Выступление на педагогическом совете "Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Арестова Наталия Владимировна

Тема: «Стимулирование познавательной активности дошкольников  при реализации ФГОС»

СЛАЙД:

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Дорис Лессинг(английская писательница)

Основной целью образовательной программы  дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями. Мы являемся непосредственными участниками реализации данной программы. Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

СЛАЙД: Основные задачи:

  1. Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.
  2. Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
  3. Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.

 Одной из форм нашей работы является мотивация.   Слайд

Мотивацияэто совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума.

Вот эти шесть механизмов СЛАЙД:

1. Поощрять исследование окружающей среды

2. Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

3. Хвалить ребёнка за совершённые достижения

4. Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

5. По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

6. Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех шести механизмов поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

 В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Слайды: фото

 Первый тип — игровая мотивация— «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). 5. Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

 Второй тип мотивации — помощь взрослому— «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Создание мотивации строится по схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что-либо и просите детей помочь вам.
  2.  Интересуетесь, как они могут вам помочь.
  3. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  4. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

 

Третий тип мотивации «Научи меня».

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

 Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2.  Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например: − Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую-либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка.

4. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду.

СЛАЙД

Также следует соблюдать следующие принципы мотивации детей:

  1. нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).
  2. обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
  3. обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат. − действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

 

 Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Вот так, можно использовать игровые персонажи. Использование игровых персонажей не может существовать без игровой мотивации, они взаимосвязаны.

 

СЛАЙД:

 

Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Идею психологического тренинга можно менять, но не слишком часто. Предлагаем вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.

Начало образовательной деятельности может быть лёгким пожатием рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе. Ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное.

 

 

 

 

 

 Предлагаем вашему вниманию варианты психологического тренинга:

СЛАЙД: Волшебный клубочек.

Ребята сидят на стульях или на ковре по кругу.

Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя. Дружба начинается с улыбки. Сидящие в кругу ребята берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

В конце образовательной деятельности можно также использовать психологические тренинги.

«Ребятки наша встреча подходит к завершению я бы хотела услышать от вас, как изменилось ваше настроение, что вы чувствуете сейчас, какие упражнения вам понравились, какие нет. А вы хотели бы встретится еще? А продолжить наше занятие? Я благодарю вас за вашу работу. Давайте попрощаемся

 

 Я предлагаю похлопать друг друга по плечу и сказать «Пока, до новых встреч».

СЛАЙД ИКТ

В нашу работу мы внедряем информационно-компьютерные технологии это позволяет нам повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.

Использование ИКТ как средства повышения мотивации к образовательной деятельности. Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в детском саду, но и в нашей группе. Наши ребята имеют разный интеллектуальный уровень развития. При организация обучения детей мы используем разные подходы, которые предусматривают эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера нам позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширять возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

СЛАЙД

Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя минутки вхождения.

Минутки вхождения проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

 Приведенные нами минутки вхождения направлены:

  1. на формирование эмоциональной способности к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
  2. снятие тревоги в период адаптации ребенка к детскому саду;
  3. развитие осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;
  4. развитие самостоятельности и сотрудничества;
  5. повышение саморегуляции и самоконтроля;
  6. повышение общего эмоционального фона и улучшение психологического климата в группе.

 Предлагаем вам несколько минуток вхождения для использования в режимных моментах. СЛАЙД:

 

Приветствие сопровождается движениями, ребята сидят на ковре в кругу.

«Здравствуй». Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

 Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг) Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой) Здравствуй наша большая семья (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).

 

 «Друг».

Собрались все дети в круг,

 Я — твой друг и ты — мой друг.

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

 

 Большую роль мы отвели предметно-пространственной среде: СЛАЙДЫ: каждый месяц, предметно-пространственная среда группы преобразовывалась, чтобы поддерживать мотивацию ребенка в зависимости от темы. Были созданы условия для проведения развлечений, игр, по оздоровлению и профилактики заболеваний, бесед, наблюдений, опытов, в рассматривании и чтении художественной литературы, слушания песенок, проведения игр-занятий по безопасной жизнедеятельности.

Все это давало возможность детям самостоятельно, задуматься и выбрать вид деятельности. И нами были созданы центры для самостоятельной деятельности детей.

  1. Центр познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.
  2. Центр фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.
  3. Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.
  4. Центр экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.
  5. Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.
  6. Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.

Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками.

В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

 

СЛАЙД

ВЫВОД: Вся наша педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами и социальными партнёрами.

Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_pr_2.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС» Подготовила: В оспитатель Арестова Н.В.

Слайд 2

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Д.Лессинг

Слайд 3

Основные задачи: Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития. Способствующие развитию личности. Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей. Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.

Слайд 4

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Слайд 5

Во т эти шесть механизмов: 1. Поощрять исследование окружающей среды. 2. Прививать начальные способности к исследованию, т акие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение 3. Хвалить ребенка за совершенные достижения 4. Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков 5. По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты 6. Стимулировать языковое и символическое общение.

Слайд 7

Принципы мотивации детей: 1. Нельзя навязывать ребенку свое видение в решении проблемы. 2. Обязательно спросить у ребенка разрешения заняться с ним общим делом. 3. Обязательно хвалить действия ребенка за полученный результат,- действуя совместно с ребенком, вы знакомите его со своими планами, с пособами их достижения.

Слайд 8

«Игровая мотивация»

Слайд 9

«Волшебный клубочек» «Волшебное вежливое слово» «Молча улыбаются друг другу» «Пока, до новых встреч!»

Слайд 10

Использование ИКТ,как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Слайд 11

«Круг радости » Здравствуй , Небо ! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля! Здравствуй. Планета Земля! Здравствуй . Наша большая семья ! «Друг» Собрались все дети в круг, Я-твой друг, и ты–мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

Слайд 12

Предметно-пространственная среда» « Центр познания»

Слайд 13

Предметно-пространственная среда «Центр фантазии»

Слайд 14

Предметно-пространственная среда «Игровой центр»

Слайд 15

Предметно-пространственная среда «Центр эксперементирования »

Слайд 16

Предметно-пространственная среда «Уголок природы»

Слайд 17

Предметно-пространственная среда «Уголок релаксации, уединения»

Слайд 18

Вывод: Вся наша педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами и социальными партнерами. Использование различных методов и приемов, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Двигательная активность дошкольников"

Деятельность дошкольника  выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в ...

Выступление на МО "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач....

Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».

Организационные формы обучения должны  обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наб...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДО

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Чтобы дети были ус...

Консультация по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДОО».

Консультация по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДОО». ...