Реализация программы «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования
статья
Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является подготовкой следующего. При этом создаются реальные условия для самосовершенствования всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования
Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
Международный уровень:
– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.),
– Конвенция о защите прав и основных свобод (заключена в Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004) [7],
– Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (Вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральный уровень:
– Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г, ст.13,14,17,19),
– Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст.3, 4, 5) [24],
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ,
– Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ),
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 г.) [2],
– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 г.) [16],
– Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18.10.2013 г., Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт» № 422н от 5.08.2016 г.),
– Кодекс профессиональной этики педагога (Минобрнауки, Положение №241 от 10.01.2014 г.),
– Приказ Министерства образования и науки РФ №1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
– Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (2008 г.) [8],
– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ №655 от 01.06.2012 г.),
– Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) [21],
– Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года (Постановление Правительства РФ №751 от 04.10.2000 г.) [14],
– Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.),
– Концепция национальной образовательной политики (Приказ Министерства образования и науки РФ №201 от 03.08.2006 г.),
– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ №1493 от 30.12.2015 г.) [1].
Региональный уровень:
– приказ Департамента образования и молодежной политики №1137 от 18.07.2017 г. «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (в целях исполнения протокольного решения регионального координационного совета по развитию духовно-нравственного образования и воспитания от 18.03.2017 г.),
– приказ Департамента образования и молодежной политики №224 от 02.03.2018 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1137 от 18.07.2017 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является подготовкой следующего. При этом создаются реальные условия для самосовершенствования всех участников образовательного процесса.
Программа «Социокультурные истоки» одухотворяет воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, объединяет воспитательные и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей, позволяет детям осваивать знания не на информационном уровне, а на уровне социокультурного опыта и личностного развития.
Программой предусмотрено, начиная с младшего дошкольного возраста, развитие взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, ответственного отношения к своим делам и поступкам. Знания, которые получает ребенок в программе «Истоки», соединяются с нравственной основой, преподносятся в культурно-историческом контексте, во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такое восприятие действительности формирует ответственность ребенка за свои дела и поступки, формирует его как личность.
Главными целями программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования являются:
– первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;
– организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
– формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.
Согласно социокультурному системному подходу к истокам в образовании единство линий преемственности программ Школы и дошкольной Организации определяется:
-согласованностью целей и задач;
-единой системой категорий и ценностей;
-активным методом развития и воспитания;
-едиными педагогическими технологиями;
-преемственностью образовательного инструментария;
-участием в воспитательной программе родителей;
-ориентацией на социально значимые результаты.
Таким образом, обеспечивается непрерывность процесса воспитания и развития в дошкольной Организации и Школе, осуществляется выход на новое понимание качества образования.
В основе Истоковедения – активный метод обучения, развития и воспитания. Методология Истоковедения представлена во взаимодействии основных элементов социокультурного системного подхода к истокам в образовании, направленных на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.
Истоковедение позволяет:
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс;
развить духовно-нравственную стержневую основу во всех звеньях образования и, тем самым, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней и профессиональной школы;
интегрировать предметы гуманитарного и естественнонаучного направлений в единое образовательное пространство;
развить систему духовно-нравственных и социокультурных ценностей у учащихся, родителей и преподавателей;
обеспечить учебно-воспитательный процесс и систему подготовки принципиально новым инструментарием, позволяющим выйти на пять аспектов качества образования (содержательный, управленческий, коммуникативный, психологический и социокультурный).
Особое место в рамках программы отводится активным формам образовательной деятельности, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участника ми воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин).
Данные понятия и категории, преломляемые с учетом возрастных особенностей дошкольников, позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Концентрический принцип построения программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
* в младшей группе (3-4 года) _ осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
* в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
* в старшей группе (5-6 лет) в старшей группе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
* в подготовительной группе (6-8 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками отечественных традиций, как важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В дошкольном образовании программа «Социокультурные истоки» направлена на присоединение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп:
младшая (3-4 года);
средняя (4-5 лет);
старшая (5-6 лет);
подготовительная (6-7 лет).
В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эко-лого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность. Большинство занятий носит интегративный характер.
Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.).
В течение учебного месяца предусмотрено проведение для каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
Активные формы обучения для детей 4-5 лет:
-ресурсный круг
-работа в микрогруппе
-работа в паре
Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:
во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей;
во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;
в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;
в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности. Методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике «Истоковедение»).
По работе с родителями разработана программа «Моя семья», которая присоединяет их к совместной реализации программы, объединяет усилия дошкольной Организации и Семьи в духовно-нравственном воспитании детей, а также приобщает к традиционным семейным ценностям.
система занятий с родителями по программе «Моя семья» в ДОО и проведение родительских собраний ;
взаимодействие детей и родителей на основе серии книг для развития детей дошкольного возраста;
проведение совместных занятий с родителями и детьми по курсу пропедевтики «Истоки» в дошкольном образовании; привлечение родителей к совместному выполнению дом. заданий.
Особенности программы «Моя семья»:
- объединить усилия Семьи и образовательной Организации с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
-осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
- повышать педагогическую культуру родителей.
Непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий, активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной Организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Очень важным инструментарием программы является комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-8 лет. Комплект состоит из 17 книг. В него входят: три книги для детей 3–4 лет («Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»); четыре книги для детей 4–5 лет («Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»); пять книг для детей 5– 6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»); пять книг для детей 6–8 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).
Основная цель книг этого комплекта — создать условия для приобщения детей и их родителей к базовым социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в дошкольной Организации и Семье.
Книги для развития речи предназначены для совместной работы воспитателей, детей и их родителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей как в период подготовки итоговых занятий по программе, так и в процессе их проведения.
Основные задачи, которые реализуются в процессе освоения книг для развития речи:
-сохранение ценностной основы русского языка через ознакомление с лучшими литературными и фольклорными образцами отечественной культуры;
-своевременное развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников;
-развитие речи ребенка как средства становления коммуникативной компетенции социального взаимодействия.
При работе с книгой «Дружная семья» предлагаются следующие варианты взаимодействия родителей и детей:
-разучивание и объяснение пословиц о семье;
-знакомство с русскими народными песнями;
-поиграть в подвижную р.н игру «У дедушки Трифона»;
-пение детских песен о маме;
-разучивание одного из стихотворений на выбор;
-чтение с продолжением и обсуждение прочитанного;
-оформление страниц Альбома «Мои Истоки»;
-участие в активном занятии «Дружная семья»;
-коллаж «Вместе весело…» (о совместных делах, увлечениях)
Программа направлена на гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества
Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.
Программа объединяет семью, ДОУ, школу, организации, оказыващие услуги дополнительного образования.
В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и преподавателя (воспитателя).
Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)
Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....
Консультация для воспитателей «Преемственность технологий и содержания образования в реализации программы «Социокультурные истоки»
Основная задача программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период является формирование духовно - нравственной основы личности. А также присоединение ребёнка и его родителей к базовым...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".
В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...
Реализация программы «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования
Образовательная деятельность в Истоках носит развивающий и воспитывающий характер и развивается по спирали. Каждый этап базируется на предыдущем, характеризуется определенной завершенностью и является...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
Воспитатель является наиважнейшим звеном в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка дошкольника. Воспитатель призван самой профессией быть у истоков детства, а...