное, приятное на ощупь и стабильное. |
Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек. Мальчики растут в раннем детстве медленнее, с большим числом проблем, заметно позднее начинают говорить. В то же время в поведении куда более азартны и настойчивы, чем девочки. Любознательны, менее пугливы и стремятся осваивать новые территории. Воспринимая информацию, мальчики ориентируются в первую очередь на ее смысл, а не на отношения между людьми. На «мальчиках» природа пробует всевозможные «новшества». Они заметно уязвимее физически и психически, значительно менее похожи (разброс от гениев до «прямо наоборот»), хуже приспосабливаются, труднее поддаются воспитанию и на первых порах обычно хуже учатся.
| Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям. Их отличает заметная выносливость, меньшая подверженность вредным влияниям, выраженная однотипность поведения и гибкая приспособляемость к тем условиям, которые создаются дома, в детском саду, школе или на работе. Воспринимая информацию, они ориентируются в первую очередь на ту, которая отражает или проявляет отношения между людьми. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. |
Игры у мальчиков длятся дольше, чем у девочек. И не только потому, что требуют большего умения и с меньшей вероятностью становятся скучными, но также из-за того, что в случае возникновения споров мальчики способны эффективно их разрешить: ни разу игра не была прекращена из-за ссоры и не была прервана более чем на несколько минут! Оказывается, мальчикам нравятся споры о правилах игры не меньше, чем сама игра. И даже второстепенные или не очень умелые игроки в равной степени принимают участие в этих периодически вспыхивающих перепалках. То есть мальчики учатся соперничать сравнительно открытым способом: в соответствии с правилами игры. В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся и драться с противниками, и играть с ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры. | Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой атрибут и материал). В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. Вместе с тем, девочки оценивают правила как хорошие и начинают им следовать лишь в том случае, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки боле терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям. Они активно и охотно общаются с ровесниками (и детьми других возрастов как своего, так и другого пола). Играющие девочки чаще ссылаются на то, что сказал предыдущий участник игры или собеседник в игровом диалоге. Они вежливо слушают, терпеливо ждут своей очереди высказаться и легко уступают слово, давая возможность сообщить свое мнение. Даже могут выразить свое согласие с чужим мнением, но при этом сформулировать прямо противоположный вывод или иное решение.
|
Мальчик охотно выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Страницы альбомов мальчиков заполнены машинами и военными сражениями. | Девочка соорудит из кубиков всего один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами.
|
Мальчики создают игрушки, изображающие транспорт, инструмент всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, зодчества (строительства), войны, спорта, изобретательства. Мальчик, создав город или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках, которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями. Зато он совершает со своими игрушками различные игровые действия, свободно и уверенно их изменяет по ситуации (даже ломает, если это необходимо, а не только по причине неаккуратности или неосторожности). Игрушки и другие предметы используются мальчиками в широком игровом пространстве.
| Девочки обычно изготавливают куклы, украшения и бытовые предметы, необходимые для игры в «Дом», «Семью», «Салон красоты», «Поликлинику», «Магазин» и др. Они ориентированы на создание условий для проявления отношений, поэтому, прежде всего, создают куклы персонажи, действующие лица. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных отношений. |
Мальчики стремятся быстро сделать игрушку или постройку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимания на аккуратность и качество отделки, надежность креплений и соединения деталей (хотя качество самой идеи, замысла, конструкции ими ценится высоко). | Девочки в группе обращают внимание, прежде всего, на то, кто и как к кому относится. Разговор используется ими для установления социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений, у девочек всегда две задачи - быть «положительными» и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругам чтобы с их помощью достигать coбственных целей. Девочки прокладывают путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя внимание на собственном превосходстве.
|
У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. До поры до времени мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте лучше развито пространственное, а не речевое мышление. | У девочек лучше развит вербальный интеллект (т.е. связанный с речью). У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. Как правило, девочки начинают раньше говорить, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. После двух лет девочки, в среднем, охотнее разговаривают с другими детьми, их речь правильная и сложная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Мальчики и девочки» Развлечение в старшей группе на тему: «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...
сценарии - занятий и развлечений "Мальчики и девочки" "О дружбедевочек и мальчиков" "А н у- ка мальчики"
сценарии - занятий и развлечений...
Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.
Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....
«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...
Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"
Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...
Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)
Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...