Проект "В гостях у сказки"
проект (старшая группа)
Проект «В гостях у сказки» осуществлялся, как увлекательный познавательный с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволил развить в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Предполагается систематизация представлений детей о сказках и их положительное влияние на развитие речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок»
Тематический проект
по развитию речи
в старшей группе «Одуванчик»
«В гостях у сказки»
Выполнила: воспитатель
Козлова С.В.
2016
Краткое описание проекта « В гостях у сказки»
Проект «В гостях у сказки» осуществлялся, как увлекательный познавательный с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволил развить в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Предполагается систематизация представлений детей о сказках и их положительное влияние на развитие речи старших дошкольников.
Тип проекта:
- Познавательно- речевой, продуктивно – творческий
- групповой;
- долгосрочный (март 2016- апрель 2017г.)
Участники проекта: дети старшей группы «Одуванчик», воспитатели, родители.
Цели проекта:
- повышение уровня развития речи старших дошкольников (связной, диалогической и монологической речи);
- развитие устойчивого отношения к сказке, как произведению искусства;
- организация совместной творческой деятельности в семье;
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
- Научить узнавать персонажей сказок, знать название и автора;
- Вызвать интерес детей к истории сказки, устному народному творчеству;
- Содействовать развитию речи детей посредством составления и рассказывания сказок, деятельностью в мини-музее, обогащению словаря;
- Учить передавать содержание сказок;
- Формировать умение выражать своё отношение к героям сказки;
- Познакомить детей с различными видами сказочных произведений (русские народные, зарубежные сказки, авторские сказки); жанровыми особенностями сказок;
Развивающие:
- Формировать интерес к книгам;
- Формировать потребность в чтении сказок;
- Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;
- Развивать коммуникативные умения;
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;
- Воспитание бережного отношения к книгам.
Актуальность: Знакомство со сказочными произведениями пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений. В настоящее время остро стоит проблема формирования у детей связной речи. Даже в старшем дошкольном возрасте речь детей однообразна, монологи и диалоги просты. В семье мало читают детям, произведения не всегда соответствуют возрасту детей, обсуждению прочитанного не уделяется внимание, но именно сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Данный проект способствует развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению небольших творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок, организацией мини - музея и, заканчивая последующим придумыванием собственных сказок, и их драматизацией.
Ожидаемый результат:
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи. Развитие интереса к сказкам, эмоциональной отзывчивости у детей. Содействие творческому развитию детей и родителей.
Этап планирования деятельности:
Беседы с детьми о том, какие они знают сказки.
Беседы с родителями на тему «Что читают ребёнку». Педагог стимулирует детей и родителей определить возможные источники получения информации и способы деятельности (Что хотим узнать? Кто может помочь? Что можно узнать из детских сказок)
Первый этап : подготовительный.
Составление и обсуждение с родителями поэтапного плана работы над проектом
Анкетирование родителей по вопросу «Что знает Ваш ребенок о сказке? »
Консультация для родителей «Эти мудрые русские сказки»
Подбор художественной литературы со сказками, иллюстрированными разными художниками
Подбор дидактических и развивающих игр по сказкам
Подбор театров (кукольного, настольного, пальчикового)
Обращение к имеющему опыту работ со сказкой (лепка персонажей из снега: Снегурочки, героев сказки «Теремок», из пластилина с добавлением природного материала, рисование героев сказки и несложного сюжета)
Второй этап : основной
Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов развивающей среды).
Рассматривание иллюстраций, чтение книг.
Совместная деятельность с педагогом: показ инсценировки сказок, исполнение ролей сказочных героев.
Самостоятельная деятельность детей с использованием театров пальчикового, театра на ножках, бибабо, театра на втулках и пр.
Использование физкультминуток на темы сказок,
В подвижных играх использование шапочек сказочных персонажей
Перспективный план работы с детьми по проекту
«В гостях у сказки»
Месяц | Тема | Формы работы |
март | Русские народные сказки | Чтение и пересказ народных сказок; Беседы: «Русские народные сказки», «Сказка ложь, да в ней намек..», «Народная мудрость в сказках», «Расскажи о своей любимой сказке»; «Что такое сказка» (приложение) Рассматривание иллюстрации к русским народным сказкам; Выставка книг «Русские народные сказки»; Экскурсия в библиотеку:«Где живут сказки» Изготовление книг «Колобок», «Гуси-лебеди», «Теремок»; Игры-драматизации по русским народным сказкам. Рисование «Любимая сказка», Раскрашивание раскрасок «Русские сказки», «Что за сказка»; |
апрель | Авторские сказки: сказки А. С. Пушкина | Показ портрета А.С. Пушкина; Чтение сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и др.; Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина, беседа по ним; Выставка книг:«Сказки А.С. Пушкина» Беседы: «Беседа о творчестве А. С. Пушкина», Лепка «Царевна-лебедь» Изготовление поделок: «Золотая рыбка» из разноцветных салфеток, «Лукоморье» в технике пластилинография; Игры:«Из одной ли мы сказки», «Назови сказку по предмету».(приложение) |
май | Авторские сказки: сказки отечественных авторов | Чтение сказок: В.Катаева «Цветик - семицветик», С.Аксаков «Аленький цветочек», С.Маршак «12 месяцев», П. Ершова «Конек-Горбунок» Беседы: «Известные отечественные сказочники», Игры: «Назови волшебный предмет из сказки», «Отгадай сказку по отрывку» Выставка книг:«Авторская сказка» Викторина по сказкам (приложение) |
июнь | Любимые герои отечественных сказок | Беседы: «Мой любимый сказочный герой», «Самые необычные герои сказок», «Волшебные герои сказок»; Отгадывание загадок о героях сказок; Рассматривание картинок с изображением сказочных героев; Рисование «Любимый сказочный герой», Изготовление игры «Из какой сказки герой», масок-шапочек героев сказок; Участие в конкурсе рисунков на асфальте «Герои стихов и сказок»; Придумывание загадок о сказочных героях; |
сентябрь | Зарубежные народные сказки | Беседы:«Откуда сказка к нам пришла?», «Народные сказки других стран»; Составление сказок по сериям сюжетных картин; Чтение зарубежных народных сказок: Пересказ украинской народной сказки «Колосок»; Раскрашивание раскрасок «Герои зарубежных сказок» |
октябрь | Зарубежная авторская сказка: сказки Шарля Перро | Показ портрета Ш.Перро, рассказать о биографии писателя; Чтение сказок: «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка» и др. Выставка сказок Ш.Перро; Пересказ детьми понравившегося произведения Ш.Перро; Игра-драматизация сказки «Красная шапочка»; Изготовление фигурок для театра по сказке «Красная Шапочка»; Д/игра «Из какой сказки герой» |
ноябрь | Зарубежная авторская сказка: сказки братьев Гримм | Показ портрета братьев Гримм, рассказать о биографии авторов; Чтение сказок: «Бременские музыканты», «Волшебный горшочек», «Золотой гусь», «Храбрый портняжка» и др. Пересказ детьми понравившегося произведения братьев Гримм; Выставка книг «Сказки братьев Гримм» Придумывание загадок о героях сказок братьев Гримм; |
декабрь | Зарубежная авторская сказка: сказки Ганса Христиана Андерсена | Показ портрета Г.Х.Андерсена, рассказать о биографии автора; Чтение сказок: «Снежная королева», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Русалочка» «Гадкий утенок», Беседа «Волшебство в сказках Андерсена», Д/игра:«Доскажи сказку», «Из одной ли мы сказки?» |
январь | Работа над созданием мини-музея:сбор и создание экспонатов | Беседы:«Что такое «музей»?, «В каких музеях вы бывали», «Что такое мини-музей»; Рассматривание буклетов и фотоматериалов музеев; Сбор экспонатов; Театрализованная игра- драматизация «Репка»; Изготовление экспонатов музея, различных видов театра; |
февраль | Оформление мини-музея | Сбор экспонатов; Игра- фантазирование «Салат»из сказок» с использованием фигур для театра(экспонатов музея); Рассматривание экспонатов и беседа по ним; Игры с экспонатами музея по желанию детей; |
март | Работа мини-музея: проведение экскурсий | Проведение экскурсии воспитателем в мини-музее; Проведение экскурсии детьми в мини-музее(для детей из своей и других групп); |
апрель | Подведение итогов | Проведение экскурсии детьми для воспитанников старших и подготовительной групп, родителей (на итоговом собрании); Викторина «Книга сказок»; |
Ожидаемый результат:
- Развитие интереса к сказкам, развитие эмоциональной отзывчивости.
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи, монологической и диалогической речи.
- Знать виды театров, использовать их в самостоятельной деятельности.
Третий этап: итоговый
Продуктом проекта станет создание мини – музея «Сказочная страна» и викторина «Книга сказок» с участием родителей.
У детей повысился интерес к сказкам, усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности.
Подведение итогов.
Анализ:
Наша работа проводилась в течение 2 лет. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное, уровень речевого развития детей заметно повысился, так же у детей стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету. Они научились беречь книги, появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.
Вывод: Цель проекта достигнута.
Результатами, итогом проекта стала викторина «Книга сказок», которая выявила у детей высокий уровень развития речи и отличное знание сказок
Используемая литература
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2011.
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2010.
- Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
- Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозайка-Синтез, 2008.
- Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. - М. : Линка-Пресс, 2003.
- Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О. Л. Кабачек. - М. : Либерия,2001.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст).- М. : Педагогика, 1999.
- Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
- Стрелкова. Л. П. Уроки сказки. - М. : Просвещение, 1990.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.
13. Книга для чтения в детском саду и дома.Хрестоматия 5-7 лет\ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др.-М: Оникс-xxi век, 2005.
14. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методики
15. А.Я. «Современный ребенок и сказка: проблемы диалога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...