Познавательно - исследовательский проект :"Волшебный песочек"
проект

Погорелова Екатерина Николаевна

Знакомство детей со свойствами песка. Способствовать развитию познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_pesochek.docx339.98 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

                            городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7

Познавательно – исследовательский

Краткосрочный проект для  средней группы

« ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК»

                                        Подготовила:

                                                                                       Погорелова Е.Н.  

                                       

                                             

                                             г. Химки 2018г.

Проект «Волшебный песок»

Тип: краткосрочный, познавательно-исследовательский

Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.

Задачи: 

1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).

 2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

 3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
- Расширение представления о свойствах неживой природы – песка
- Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. 
- Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического экспериментирования
Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»
- Развитие активной речи детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности
Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками
Образовательная область «БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Соблюдение правил безопасности в играх с песком
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
- Развитие творческой деятельности детей ( рисование на песке)
- Развитие воображения
- Развитие физических (мелкой моторики рук) качеств
Образовательная область «ТРУД»
- Формирование трудовых умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

 Формирование умения осознанно выполнять действия с  сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду  в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства  удовлетворения от деятельности.

Актуальность:

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. 
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Для малышей игры с песком:

А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму –  он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).  

 При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.

Так как дети малы, значительное место в планировании  заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

Аннотация к проекту

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с  детьми.

Игры с песком с полным правом можно считать одним из наиболее полезных развлечений для детей возрастом от трех до пяти лет. Играя с песком, малыши усваивают столь сложные абстракции, как форма предмета и его масштаб. Игры с песком учат ребенка производить сложные движения и развивают абстрактное мышление. Если в играх с песком участвует несколько детей, ребенок в игровой форме обучается основам совместной жизни в коллективе.

Не зря, известный психолог Густав Юнг считал игры с песком одним из лучших способов коррекции таких психологических проблем у детей, как невозможность сосредоточения внимания, нарушение моторики, проблемы взаимопонимания со сверстниками. На основе самых обычных игр с песком психологи юнгианской школы даже создали целое корректирующее направление.

Каждый из нас наверняка помнит, как в детстве лепил в песочнице «куличики», строил на песке города, ломал и снова возводил башенки. Возиться с песком – естественная потребность человека. Оказывается, взаимодействие с этим природным материалом очищает энергетику, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок стимулирует развитие ребенка (да и взрослого тоже), он может стать средством для преодоления внутренних конфликтов.

Сейчас песочная терапия используется в самых разных целях. Но мало кто из родителей знает, для чего это нужно, как следует играть с ребенком в песочнице, и как дети сами могут организовать такие игры.

Песок может помочь в обучении чтению и письму, в коррекции звукопроизношения, в развитии мелкой моторики рук и т. д. но самое главное, «песочные» творения вашего ребенка расскажут о его внутреннем состоянии, конфликтах и противоречиях больше, чем любые расспросы. Играя с песком, малыш может разрешить какие-то свои проблемы, «отыграть» острые ситуации, да и просто снять напряжение (попробуйте сами покопаться в песке).

Дети еще плохо рисуют, поэтому им трудно «спроецировать» свой внутренний мир на бумагу. А в стране песка все становится возможным. Оказывается, что создавая картину из песка и разыгрывая различные сюжеты, человек переносит на «песочный лист» ландшафт своего внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.

Ребенок разыгрывает на песке всевозможные символические сюжеты, придумывает и проживает свой сказочный сюжет, а в сказках, если вы помните, все обязательно заканчивается хорошо. Сначала этот положительный опыт попадает в бессознательное, а через какое-то время начинает «претворяться в жизнь» – изменения в лучшую сторону становятся заметны и в поведении ребенка, и в его взаимоотношениями с окружающими. Принцип «песочной терапии» («sand-play») был предложен Карлом Густавом Юнгом. Согласно его теории, песок символизирует жизнь во Вселенной, а отдельные песчинки олицетворяют людей и другие живые существа.

Развиваем речь.

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Известны ра6оты В.М. Бехтерева о этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Покажите малышу, как его пальчик оставляет след на песке. На сухой песке дырочка от пальца исчезает, на мокром - хранится долго. Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, вы одновременно делаете и массаж кисти. Переверните руки ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения. Пройдитесь по поверхности песка каждым пальцем одной и другой руки, затем одновременно указательными, большими, средними, безымянными , мизинцами обеих рук. Проскользните ладонями по песку, делая зигзагообразные и круговые движения.

Поиграйте по песку, как по клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Порисуйте палочками. Поищите сходство узоров с окружающими предметами. Погрузите руки в песок, пошевелите, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая песочек.

Раскопаем клад. Наша рука в песке в любом положении, задача кладоискателя - раскопать сюрприз, не дотрагиваясь до него.

Юный археолог. Закопайте игрушку, предложите крохе в процессе раскопок, по открывающимся частям догадаться, что там спрятано. Заройте два-три предмета, пусть кроха раскопает что-то одно и на ощупь узнает находку. Дорожки из песка. Покажите ребенку , как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожки к дому зайчика). Маленькому ребенку все это сделать достаточно сложно. Не забывайте хвалить его и восхищаться.

ХОД ПРОЕКТА
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( Накопление знаний)
• Определение цели и задач проекта
• Изучение литературы, подбор материала

• Выявление знаний детей о предметах неживой природы ( о песке)

2 этап – ОСНОВНОЙ (Практическое экспериментирование)

• Свойства песка: СУХОЙ МОКРЫЙ
Свойства: СЫПЕТСЯ ЛЕПИТСЯ
Строится: ГОРКА КУЛИЧИКИ, ПИРОЖКИ 

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
(по свойствам песка)

Знакомство с песком и песочницей и их назначением. Знакомство с правилами игры на песке. Чтение стихов, потешек, прибауток, пальчиковых упражнений.

     ГРУЗОВИК                 КУЛИЧИК

Грузовик песок везет,                В руки мы берем совочек,
Удивляется народ.                  Сыплем желтенький песочек.
"Что за чудо - чудеса?
               Помогай мне, не ленись!
В нем песок под небеса!"
        Наш куличик, получись!

Б.Заходер СТРОИТЕЛИ

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что  тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
Ручки сильные,
Ручки крепкие,
Десять пальчиков
И все цепкие. 
Пальчик большущий,
Пальчик здоровущий.
Ты расти – вырастай
Силу, ум развивай 
Пальчик указательный
Разумный и внимательный.
Ты расти – вырастай
Ума – разума нам дай. 
Вот и средний пальчик наш,
Мы его потрем сейчас! 
А теперь потрем мы пальчик
Безымянный великанчик,
Ты давай расти скорей,
Скажешь имя поскорей. 
Вот мизинчик маленький –
Подрастай мой славненький

Игры и упражнения: «волшебные пальчики», «Что чувствуешь?», «Строим домик из мокрого песка», «Горка», «Что спрятано в песке?», Откапай разгадку», «найди свою игрушку в песке».
• Какой песок сыпется через воронку? Знакомство с песочными часами.(Сколько минут затратим на одевание на прогулку и уборку игрушек)

 •Беседа об отдыхе на море и играх с песочком на площадке

Мы печём куличики.                                В руки мы берем совочек,
В песочнице играем.                               Сыплем желтенький песочек.
Стоят они на солнышке,                         Помогай мне, не ленись!
Песочек подсыхает.                                 Наш куличек получись!
Куличики рассыпались,
Но мы не унываем.
Печём ещё и радостно
За ними наблюдаем.

• Какой песок при взаимодействии с водой? 

• Из какого песка можно строить куличики

Лепим из цветного влажного песка

• «ОСЕННЯЯ ИКЕБАНА» коллективная работа (создаем песочную основу для осенней композиции)

C:\Users\Админ\Desktop\детки\IMG_0689.JPG

Художественное творчество – аппликация младшая группа

«МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…»

Цели: Познакомить детей со свойствами песка: песок – сыпучий, сухой. Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение понимать и выполнять поставленную задачу, а также воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование; клей, кисточки; нарисованный на ватмане яркий сказочный паровозик с вагончиками; паровозик раскрашенный песком и разноцветные вагончики, по количеству детей, с белыми окошками, цветной песок

Предварительная подготовка: чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей».

Ход занятия

I. Объяснение нового материала.

Воспитатель. «Мы едем, едем, едем в далекие края». А на чем мы можем уехать? (Ответы детей.) Правильно, можно уехать далеко и на машине, и на автобусе. Но сегодня мы поедем на поезде с паровозиком и вагончиками. Воспитатель прикрепляет к доске нарисованный на ватмане яркий сказочный паровозик с вагончиками. Давайте вспомним, как поезд едет.

Дети становятся друг за другом.

Воспитатель. А теперь вагончики прицепляются друг к другу, а первый вагончик сцепляется с паровозиком. И … поехали!

Дети играют в игру. Воспитатель ведет детей и декламирует:

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

Воспитатель. Вот как быстро едет поезд! Мы уже прибыли на нужную нам станцию, на которой сделаем новый поезд. Посмотрите, какой красивый паровозик, вагончики у нас уже почти готовы. Вот они. Показывает детям заготовленный заранее паровозик раскрашенный песком и разноцветные вагончики с белыми окошками.

Но, по-моему, что-то у них не доделано. Как вы думаете, что? (Дети отвечают.) Да, вы правы.

Паровозик яркий, красивый, а у вагончиков окошки белые, скучные. Давайте раскрасим окошки. Вопросы воспитателя, кто какие цвета выберет.

Но раскрасим мы их не обычными красками, а цветным песочком, как наш паровозик.

Педагог:

- Смотрите, к нам пришел Зайчик. (Зайчик плачет). Что с тобой, Зайчик, случилось? Дети, спросите, почему зайка плачет.

Зайчик:

- Я играл в песке, и дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как глазки болят!

Педагог:

- Бедный зайчик! Пожалеем зайку: не плачь, погладим его. Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что нужно делать с песком? (Играть, строить домики, лепить куличи…) Не плачь, зайка, наши дети научат тебя играть в песке. Давайте познакомимся с правилами и расскажем зайке, как играть с песком.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Обижать детей нельзя!

Зайчик посидит и посмотрит, как мы с вами занимаемся.

Педагог:

- Давайте позовем волшебный песок! Волшебный песочек – приди к нам!

Педагог достаёт баночки с разноцветным песком. Показывает детям и говорит:

- Давайте поздороваемся с песком: «Здравствуй, здравствуй, песок. Здравствуй, здравствуй, дружок. Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»

Сегодня мы с вами будем работать с песком,  как сделать так, чтобы песок держался на листе? (промазать лист клеем). Воспитатель показывает, как  выполнять работу. Напоминает правила работы с песком: не брать в рот, не бросать в других детей, руки вытирать  о салфетку. (Дети делятся на две подгруппы).

Дети приступают к работе: промазывают окошки вагончика клеем и присыпают песок, лишнее стряхивают.

Во время работы включаем песенку из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»

Пальчиковая гимнастика со звукоподражанием «Паровоз с большой трубой»

Вот паровоз с большой трубой.

Повезет он нас с тобой.

(Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри).

Смотрит ввысь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

(Ставим кулачок на кулачок, и двигаем ими вверх-вниз, не разъединяя).

Запыхтел паровоз: «пых-пых-пых».

После пальчиковой гимнастики подгруппы детей меняются местами.

По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помощь.

Итог занятия.

Воспитатель. А теперь мы полюбуемся, какой красивый поезд у нас получился. Вот паровозик сейчас просигналит, и вагончики тронутся в путь! Как поедет наш поезд?

Прокатим нашего Зайчика?

Дети изображают движение колес паровозика и сопровождают шумовыми эффектами.

Провожаем зайчика.

По окончании работы педагог предлагает детям навести порядок на рабочих местах и вымыть руки.

•Украшаем аппликацию цветным песочком.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Фотоотчёт о проекте "ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК»

Список используемой литературы:

  • Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.
  •         Интернет источники

•        Грабенко Т.А., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Корекционные, развивающие и адаптационные игры», « Чудеса на песке»

•        Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок» - Динамичная песочная терапия.

•        Грабенко Т.М. «Игры с песком или песочная терапия» - Дошкольная педагогика 2004 № 5

•        Бережная Н.Ф. « Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.» - Дошкольная педагогика 2006 № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Волшебное мыло»

Развитие навыка организационного поведения  в детском саду. Формирование  доброжелательного отношения друг к другу...

Познавательно - исследовательский проект "Волшебный мир кристаллов"

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы, одним из которых стал:«Почему дворник посыпает снег солью? и  «Почему он тает после этого?». Я...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебные семена подсолнуха".

Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности....

Познавательно – исследовательский проект «Волшебный камень магнит» старший дошкольный возраст

Магнит - доступный для ребйнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них не достаточно знаний о магни...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебные пузыри"

Познавательно-исследовательский проект с дошкольниками  "Волшебные пузыри"...

Познавательно – исследовательский проект «Волшебный камень магнит»

Познавательно – исследовательский проект«Волшебный камень магнит» Актуальность проекта:Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование яв...

Познавательный, исследовательский проект «Чудесный песочек» 1 младшая группа

Цель: Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с песком и вовлечения родителей в образовательную деятельность....