роль деревянной игрушки в жизни ребёнка
занимательные факты по окружающему миру (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_derevyannykh_igrushke.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Деревянные игрушки в жизни ребенка.
Деревянные игрушки очень заметно отличаются от «обычных», в которые в основном играют сегодняшние дети. «Обычные» игрушки - это, по сути, мир взрослых в миниатюре: люди, животные, транспорт, мебель, кухонная утварь, медицинские инструменты, оружие и пр. - перечислять можно до бесконечности. Играя с ними, ребенок примеряет на себя роль взрослого. Само по себе это не хорошо и не плохо, но факт остается фактом — во время таких игр он учится не столько изобретать, сколько владеть, не столько создавать, сколько применять готовое, не столько исследовать, сколько пользоваться. Деревянные игрушки изготавливаются из различных пород дерева: липы, вишни, дуба, ореха, березы, осины, сосны, ольхи… Затем, в зависимости от назначения: деревянные игрушки развивающие, домики, кубики, машины, звери, куклы, лабиринты, сборные модели техники, пазлы, деревянный конструктор, детские музыкальные перкуссионные инструменты и так далее, — они обрабатываются пищевыми маслами, особой глазурью, воском или безвредными разноцветными красками (которые не вызывают аллергию, а также не являются токсичными). Игрушки из дерева — это отличное приобретение и с точки зрения ребенка, и с точки зрения взрослого. Самые маленькие дети могут без вреда для здоровья облизывать, чесать десны, грызть или сосать их. Более взрослые — ронять, бить, пытаться сломать или «улучшить», потому что деревянные изделия отменно выдерживают механические нагрузки, отличаются высокой долговечностью и степенью прочности. Для подростков интересной и достойной задачей станет самостоятельный «ремонт» или полноценная доработка игрушки. Так, девочки смогут украсить модели тканями или бисером. А мальчики смогут делать дополнительные элементы для конструктора, заменить поломанные детали моделей, научатся определять породы дерева и, возможно, освоят основы столярного мастерства. Как правило, деревянные игрушки выпускаются ограниченным тиражом и делаются вручную отдельными мастерами (или в небольших частных мастерских). В подавляющем большинстве случаев изготовители любят свою работу, намеренно выбирают именно это направление деятельности и глубоко заинтересованы в здоровом и правильном развитии детей. Такие игрушки отлично походят для развития логического мышления, мелкой моторики, ролевых навыков. Их можно использовать для проведения самодеятельных театральных (кукольных) постановок. Сегодня игрушки из дерева признаны и широко используются многими вальдорфскими школами, магазинами экологических товаров, детскими садами и детскими развивающими студиями (в том числе для детей с проблемами умственного и физического развития). Деревянные игрушки — это лучшая альтернатива серийным «китайским» поделкам из некачественных синтетических материалов. Игрушки из дерева сравнительно недорогие. Благодаря этому можно хорошо сэкономить — но без потери качества изделий или риска недостаточного развития ребенка. Сейчас, когда хотят над кем-то пошутить, иногда говорят: "Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные игрушки...", и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные. Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и максимально эффективны для развития в ребенке творческого начала. А если еще эти игрушки сделаны папой или мамой, да еще при участии ребенка, то цены им нет. Но большинству из нас все-таки приходится довольствоваться покупными игрушками. Рынок игрушек насыщен, и есть возможность выбрать. Но следует помнить и о том, что многие игрушки, особенно произведенные в странах Юго-Восточной Азии, небезопасны для ребенка. На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества. Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи "точных" методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России", что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место. Обращалось внимание на поразительное с одной стороны разнообразие форм игрушки, с другой — на устойчивость ее сюжетов. Мастера, делавшие игрушку из дерева превосходно чувствовали и "понимали" качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой. Игрушка – всегда недорогая (сложных игрушек в народном искусстве не делали, а если они и появлялись, то были навеяны образцами городского искусства, возникали под влиянием художников и никогда не прививались) была целенаправленна в широкому крестьянскому, отчасти низовому городскому потребителю; попадала крестьянская игрушка, что объяснялось её красочностью, и в дворянские и иные социальные круги. Хорошо известно из источников, что русским царям (мальчику Петру и его брату Ивану) покупали простые народные игрушки, которые делались в Троице-Сергиевской лавре. Игрушка была любима всеми слоями русского общества, но больше всего и ближе всего она, конечно, была ее создателю — крестьянству. Игрушка была любима детьми и принята ими повсеместно. Не было больше радости для ребенка, чем получить звонкую глиняную свистульку в виде конька, птицы, женской фигуры и деревянную игрушку коня-каталку или изображенья мишки, столь любимого у нас на Руси. Игрушка всегда сопровождалась сильной, звучной окраской, привлекала ею, радовала выразительностью своей простой формы: ребенку было легко брать ее в руки и играть с нею. Игрушка представляла и весьма необычный род творчества в мире крестьянского искусства, оно было, как хорошо известно, органично соединено с бытом, с украшением нужных, необходимых в крестьянстве вещей: таким образом, красота проникла во все стороны жизни: она была и в ковше и скобкаре, и в деревянной резной избяной доске, и на прялке, и на вальке, и в одежде, и на санях и возке; даже ткацкий станок украшался сильным и действенным по своей образности орнаментом. Одна только игрушка выделялась из этого бесконечно разнообразного мира тем, что только она не была связана непосредственно с вещами. Игрушка как точно определила это наука, была своеобразной малой народной скульптурой: простой по выделке, обобщенной по форме, простой, но сильной в раскраске, обладавшей многими поэтому пластическими и декоративными особенностями. Из старых ученых больше всего внимания игрушке, как большому явлению искусства, посвятил А.В.Бакушинский, определяя ее как "разновидность примитивной пластики". Он пытался четко сформулировать черты примитива, выраженные в народной игрушке. До него работали и другие, но никто так ярко и полно не характеризовал художественные особенности игрушки, как он. Писал об игрушке еще раньше, но немного, и В.С.Воронов. Потом к ней обращались и обращаются и многие учёные. Интерес к игрушке не ослабевает, Она также неизменный участник многочисленных выставок народного искусства. Ей посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Но несмотря на это, очень многое в ней остается невыясненным и нераскрытым. Если в какой-то мере освещены ее художественные, пластические и красочные стороны, то вопросы ее содержания известны и исследованы меньше. Хотя уже давно исследователями обращалось внимание на то, что большинство игрушек, частично дошедших до нас деревянных, и, главным образом, глиняных — таят в себе образы более широкие и глубокие, чем те, что они обозначают. Так, такие ученые, как Л.Динцес, высказывали, да и В. Воронов и А.Бакунинский тоже, о том, что в их образах сохранены отзвуки древнего язычества, заключена "память" о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. Пo мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны она часто по форме оказалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц (богинь со змеями) из Кносского дворца на Крите, открытые известным археологом Эвансом), с другой стороны игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах. Список литературы: 1.Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 2009, № 3. 2.Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2000, № 9. 3.Коняев Н. Игрушки русских императоров. М.: Подъем, 2002. №4. 4.Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 2000. 5.Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 2002. № 5. 6.Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. 7.Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 2001, № 3. 8.Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Роль игрушки в жизни ребёнка".
Данная консультация для родителей помогает им в выборе нужных игрушек для своих детей...
Роль игрушки в жизни ребёнка
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаёт...
Роль игрушки в жизни ребёнка
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаёт...
Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"
Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...
Консультация для родителей "Роль игрушки в жизни ребёнка"
Выбор игрушки - дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жи...
Познавательно- исследовательский проект " Деревянные игрушки в жизни ребёнка"
quot; Деревянные игрушки в жизни ребёнка"...