Роль музыкальных праздников в жизни ребёнка.
учебно-методический материал
“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzykalnyh_prazdnikov_v_zhizni_rebyonka_26.09.docx | 24.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32
Сообщение на РМО.
Тема: «Роль музыкальных праздников в жизни ребёнка».
Выполнила
музыкальный руководитель
Чистова Любовь
Николаевна.
г. Заволжье
2019г.
Роль музыкальных праздников в жизни ребёнка.
План: 1. Характеристика и виды праздников в детском саду.
2. Подбор репертуара.
3.Требования к количеству номеров.
4. Требования к раннему и дошкольному возрасту.
“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.
С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.
Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”
Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Виды праздников:
- народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
- международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
- православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
- бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
- праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.
Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.
В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных игр не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.
Какими критериями можно руководствоваться при подборе репертуара?
Можно выделить три основных требования:
- художественная ценность произведения (принцип: детям – только самое лучшее!);
- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- соответствие программным целям и задачам.
Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.
Отметим, что музыка, которую исполняет для детей музыкальный руководитель, должна нравиться как взрослым, так и детям. Поэтому важно при выборе музыкального репертуара найти тот «золотой фонд», который бы нравился всем и при каждом повторении доставлял удовольствие.
Репертуар во всех видах деятельности должен опираться на классические педагогические модели. Классику можно петь и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах. К подобному репертуару по пению, например, относятся песни А. Филиппенко, Т. Попатенко, Ю. Слонова, М. Красева, Е. Тиличеесвой, В Герчик.
Кроме того, музыкальному руководителю важно уметь объяснять родителям или другим педагогам, почему с детьми нельзя разучивать тот или другой репертуар.
Не стоит в работе с детьми использовать только классическую и народную музыку. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность образа, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств, и т.д. Как правило, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы. Действительно, такие произведения, как «Аквариум» К.Сен-Санса, «Шутка» И.Баха, «Картинки с выставки» М.Мусоргского можно слушать бесконечно!
Музыкальный руководитель, выбирая репертуар должен понимать, что нет необходимости разучивать к каждому празднику 3-4 песни: достаточно двух. Более того, одна из этих двух песен должна быть повторением прошлогодней, которую дети будут петь, как знакомую и любимую, потому что им это будет легко и приятно! То же самое относится и к танцевально-двигательному репертуару: танец или игра могут быть повторены с некоторым усложнением, например, другим переходом или перестроением. Музыка, под которую в средней группе дети двигались с легкостью может стать основой для шумового оркестра и т.д. Музыкальный руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном. Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.
Работая с дошкольниками необходимо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте, детской прозрачности и увлекательности.
Музыкальный руководитель, выбирая репертуар не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов.
Ведь даже сиюминутные детские шлягеры, такие увлекательные, на первый взгляд, являются как правило временным репертуаром, который уходит навсегда через несколько лет. Кто из детей сейчас поет замечательного «Чебурашку» В. Шаинского?
Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста праздники и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут.
Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.
В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т. к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.
Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т. к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.
В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.
Превышать длительность утренника не имеет смысла: на 12—14-й минуте малыши и на 25—30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:
Младшая группа:
- 2 песни
2 танца общих;
1 игра общая;
аттракционы.
2 стихотворения индивидуальных.
Средняя группа:
2 песни общие
1 ансамбль;
2 танца общих
1 танец для девочек;
1игра ;
аттракционы;
4 стихотв. индивидуальных.
Старшая группа:
песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло;
танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; Игра музыкальная;
аттракционы.
6 стихотв. индивидуальных
Подготовительная к школе гр.:
- песни - песни - 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;
танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;
музыкальный игры - 2;
стихи индивидуальные - 8.
Конечно же, если дети способные, то и репертуар стараешься немного расширить. Не забывайте, что в каждом утреннике плюс еще и сказочка или инсценировка с участием детей. Главное, чтобы у детей, на протяжении всего праздника, "НЕ ПОТУХЛИ ГЛАЗКИ". Вот для этого мы с вами и призваны всё просчитывать: репертуар, переодевание.
В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).
Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы.
Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.
На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
Главное требование к любому празднику — активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий».
Литература
1. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для уч-щ /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1989.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. ,1981
3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986
4. Щенникова В. Н. Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческой активности детей // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974
- Ветлугина Н.А, Кенеман А.В., Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 1983.
- Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1980.
- Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.
- Петрушин. В. Музыкальная психология. М., "Владос" 1997.
- Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкального фольклора в жизни ребёнка
Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.Песни – наиболее сложная форма народного поэтиче...
Роль экологического воспитания в жизни ребёнка.
Роль экологического воспитания в жизни ребёнка.Проблема взаимосвязи человека с природой не нова ,она имела место ...
роль деревянной игрушки в жизни ребёнка
роль деревянной игрушки в жизни ребёнка...
Консультация для родителей среднего возраста "Роль физкультурных занятий в жизни ребёнка"
Роль физкультурных занятий для развития психики и интеллекта ребёнка чпезвычайно велика. Дети очень любят двигаться, но они переживают свои неудачи. Не всегда всё получается сразу. Я в детстве и юност...
Консультация для родителей «Роль праздника в жизни ребёнка»
консультация для родителей "Роль праздника в жизни ребёнка"...
"Роль музыкального воспитания в жизни ребёнка - дошкольника!"
Статья предназначена для работников ДОО. Музыкальное воспитание дошкольников и его роль в развитиии ребёнка....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Проведение праздников
Сообщение для музыкальных руководителей, чтобы освежить в памяти всё, что связанно с праздниками в детском саду.