ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
материал по теме
в статье представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА» по духовно -нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_prezentatsii_na_rozhdestvenskie_chteniya_2012.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА»)
Н.Н.Нужнова, старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Улыбка»
г. Сергач
«Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном создании ценность семьи, как «малой Церкви и Церкви как большой семьи» (Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси- XVII Международные Рождественские чтения)
Действительно в настоящее время развитие духовно-нравственной культуры является приоритетным направлением отечественного образования и одной из первостепенных задач, стоящих перед Русской православной Церковью. В современном обществе все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, возвращении его к первоначальному контексту. Образовать – это значит, как говорили наши предки, помочь восстановить в себе Образ Божий, личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Семья – общество в миниатюре.
Семья дар жизни, благодаря которому, каждый с момента рождения входит в человеческий мир и становится его уникальной и неповторимой частью.
Семья – важный источник социального и экономического развития общества, потому что взращивает главное общественное богатство – человека. Именно в семье происходит становление человека –личности, и именно в семье сохраняются и передаются нравственные духовные обычаи и ценности, именно родители ответственны за воспитание детей.
В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Сегодня практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, углубляется кризис отцов и детей, рвется связь поколений родственников в одной семье. Многие дети лишены представлений о счастливой жизни в семье. Нашему обществу грозит вымирание, если ситуация не будет меняться.
Этот процесс можем и должны остановить мы, дошкольные педагоги, так как наиболее тесно общаемся с детьми и их родителями.
Оздоровление российской семьи сегодня становится приоритетной государственной задачей.
Наш детский сад работает над годовой задачей:
- совершенствовать новые направления в работе с детьми и родителями в духовно-нравственном воспитании детей, продолжать восстанавливать отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса- педагогом- детьми – родителями.
Большую помощь в работе по духовно-нравственному воспитанию оказывает программа «Социокультурные истоки», по которой детские сады нашего города работают уже пятый год. Когда я говорю Истоки, представляю Родину, природу, родных, цветы, радугу. Красивое слово, которое согревает. Программа «Социокультурные истоки» призвана в первую очередь воспитать в ребенке духовные и культурные ценности и традиции своего народа, научить трепетно относиться к своей истории, культуре, Вере, приобщить к коренным ценностям Российской цивилизации – имя, дом, семья, Вера, Храм, Любовь, Надежда, Милосердие, Труд, Традиции. Мы меняемся: мы не такие, как наши предки, а наши внуки будут не такие как мы, но вечные ценности – это то, что нас объединяет, скрепляет.
Цель программы в работе с родителями:
- Объединение усилий семьи и детского сада в духовно-нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности целей, содержания и педагогических технологий
Главные задачи работы с родителями:
- Сохранять, укреплять духовно-нравственное здоровье семьи, приобщать к нравственным ценностям православной культуры
- Организовать активное взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса «родитель- ребенок-воспитатель»
- Использовать инновационные технологии в работе с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию
Решение задач осуществляется посредством следующих форм работы:
- Анкетирование и тестирование родителей
- Родительские собрания
- Совместные занятия с родителями в ДОУ
- Обучение родителей активным формам по системе «Моя семья»
- Создание информационного листка «Наши истоки» с рекомендациями для родителей; другие наглядные виды работ: информационные стенды, папки-передвижки и др.
- Работа в семье с книгами для развития по программе «Социокультурные истоки»
- Совместные мероприятия: конкурсы, выставки, праздники, развлечения, экскурсии
- Изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания
В ДОУ создаются определенные условия:
В ДОУ имеются книги для развития по программе «Социокультурные истоки». Также приобретается программно-методическое обеспечение по теме «Человек в истории и культуре Руси», литература по ознакомлению с фольклором.
В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба». Большую помощь при его создании оказали родители. Для пополнения музея новыми экспонатами они приносят различные предметы старинного быта, посуду, вышивки и т.д.
В каждой возрастной группе в познавательно-речевых центрах выделены патриотические уголки и уголки по программе «Социокультурные истоки», в оформлении которых также большое участие принимают родители.
Главной особенностью программы «Социокультурные истоки»является обязательное участие родителей в непосредственно-образовательной организованной деятельности. Родители вместе с детьми работают в ресурсном круге, в парах, в микрогруппах, выполняют вместе с детьми задания, помещенные в книгах для развития, занимаются продуктивной деятельностью. И родители, и дети получают радость от совместной работы, чувствуют поддержку ближнего.
Предварительно проводятся активные занятия с родителями, на которых воспитатель знакомит их с книгами для развития. Данные занятия проводятся как родительские собрания. Для того, чтобы создать благоприятную обстановку, педагог организует работу в ресурсном круге, в паре, в микрогруппах. Это способствует приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения.
Родительские собрания в детском саду стали проходить в нетрадиционной форме. Родители обмениваются опытом воспитания детей в ресурсном круге, представляют генеалогические древа, презентуют семейные проекты.
Программа «Социокультурные истоки» помогла нам наладить более тесный контакт с Церковью. Это осуществляется посредством следующих методов взаимодействия:
- Выступление на родительских собраниях
- Присутствие на православных праздниках
- Участие в занятиях с родителями по программе «Социокультурные истоки»
- Совместные районные мероприятия
На родительских собраниях присутствует батюшка, который выступает с проповедями и беседами, благословляет детей и родителей.
Самые любимые детские праздники: Пасха, Рождество проходят совместно с родителями, батюшкой. Предварительная подготовка к праздникам, изготовление костюмов, разучивание стихотворений, участие в инсценировках, приготовление угощений для стола - все это объединяет детей, педагогов, родителей, Церковь.
Традицией стало проведение в нашем городе районной ярмарки «Наши Истоки». Наш детский сад совместно с родителями принимает в ней активное участие, занимает призовые места во многих номинациях: «Традиции народной кухни», «Мои семейные истоки», «Костюм- стиль истоков». В ходе проведения ярмарки ярко проявляются творческие способности семей, происходит объединение семей по интересам.
Работая по духовно-нравственному воспитанию, мы добились практических результатов:
- Реализуется цель - духовное возрождение общества через воспитание всесторонне развитой личности
- Через серию книг для развития, занятий с родителями, родительские собрания происходит объединение усилий ДОУ, семьи и Церкви в духовно-нравственном развитии дошкольников
- Личностный рост участников образовательного процесса – все работают на конечную цель – духовно-нравственное развитие и возрождение России.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Макаренко А. С.
Список используемой литературы
- Социокультурный системный подход к истокам в образовании// Истоковедение.- под редакцией И.А.Кузьмина – Т. 5,- издание 4, дополненное. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009.
- Системный подход к истокам в образовании// Истоковедение.- под редакцией И.А.Кузьмина – Т. 11, - М.: Издательский дом «Истоки», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию духовно-нравственных качеств.
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине, развитие интереса к традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человек...
«Проектная деятельность в детском саду, как одна из форм духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения»
На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей....
Взаимодействие детского сада, семьи и социальных партнеров в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы научить детей безопасности-надо знать самим!...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В данной статье, рассказывается как социальное партнерство, между церковью и дошкольным учреждением, помогло организовать и взаимно дополнить совместную работу по духовно – нравствен...
"Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно - нравственном воспитании детей"
Много лет наш детский сад сотрудничает с храмом иконы Божией Матери.Основной целью нашей совместной работы является:духовно - нравственное воспитание детей и ознакомление их с православными трад...
Презентация "Анимационный проект, как форма организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в контексте духовно-нравственного воспитания"
Материал предназначен для консультаций, передачи опыта...