Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка
статья (подготовительная группа)

Береснева Ольга Сергеевна

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_biblioteki_i_detskogo_sada.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка

 Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем значительнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения.

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.

Как сохранить любовь к чтению и передать ее подрастающему поколению?

Ответ прост! Нужно с раннего детства прививать любовь к книге, зажечь этот огонек в душе ребенка, который поведет его в огромный мир художественной литературы.

Чтение в кругу семьи создает особую атмосферу взаимопонимания, а любовь и интерес к книге передаются от старших к младшим. Умение слушать, сочувствовать, сопереживать формируется именно в минуты коллективного восприятия прочитанного, когда старшие члены семьи высказывают свое отношение к событиям, персонажам, языку произведения.

К сожалению, пришлось признать, что книга и семейное чтение занимают далеко не первое место в жизни детей.

Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг в 2015 году был заключен договор о взаимодействии МАДОУ ПГО «Центр развития ребёнка – Детский сад № 70» с детской городской библиотекой, расположенной на улице Коммунистической, д.46.

Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества, посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и работниками детской библиотеки.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• развитие у детей познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, формирование целостной картины мира;

• формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

• развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, расширение кругозора детей;

• формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств;

• повышение педагогической компетентности родителей.

Воспитанники нашей группы познакомились с библиотекой в среднем дошкольном возрасте, когда представители библиотеки выходили к нам с интересными, познавательными презентациями и приносили с собой книги, но тесно сотрудничать с библиотекой начали с 2018 года, когда перешли в старший дошкольный возраст

Неравнодушные, знающие свое дело работники библиотеки Ирина Алексеевна, Юлия Сергеевна и Елизавета Михайловна так заинтересовали ребят, что мы с ними стали встречаться каждый месяц.

В сентябре 2018года мы организовали экскурсии в детскую городскую

библиотеку, где дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке. В читальном зале дети не только знакомились с книгами и их героями, но и читали любимые стихотворения, смотрели мультфильмы по мотивам знакомых произведений, активно участвовали в викторинах: «К 300-летию города Полевского», «Наш писатель П.П.Бажов».

Знакомство с устройством и работой библиотеки вызвало у детей желание создать настоящую библиотеку в группе. Многие родители поддержали наше начинание и пополнили нашу библиотеку в группе интересными и увлекательными книгами, которые принесли из дома. Так появилась групповая библиотека. Дети стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их. Возникла сюжетно - ролевая игра «Библиотека». Задачи, которой: познакомить детей с библиотечной терминологией, с правилами поведения в библиотеке; формировать понимание значимости книги в жизни; развивать самостоятельность, коммуникативные навыки и творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.

Дети выступают инициаторами игры, договариваются о ролях, меняются ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра ли это, сложно сказать, потому что все в ней по-настоящему: настоящие книги, настоящие дети - читатели и даже настоящие библиотечные формуляры.

Конечно, в процессе ознакомления с книгами, их чтения и рассматривания книги выходят из строя: рвутся и выскакивают странички, портятся обложки. На этот случай у нас в группе работает «Книжкина больничка» по ремонту книг. Дети своевременно, с большим желанием и заботой ремонтируют, реставрируют «заболевшие» книги. Мы отмечаем, что наши воспитанники стали гораздо бережнее обращаться с книгами, особенно с побывавшими в «больничке». Ведем читательский дневник, где дети рисуют рисунки по прочитанным произведениям. Книги из нашей библиотеки дети с родителями могут взять домой почитать на определенное время, которое прописано в библиотечном формуляре

Наша группа участвовала в конкурсе «Лучший уголок художественной литературы» и заняла 1 место, среди всех групп нашего ДОУ. Получили в подарок книгу «Большую энциклопедию знаний».

 Также в детском саду действует передвижная библиотека, когда сотрудники библиотеки один раз в месяц приносят нам в детский сад книги для чтения, а мы в свою очередь возвращаем в библиотеку те, которые уже прочитали, рассмотрели.

      В октябре в нашем детском саду прошел конкурс чтецов «Стихи о маме» Есения заняла 3 место, а Ваня С. 2 место.

      В ноябре месяце на неделе ДОУ «Творчество детских писателей»,  в группы была организована выставка книг А. Барто силами воспитателей и родителей. А также воспитанники группы совместно с сотрудниками библиотеки создали мультфильм по стихотворению А. Барто «Жонглёр».

      В декабре 2018г. в наше дошкольное учреждение приходили ученики 5 «Б» класса из политехнического лицея №21 «Эрудит», чтобы показать сказку и подарить нам книги. Мы в свою очередь сделали закладки своими руками и подарили их ученикам.

      Трое воспитанников нашей группы участвовали в интеллектуальной игре среди дошкольных учреждений нашего города и заняли 2 командное место. Получили за победу энциклопедию о нашей планете Земля.

Для дошкольников чрезвычайно интересна драматизация - разыгрывание текста в лицах. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование становится важнейшим приемом в работе с художественным текстом.

Наши дети активно участвуют в театрализованной деятельности, любят превращаться в актеров, активно обсуждают декорации и костюмы. В группе для этого созданы все условия. К Дню матери ребята показали для мам и бабушек инсценировку сказки «Как котёнок маму искал».

 Родители отмечают, что у детей значительно повысился интерес к книгам, что очень важно при подготовке к школе.

Родители – наши партнеры и участники образовательного процесса. Для их просвещения в информационных родительских уголках мы размещаем консультации и памятки на темы «Что почитать ребенку?», «Читаем сказку», «Чистоговорки и скороговорки в жизни дошкольника» и другие.

Родители и дети – постоянные участники разных конкурсов: Семья Даши Т. участвовала в фотоконкурсе «Мой портрет с любимой книгой» и заняла 1 место. Семья Тимофея Б. участвовал во всероссийской викторине, посвященной творчеству К.И.Чуковского. Семья Оли Л. участвовала в международной викторине, посвященной творчеству А.Л.Барто.

В октябре воспитанники совместно с родителями участвовали в выставке рисунков по произведениям В.Г.Сутеева, которая была размещена в нашем ДОУ.

     В сентябре и декабре 2018 г. наши воспитанники вместе с родителями активно участвовали в акции по сбору макулатуры «Спасем дерево», организованной сотрудниками нашего ДОУ. К этой акции присоединились дети, родители других групп и сотрудники детского сада. Мы спасли очень много деревьев и заняли 3 место среди всех групп, наша библиотека пополнилась новой энциклопедией о Динозавров за занятое место. Дети стали беречь родную природу. Бумагу после рисования, аппликации уже не выбрасывают в мусорное ведро, а складывают в специально приготовленные коробки, чтобы спасти еще деревья.

Подведя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы:

- повысился интерес детей к чтению, к книгам, дети активно включаются в читательскую деятельность. Большим спросом пользуются у детей настольные игры «Слоги и слова», «Веселый алфавит», «Буквы» и другие. Из 25 детей в группе 7 человек бегло читают, 9 - хорошо читают по слогам, отражают прочитанное в своих рисунках;

Так же хочется отметить, что речь детей стала более выразительной, четкой, эмоциональной. Укрепилась практика «семейного чтения», повысился авторитет городской библиотеки, родители с детьми стали активнее пользоваться её услугами.

Есть все основания полагать, что любовь к книгам, к чтению сохраниться у детей на всю жизнь.

      Приобщая детей и взрослых к чтению, мы не только открываем им путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает их ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

в статье представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА» по духовно -нравственному воспитанию...

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач развития ребенка по направлению «Здоровье и физическое развитие»

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому иску...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В данной статье, рассказывается как социальное партнерство, между церковью и дошкольным учреждением, помогло  организовать  и взаимно дополнить совместную работу по духовно – нравствен...

"Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно - нравственном воспитании детей"

Много лет наш детский сад сотрудничает с храмом иконы Божией  Матери.Основной целью нашей совместной работы является:духовно - нравственное воспитание детей и ознакомление их с православными трад...

Проект "Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка"

Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества, посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и работниками детской библиотек...