Рабоччая программа во второй младшей группе по образовательной программе "Мозайка"
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа для второй младшей группы по образовательной программе "Мозайка". В программе даны рекомендации по каждому виду образовательной деятельности. Изложен список художественной дитературы, рекомндованный для чтения во второй мл.группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа во второй младшей группе по Мозайка | 73.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
1.Характеристика группы.
В группе ____ детей. _____ девочек ______ мальчиков.
2. Цели и задачи программы.
Целью Программы является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Программа направлена на реализацию следующих задач:
• обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
• приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
• развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
• реализация вариативных образовательных программ;
• соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
3.Возрастные особенности детей.
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Организм ребёнка отличается от взрослого организма не только меньшими размерами, но и особенностями строения и деятельности. К особенностям относят: высокие энерготраты, быструю утомляемость при статических нагрузках, не совершенные адаптационные возможности растущего организма, следовательно, важно дозировать физические нагрузки.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. На четвёртом году жизни ребёнок — субъект самостоятельной деятельности и социальных отношений.
Социальная ситуация развития
Изменяется место ребёнка в системе отношений (ребёнок уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Мышление
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно действенного к четырём годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Восприятие
В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования пред эталонов переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).
Речь
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растёт словарный запас ребёнка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Память
У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно, эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
Внимание
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Воображение
На четвёртом году жизни преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.
Эмоциональная сфера
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Развитие мотивационной сферы
Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Включаясь в новые системы отношений, новые виды деятельности, появляются соответственно и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Регулировать своё поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).
Развитие самосознания
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребёнок научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой — при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения. Для ребёнка становится важным его успешность или не успешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Отношения со взрослыми
По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Отношения со сверстниками
В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Игровая деятельность
Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность. Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; со-нение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.
Антропометрические данные детей 2 младшей группы №4
ФИО ребенка | Год рождения | Адрес | Рост/см | Вес/кг. |
4. Планируемые результаты освоения рабочей программы
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Самопознание
• Объясняет, зачем нужны органы чувств и части тела.
• Замечает ярко выраженное настроение взрослых и детей (смеётся, радуется, плачет,
сердится)
• Называет и употребляет в общении: свои имя, фамилию; имя родителей,
воспитателя, членов семьи, указывая родственные связи и свою социальную роль (мама, папа,
дедушка,
• Проявляет доброжелательность к сверстникам, оказывает помощь, умеет вместе играть и
пользоваться игрушками и книжками.
• Соблюдает правила поведения в группе и на улице.
• Проявляет интерес к своей семье и родственным связям.
Мир, в котором я живу
• Называет своё имя, фамилию, возраст; название родного города, села; название группы,
которую посещает.
• Выбирает и берёт на себя роль в сюжетно-ролевой игре.
• Взаимодействует и ладит со сверстниками.
• Обогащает игру посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линии.
Овладение трудовой деятельностью.
• Владеет навыками самообслуживания. Соблюдает порядок и чистоту в группе и на
участка детского сада (убирает на место за собой игрушки, помогает готовить материалы
к занятию, накрывает на стол)
Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
• Знает в лицо своих родственников.
• Понимает, что чужой человек может быть опасным.
• Понимает, что нельзя подходить к открытому окну, выходить на балкон без
сопровождения взрослого.
• Знает предметы, опасные для маленьких детей (ножи, ножницы, иголки, вилки, спички,
зажигалки, лекарства).
• Отличает движущуюся машину от стоящей на месте.
• Называет сигналы светофора, знает, при каком сигнале можно переходить дорогу
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие
• Различает и выделяет в объектах и предметах семь цветов спектра.
• Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу.
• Различает пять геометрических форм и четыре фигуры.
• Осуществляет сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах качества и
свойства.
• Собирает одноцветные и разноцветные пирамидки из 4—5 деталей.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Проявляет интерес к средствам и способам практических действий,
экспериментированию с предметами и материалами.
• Замечает существующие в окружающем мире простые закономерности
и зависимости.
• Составляет описательные рассказы об объектах.
• Проявляет активность в экспериментировании.
Конструирование
• Конструирует несложные постройки из 2—3 деталей.
• Создаёт постройки «по сюжету» (дом, машина и т.д.).
• Выполняет в сотворчестве со взрослым поделки из природного материала.
Мир живой и неживой природы
• Проявляет участие в уходе за растениями.
• Различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых
растений, животных разных групп.
• Называет основное строение, признаки живого объекта, состояние по сезонам.
• Выделяет причины изменения во внешнем виде растения (поникшие листочки, опавшие цветы).
• Определяет состояние живого объекта по сезонам
• Участвует непосредственно в уходе за живыми объектами.
Развитие элементарных математических представлений
• Находит и группирует предметы по указанным свойствам.
• Составляет при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделяет
один предмет из группы.
• Выделяет и называет несколько свойств предметов путём сравнения и обобщения.
• Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• Понимает и использует в речи слова: больше, чем…, короче, чем...; сначала, потом;
вперёд, назад; направо, налево и др.
• Различает круг, квадрат, соотносит с предметами, имеющими углы и круглую форму.
• Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа,
верхняя — нижняя полоска.
• Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
• Выявляет самостоятельно отношения равенства и неравенства путём практического сравнения, зрительного восприятия
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Овладение речью как средством общения и культуры.
• Отвечает на разнообразные вопросы детей и взрослого (в пределах ближайшего
окружения).
• Проявляет желание и умение воспроизводить короткие стихи, рассказы.
• Проявляет активность в общении.
• Отбирает слова в зависимости от контекста или речевой ситуации.
• Оперирует антонимами, синонимами.
Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы.
• Рассказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы
воспитателя.
• Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
• Читает наизусть небольшое стихотворение.
• Самостоятельно рассказывает известную сказку по схеме-модели.
• Продолжает или заканчивает начатую взрослым сказку, рассказ.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В рисовании
• Знает, называет и правильно использует изобразительные материалы.
• Знает и называет названия народных игрушек (матрёшка, дымковская игрушка).
• Изображает отдельные предметы, простые композиции и незамысловатые
по содержанию сюжеты.
• Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
В лепке
• Знает свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической
массы), понимает, как можно из них лепить.
• Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их
прямыми и круговыми движениями ладоней.
• Лепит различные предметы, состоящие из 1—3 частей, используя разнообразные
приёмы лепки.
В аппликации
• Создаёт изображения предметов из готовых фигур, украшает
заготовки из бумаги разной формы.
• Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и
по собственному желанию.
• Аккуратно использует материалы
Музыка.
• Слушает музыкальное произведение до конца.
• Узнаёт знакомые песни.
• Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечает изменения в звучании (тихо -громко).
• Поёт, не отставая и не опережая других.
• Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах,
притопывать, двигаться под музыку с предметами
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Овладение двигательной деятельностью
• Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки,
метание, лазанье).
• Умеет ходить прямо, свободно, не опуская головы в заданном направлении.
• Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие при ходьбе и беге по ограниченной
плоскости.
• Умеет перестроиться в колонну, шеренгу, круг.
• Правильно принимает исходные положения, соблюдает направление
движения тела и его частей.
• Чувствует ритм, изменяет положение тела в такт музыке или под счёт.
• Умеет ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке
произвольным способом (захват реек кистями рук: четыре пальца сверху, большой
снизу; постановка серединой стопы ног на рейку).
• Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, выполняет прыжок
в длину с места с мягким приземлением
• Умеет катать мяч в заданном направлении, ловит мяч кистями рук, многократно
ударяет им о пол и ловит его.
• Самостоятельно скатывается на санках с горки, скользит по ледяной
дорожке с помощью взрослых.
• Передвигается на лыжах ступающим и скользящим шагом.
• Свободно катается на трёхколёсном велосипеде.
• Участвует в подвижных играх, инициативен, радуется своим успехам в
физических упражнениях.
• Называет шахматные фигуры, выполняет простейшие ходы.
Овладение элементарными правилами здорового образа жизни.
• Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры (моет руки, лицо).
• Самостоятельно соблюдает элементарные правила поведения во время еды.
• Имеет элементарные представления о ценности здоровья, закаливании, необходимости соблюдения правил гигиены
5. Особенности проведения педагогического мониторинга.
Оценка индивидуального развития ребенка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики два раза в год в сентябре и мае. Результаты педагогической диагностики использоваться для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низко формализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми).
Интерпретация показателей:
Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Участие ребёнка в диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). По результатам этой оценки составляется индивидуальная работа, работа по коррекции речи воспитанников.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Цели и задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи возраста:
- Самопознание.
- развивать положительное отношение ребёнка к себе, взрослым людям и окружающему миру;
- формировать бережное отношение к своей семье, к родителям, к дому, к детскому саду;
- создавать условия для формирования у ребёнка представлений о себе, о том, что он хороший и любимый.
- Овладение элементарной трудовой деятельностью.
1. воспитывать стремление к самостоятельности (при одевании, умывании, во время еды); формировать элементарные умения и навыки самообслуживания;
2. побуждать бережно относиться к труду других людей: не бросать на пол мусор, аккуратно обращаться с вещами и предметами, не ломать, не рвать, не мять их, вытирать ноги перед входом в помещение;
3. развивать интерес к поручениям взрослых, желание их выполнять.
- Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
1. формировать у детей понимание того, что ребёнок должен находиться рядом со взрослыми;
2. учить детей различать родных и чужих людей;
3. знакомить детей с источниками потенциальной опасности, которые находятся в помещении (окна, различные предметы и др.);
4. приучать детей к осторожному обращению с объектами природы;
5. дать понятие детям об элементарных правилах дорожного движения.
Литература:
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая групп. Конспекты занятий. Изд. 4-е.-М.:УЦ. ПЕРСПЕКТИВА.2008-96с
Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. Социальное развитие детей 3-7 лет издательство «Учитель» Волгоград 2011
Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет издательство Волгоград «Учитель» 2011
Полякович Ю.В, Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет издательство «Учитель» Волгоград 2012
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Задачи возраста:
Сенсорное развитие
1. формировать умение различать и выделять в предметах и объектах основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, синий) и их оттенки (розовый, серый, голубой); пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и четыре фигуры (куб, кирпичик, пластина, призма);
2. различать параметры величины (длина, ширина, высота) и их сравнение (длинный — короче — короткий);
3. развивать действия по использованию эталонов: устанавливать тождество какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону;
4. соотносить с эталоном предмет, свойство которого не точно такое же, как эталон, но может быть к нему отнесено;
5. развивать предметно-орудийные действия, знакомить с функциями предметов;
6. обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к простейшему сенсорному анализу;
7. способствовать сенсорному развитию в процессе исследования различного природного материала.
Познавательно-исследовательская деятельность.
1. развивать интерес к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств;
2. формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы, учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением;
3.поощрять самостоятельные открытия детьми свойств природных объектов, знакомить с некоторыми свойствами воды, песка, глины, камешков, особенностями растений, животных. Предоставлять детям возможность открывать для себя мир предметов и явлений во всём многообразии их форм, красок, звуков, запахов; знакомить с назначением предметов ближайшего окружения; называть вещи и типичные действия, которые с предметами совершают («Стул — на нём сидят, можно сесть на скамейку, диван, лавочку»).
Конструирование.
1.Научить строить простые конструкции, знакомые им из опыта (стол, стульчик, кроватка, домик, машинка), объединять в разные сюжеты (двор, улица, детская площадка).
2. Нормировать первые технические умения работы с деталями (учить изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими). Знакомить с простейшими способами соединения и размещения деталей в пространстве по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка).
3.Научить создавать различные образы из бумаги для общей композиции, используя разные способы работы с бумагой (сминание, скручивание и др.).
Природное окружение.
1. развивать интерес ко всему живому, природе в целом, объектам живой и неживой природы, наиболее ярко выраженным сезонным явлениям;
2. воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой;
3. формировать первые представления о взаимосвязях в природе на примерах из ближайшего окружения.
Мир растений и животных.
1.Стимулировать познавательные мотивы в процессе непосредственного наблюдения, ухода за растениями в группе и ближайшем окружении на территории детского сада знакомить с комнатными растениями (1—2) и дикорастущими растениями (1—2) региона (название, условия для роста);
2. расширять представления о домашних животных (кошка, собака) и их детёнышах, знакомить с особенностями поведения и питания;
3. организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок;
4. расширять представления о диких животных.
Сезонные наблюдения (неживая природа).
1.Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе: погодные условия, растительный мир, птиц.
2.Обращать внимание детей на необходимость иметь сезонную одежду.
3.Побуждать замечать красоту каждого сезона года, расширять представления о сезонных особенностях.
4.Демонстрировать действия по уходу (с учётом сезона) за растениями на участке детского сада, привлекать к отдельным действиям детей. Результаты совместных наблюдений отмечать в разных видах продуктивной деятельности. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (например, без воды растение может засохнуть).
5.Формировать доброжелательное и осторожное отношение к животным, растениям, предупреждать об отрицательных последствиях вмешательства в природу. Знакомить с правилами поведения в природе, давать запрещающим правилам альтернативу («Нельзя ловить бабочек, но можно любоваться ими»).
Развитие элементарных математических представлений.
1. формировать интерес к математической стороне действительности;
2. знакомить с количественными характеристиками, величиной, формой предметов;
3. содействовать овладению умениями понимать множества (различать «много», «мало», «один») предметов и явлений в ближайшем окружении;
4. формировать способность к практическому сравнению множеств по количеству входящих в них элементов без счёта (освоение способов наложения, приложения); 5.формировать способности ориентировки во времени и пространстве.
Количественные представления
1. Развивать умение видеть общий признак предметов ближайшего окружения: например, все кубы — красные, мячи — круглые и т.п.
2.Находить и составлять группы из однородных предметов, выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один».
3.Сравнивать две равные и неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».
Величина
1.Помогать детям сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров: при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте), пользуясь приёмами наложения и приложения;
2. Обозначать словами результат сравнения: длинный — короткий, одинаковые (равные по длине); широкий — узкий, одинаковые (равные по ширине); высокий — низкий, одинаковые (равные по высоте), большой — маленький, одинаковые (равные по величине).
Форма
1. Стимулировать детей к определению формы предметов, с которыми они встречаются в повседневной жизни (в бытовой, игровой деятельности, на прогулке): вначале — по отношению к предметам, не имеющим деталей (платок — квадрат), а далее — дети учатся определять форму основных деталей предметов (рисунок цветка содержит круг, карман на платье похож на квадрат).
2.С помощью геометрического лото содействовать овладению детьми способами обследования и анализа (умение в фигуре заметить части, её составляющие).
Ориентировка в пространстве
1.Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая — левая рука и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа (слева) — направо (налево); учить различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени
1.Помогать различать контрастные части суток (утро — вечер, день — ночь), называть их.
Литература:
1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая групп. Конспекты занятий. Изд. 4-е.-М.:УЦ. ПЕРСПЕКТИВА.2008-96с
2.Карпухина Н.А Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада .Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.-202
3.Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры – занятия для дошкольников.- 2-е изд., дополн.ииспр.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с (Ребенок в мире поиска)
4.Дыбина О.В Творим, измеряем, преобразуем: Игры – занятия для дошкольников.- 2-е изд., дополн.ииспр.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-128с (Ребенок в мире поиска)
5.Маклакова Е.С Математика во 2 младшей группе детского сада. Планирование, конспекты игровых занятий. Издательство «Учитель» -Волгоград 2011-119
6.Помараева И.А Занятия по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе детского сада. Планы занятий. Издательство Мозакика-Синтез Москва 2010-48с
Образовательная область
«Речевое развитие»
Задачи возраста:
Овладение речью как средством общения и культуры.
1.Обогащать активный словарь;
2. Способствовать правильному и чёткому произнесению слов;
3. Формировать предпосылки связной речи, умения строить предложения.
Лексическое развитие
1.Стимулирует использование детьми названий и назначений предметов (одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.)
2.Формировать умения различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение.
3.Стимулировать детей к подбору и активизации слов-синонимов, слов-антонимов, обобщающих слов, используя семантические карты, упражнения и игры.
Звуковая культура речи
1.Совершенствовать звукопроизношение в слова: гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков (п-б’, т-д’, к-г, ф-в, т-с’, з-ц). Использовать поговорки, скороговорки, пословицы способствующие правильному произношению и хорошей дикции.
2.Развивать моторику речи двигательного аппарата, слухового восприятия, речевого дыхания (развивать умение протяжно и плавно производить выдох через рот; произносить протяжно на одном выдохе гласные и согласные звуки, короткие фразы, чистоговорки).
3. Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность.
Грамматический строй речи
1.Побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
2.Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (утка — утёнок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрёшек, книг, груш, слив).
3.Учить дошкольников преодолевать ошибки в согласовании прилагательного и существительного, глагола во времени и с существительным, в употреблении предлогов.
4.Поощрять словотворчество детей как этап активного овладения грамматикой, подсказывать ненавязчиво в игровых ситуациях правильную форму слова.
5.Помогать детям составлять из нераспространённых простых предложений распространённые путём введения в них прилагательных (обучать составлению сравнений), определений, дополнений; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдём в лес и увидим там разные деревья: сосны, берёзы, ели»).
Развитие связной речи
1.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, обучать умению вести диалог, формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, упражнять в употреблении форм словесной вежливости, побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
2.Упражнять детей в построении связных высказываний (описание игрушки, придумывание рассказа по картинке, из собственного опыта) с помощью вопросов. 3.Развивать связную диалогическую речь, вовлекая детей в сюжетные игры «Телефон», «Магазин», «Семья».
4.Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию: менять героев сказки, обстоятельства, тему рассказа.
5.Побуждать детей говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи». Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним, желание отвечать на вопросы;
2. Поддерживать стремление детей повторять ритмически организованные строки, воспроизводить небольшие стихотворения;
3. Создавать условия для самостоятельного рассматривания детьми книг.
4.Побуждать детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
5. Учить детей передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
6. Знакомить детей с народными сказками, песенками, потешками, загадками, обращать внимание детей на красочность и образность родного языка.
7. Расширять кругозор малыша, его ориентацию в мире предметов, животных, людей, развивать координацию движений при заучивании и повторении стишков
8.Обогащать речь ребёнка запомнившимися ему словами и выражениями из произведения, в процессе совместной со взрослым инсценировки и драматизации.
9.Формировать интерес к книге, осуществляя процесс через регулярное рассматривание с детьми иллюстраций.
Рекомендуемая литература для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Огуречик-огуречик», «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, со-рока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!..»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-ка-чи...», «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенька...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка...», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка...», «Радуга-дуга...».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-ле-беди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — чёрный бочок, белые копыт-ца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зве-ролова», пер с англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. со словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Зайчик»; А. Кольцов «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусёнок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Ёлка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий «Кто это?»; В. Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт «Комарики-макарики»; П. Косяков «Всё она»; А. Бар-то, П. Барто «Девочка чумазая»; С. Михалков «Песенка друзей»; Э. Мошковская «Жадина»; И. Токмакова «Медведь».
Проза. К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Вась-ка», «Лиса-Патрикеевна»; Т. Александрова «Медвежонок Бурик»; Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко «Умная птичка»; Г. Цыферов «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»);К. Чуковский «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова «Маша-растеряша», «Снег идёт» (из книги «Снег идёт»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс «Храбрый ёж»; Л. Толстой «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев «Синий шалашик»; С. Прокофьева «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев «Три котёнка»; А.Н. Толстой «Ёж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру «Ёжик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько «Хитрый ёжик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева «Быстроножка и Серая Одёжка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капугикян «Кто скорее допьёт», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поёт зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Бо-сев «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Поттер «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения пёсика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давить-янц; О. Панку-Яшь «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть.
«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод...» — рус. нар. песенки; А. Барто «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов «Петушки»; К. Чуковский «Ёлка» (в сокр.); Е. Ильина «Наша ёлка» (в сокр.); А. Плещеев «Сельская песня»; Н. Саконская «Где мой пальчик?».
Литература:
1.Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во 2 младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009-170
2.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность.- М.: ТЦ Сфера, 2009-128с
3. Хрестоматия
4. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой маторики, развитие речи/авт.-сост. Н.Л. Стефанова.- Волгоград: Учитель, 2013-261с
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи возраста:
- Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные); вызывать чувство радости;
- Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавать их образную выразительность;
- Развивать умение видеть красоту основной формы предмета, его частей, цвета. Использовать для обследования предметов обе руки;
- Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрёшки), одежде детей;
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда);
- Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
- Знакомить со следующими цветами: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый и с ослабленными оттенками (например, розовый, голубой и др.). Показать детям вариативное использование цвета как средства выразительности.
- Обучать детей простейшему сенсорному анализу предметов ближайшего окружения. На основе данного анализа, а также по показу и слову педагога, учитывая эмоционально-интеллектуальный опыт детей, побуждать их передавать в продуктах собственной деятельности вначале одночастные предметы, затем двух-трёхчастные (в рисовании и аппликации части предмета круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; в лепке — цилиндрической, кольце- и шарообразной, дисковидной формы).
- Создавать несложные сюжетные композиции на всём листе бумаги, повторяя изображение одного и того же предмета в рисунке, аппликации («Мячи раскатились», «Снеговики гуляют в морозный день»), лепке, объединять вылепленные отдельными детьми фигурки на тематическом макете («Грибы на полянке»).
Лепка.
- Показать детям разнообразие пластических форм (глина, пластилин, тесто, влажный песок, пластическая масса, бумажная масса папье-маше)
- Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук.
- Учить создавать простейшие формы(шар, цилиндр), видоизменять их (шар-диск, цилиндр-кольцо)
- Учить лепить пальцами, соединять детали, не прижимая их, а примазывая друг к другу. Вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей. (ушки, хвостик, клюв и др.)
Рисование.
- Учить детей сопровождать движение карандаша или кисти словами, игровыми действиями.
- Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые)
- Продолжать знакомить с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии и раскрашивать замкнутые формы)
- Переводить детей от рисования –подражания к самостоятельному творчеству.
Аппликация
- Знакомить детей с бумагой как художественным материалом, её свойствами и способами воздействия на неё.
- Учить создавать из кусочков рваной бумаги и комочков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки и др)
- Учить раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем формы, создавая при этом выразительные образы.
- Знакомить с ножницами как художественным инструментом.
Литература:
1.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: «Карапуз» 2009.-144с
2. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности.- М.: ИД «Цветной мир», 2014.-144с
3.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-128с.
Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы.
Требования к развитию и поддержке игровой деятельности.
• избегать представления об игре как регламентируемом процессе «коллективной проработки знаний»;
• не подчинять игру строго дидактическим задачам;
• содействовать «проживанию» ребёнком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей;
• предоставлять выбор игрового оборудования;
• способствовать отражению событий в игре;
• изучать и переносить семейный опыт различных видов игр (подвижных, настольных и др.) в группу;
• поддерживать и поощрять инициативу детей в организации игр;
• руководить игрой на основе предложенной детьми или выбранной роли.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Структура события:
• подготовка к событию
• непосредственное событие (кульминация)
• отражение впечатлений о событии в продуктивной деятельности детей и общении.
Лента событий:
• события основные (календарные праздники: Новый год, Калядки, День защитника Отечества, 8 Марта, День знаний);
• значимые события социальной и культурной жизни страны и мира;
• события региональные (праздники — даты области, мероприятия);
• события муниципальные: городские, сельские (праздник урожая, День города, поселка)
• события ДОО (день рождения детского сада, дни именинника, экскурсии, приезд театра);
• события личные (дни рождения детей, их близких, проведение отпуска, мероприятия выходного дня).
Расписание непосредственной образовательной деятельности
Виды организованной деятельности | Количество | Интеграция видов организованной деятельности (примерная) |
1 | 2 | 3 |
Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | 1 1 | Игровая деятельность. Конструирование из различных материалов. Коммуникативная деятельность. Двигательная деятельность. Элементарная трудовая деятельность |
Коммуникативная деятельность. Восприятие художественной литературы и фольклора | 1 | Познавательно-исследовательская деятельность. Музыкальная деятельность. Изобразительная деятельность. Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность |
Речевое развитие | 1 | Познавательная деятельность. Музыкальная деятельность. Изобразительная деятельность. Коммуникативная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие: Рисование Лепка Аппликация | 1 0,5 0,5 | Коммуникативная деятельность. Элементарная трудовая деятельность. Восприятие художественной литературы и фольклора. Музыкальная деятельность |
Двигательная деятельность | 3 | Познавательная деятельность. Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность |
Музыкальная деятельность | 2 | Восприятие художественной литературы и фольклора. Коммуникативная деятельность. Игровая деятельность |
Общее количество | 11 |
Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности
Двигательная |
|
Игровая |
|
Продуктивная |
|
Коммуникативная |
|
Трудовая |
|
Познавательно-исследовательская |
|
Музыкально-художественная |
|
Чтение художественной литературы |
|
Национально-культурный компонент.
Географические и климатические особенности, в которых реализуется программа.
География.
Город Светогорск расположен в Выборгском районе на реке Вуокса в северной части Карельского перешейка в 188 километрах от Санкт-Петербурга. По своему географическому положению является самым северным городом Ленинградской области. Ближайший город со стороны Финляндии — Иматра (расстояние около 12 км).
До марта 1940г. город был финским и носил название Энсо. В 1949 году посёлок Энсо был переименован в город Светогорск по гидроэлектростанции, дающей свет.
Через Светогорск протекают две речки: Унтерниска и Кивиоя (Грязный ручей).
Со всех сторон город окружен лесами, в которых много ягод, грибов. В реке Вуокса и многочисленных реках и озерах много рыбы.
Климат.
Климат района атлантико-континентальный. Морские воздушные массы обусловливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно-тёплое, иногда прохладное лето. Средняя температура января −8… −11 °C, июля +16…+18. Количество осадков за год 600—700 мм.. Наибольшее количество осадков выпадает летом и осенью.
В зимний период осадки выпадают в основном в виде снега. Постоянный снежный покров появляется во второй половине декабря. Сходит снег во второй половине апреля.
Гидрография.
Гидрография города Светогорск представлена рекой Вуокса, а так же множеством малых рек и озер, несколькими пересыхающими летом речушками и ручьями.
Появление ледовых образований наблюдается в конце октября. Ледостав устойчивый, средняя продолжительность его 170 дней. Очищение от льда наблюдается во второй половине апреля..
Природные ресурсы.
Территория Выборгского района богата лесными ресурсами. Основными породами являются сосна, берёза, ель, тополь, осина, рябина, ива, липа.
В лесах произрастают лекарственные растения и ягоды: ландыш майский, толокнянка, черника, брусника, клюква, малина, багульник, можжевельник, лапчатка прямостоящая.
В районе обитают главным образом лесные животные, среди которых 68 видов млекопитающих. Основными из них являются белка, хорь, куница, крот, заяц-беляк, заяц-русак, ежи, различные грызуны (полевая и лесная мыши, крыса и другие). Реже встречаются волк, кабан, косуля, лисица, лось, медведь, рысь, ласка, выдра, олень пятнистый, нерпа, бобр, тюлень, норка, енотовидная собака.
Обитает около 300 видов птиц, основными являются глухарь, куропатка белая, куропатка серая, рябчик, тетерев, утка местная, утка пролётная, гусь, кулик. Некоторые лесные птицы (дятел, дрозд, синица, кукушка, скворец) приносят пользу, истребляя вредных насекомых. Зимуют в области лишь ворон, воробей, синица, снегирь, дятел; большинство же покидает области, начиная с конца августа.
В водах водится около 80 видов рыб. Из морских рыб чаще встречаются салака, балтийская (ревельская) килька, треска, морская щука. Из проходных рыб встречаются корюшка, лосось, кумжа, угорь. Среди пресноводных рыб наибольшее значение имеет сиг, также встречаются окунь, судак, лещ, плотва, снеток.
В Красную книгу занесены: балтийская кольчатая нерпа, нерпа ладожская, серый тюлень, беркут, змееяд, сапсан, скопа, орлан-белохвост
Перспективный план взаимодействия с родителями
Период | тема | мероприятие |
Сентябрь | «Знакомство с годовыми задачами. Особенности детей 3-4 лет» «Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда «идут в садик» «Если ребенок дерется.» «Будем знакомы!» с рассказом о семье «Здравствуй Осень» | Родительское собрание Консультации Фотовыставка Утренник |
Октябрь | «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!», «Подвижная игра в жизни ребенка» «Хвалить или ругать», «Сто тысяч почему». Еженедельно консультации, советы, рекомендации по теме недели. «Что нам осень принесла! | Индивидуальные беседы Консультации Выставка поделок из овощей и природного материала |
Ноябрь | «Сто тысяч почему» «Какие сказки читать детям», «Мир увлечений моей семьи» Еженедельно консультации, советы, рекомендации по теме недели. | Консультации Презентация, мастер-класс |
Декабрь | «Развитие речи детей 3-4 лет» «Мастерская Деда Мороза» «В гости елочка пришла» | Родительское собрание Изготовление и выставка поделок к новогоднему празднику. Изготовление поделок из снега на участке. Утренник |
Январь | «Здоровый образ жизни нашей семьи» | Акция – конкурс семейных стенгазет Катание с горки |
Февраль | Советы по изготовлению подарков ко дню Защитника Отечества из нетрадиционного материала (бросовый, природный), показ образцов. Еженедельно консультации, советы, рекомендации по теме недели. «Вместе с папой поиграть хочу» Организация фотовыставки с рассказами о папах (оформление детскими рисунками). | Советы Мастер-класс Фотовыставка |
Март | «Мамы разные нужны». «Прогулки и их значение». «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста». - «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» «Поздравляем маму» «Мамочка любимая моя! | Консультации Утренник Фотовыставка |
Апрель | «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!» «Огород на окне» Еженедельно консультации, советы, рекомендации по теме недели | Совместное физкультурное развлечение Проект |
Май | «Весна пришла» «Улицы нашего поселка» «Хобби моих родителей» «Как для Вас прошёл этот год» | Развлечение Фотовыставка Организация мини музея Родительское собрание Анкетирование |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Перечень материалов и оборудования для реализации рабочей программы
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки Тематический набор «Домашние животные» • Тематический набор «Дикие животные» • Тематический набор «Животные Африки» • Тематический набор кукол: семья • Транспорт и «технические» игрушки • Телефон детский | Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера • Кукольный дом (сборно-разборный макет) для мелких персонажей • Куклы в ассортименте • Кровать для куклы Коляска для куклы |
Предметы быта | Набор посуды (столовая, чайная, кухонная) Наборы «Овощи» и «Фрукты» • Одежда для куклы |
Ролевые атрибуты | Кухня, больница, парикмахерская, библиотека, театр, магазин |
Техника, транспорт | Набор мелких легковых автомобилей, трактор, экскаватор, пожарная машина, скорая помощь, набор военной техники. |
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Музыкальные игрушки (бубен, шумелки, металлофон). Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений. Ширма для показа театра. Деревянный театр «Колобок», «Волк и семеро козлят», кукольный театр-бабка, дедка, волк, баба-яга. Маски, шапочки героев. |
Познавательное развитие | |
Циферблат часов Магнитная доска «Центр речевого развития». Дидактические наглядные материалы; Предметные и сюжетные картинки и др. Счетные палочки. Контурные и цветные изображения предметов. Пазлы. | Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.). Мелкая геометрическая мозаика Наборное полотно Логико-математические игры «Математическое лото» Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Чудесный мешочек. Полоски различной длины, ширины. Игры для интеллектуального развития. Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания. |
Речевое развитие | |
Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам». Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам). | Дидактические наглядные материалы; Предметные и сюжетные картинки и др. Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» |
Художественно-эстетическое развитие | |
Материалы для изодеятельности: Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п. Индивидуальные палитры для смешения красок. Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски. Бумага для рисования разного формата. Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук. Губки из поролона. Пластилин, доски для лепки. Стеки разной формы. Розетки для клея. Подносы для форм и обрезков бумаги. Большие клеенки для покрытия столов. Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме. Произведения народного искусства | Материалы для конструирования: Строительные наборы с деталями разных форм и размеров. Фигурки людей и животных для обыгрывания. Тематические конструкторы. Настольный конструктор «Лего». Образцы построек разной сложности Материалы для ручного труда: Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.) Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурки, ленточки и т.д.). Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.). Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.). Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. |
Физическое развитие | |
Оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия). Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки. Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной. Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, ленты. |
Режим дня.
Режим дня (холодный период года) | |
Вид деятельности | Младший возраст |
Приём детей (общение с родителями, игры малой подвижности, чтение художественной литературы) | с 7.00 |
Утренняя разминка (гимнастика) | |
Завтрак (формирование культурно-гигиенических навыков) | |
Организация игровой, познавательной, продуктивной деятельности с детьми | |
Второй завтрак | |
Прогулка (подвижные игры, экспериментирование и игры с природным материалом) | |
Возвращение с прогулки (формирование навыков самообслуживания) | |
Обед (формирование культурно-гигиенических навыков, культуры приёма пищи) | |
Подготовка ко сну, сон, (дневной отдых) (перед сном: чтение, слушание аудиозаписей) | |
Постепенный подъем (закаливающие процедуры, разминка, спокойные игры) | |
Полдник (формирование культурно-гигиенических навыков) | |
Организация игровой, физкультурно – оздоровительной, творческой деятельности с детьми | |
Прогулка | |
Уход домой |
Режим дня (теплый период года) | |
Вид деятельности | Младший возраст |
Приём детей (общение с родителями, игры малой подвижности, чтение художественной литературы) | |
Утренняя разминка (гимнастика на свежем воздухе) | |
Завтрак (формирование культурно-гигиенических навыков) | |
Второй завтрак | |
Прогулка (подвижные игры, экспериментирование и игры с природным материалом) | |
Возвращение с прогулки (формирование навыков самообслуживания) | |
Обед (формирование культурно-гигиенических навыков, культуры приёма пищи) | |
Подготовка ко сну, сон, (дневной отдых) (перед сном: чтение, слушание аудиозаписей) | |
Постепенный подъем (закаливающие процедуры, разминка, спокойные игры) | |
Полдник (формирование культурно-гигиенических навыков) | |
Прогулка (организация игровой, физкультурно – оздоровительной, творческой деятельности с детьми) | |
Уход домой |
Организация и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий в группе.
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности во 2 младшей группе.
Сентябрь
1. Развлечение «Наш друг Светофор»
2. Вечер развлечений «Мои любимые игрушки»
Октябрь
1. «Праздник Осени»
2. Вечер развлечений «Весёлый огород»
3. Физкультурное мероприятие «Весёлые старты»
Ноябрь
1. Досуг «Путешествие в страну мыльных пузырей»
2. «День Матери» развлечение
Декабрь
1. Праздник «Новогодняя сказка»
2. Развлечение «Наряжаем ёлку»
Январь
1. Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»
2. Дискотека «Зимушка-зима»
3. Физкультурное мероприятие «Зимняя спартакиада»
Февраль
1. Досуг «Путешествие в сказочную страну»
2. Развлечение «День Защитников Отечества» поздравляем папу
Март
1. Концерт для мам, бабушек и сестрёнок.
2. Праздник «Широкая Масленица»
3. Театрализация по сказке «Заюшкина избушка»
Апрель
1. Спортивный праздник
2. Развлечение «Весенние забавы»
3. Презентация «День Космонавтики»
Май
1. Спортивное развлечение «Спасатели вперёд»
2. Досуг «На улицах поселка» (ОБЖ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Домашние животные» во второй младшей группе по образовательной области «Познание» по авторской программе «Я открываю мир»
Тема: «Домашние животные» Программные задачи:Образовательные задачи: Обогащать сенсорный опыт детей знакомя их с объектом – кошкой. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать объект. (Образо...
Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"
Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....
Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)
Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...
Рабочая программа по реализации образовательной программы во второй младшей группе №4 на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по реализации образовательной программы во второй младшей группе №4 на 2015-2016 учебный год...
Календарное планирование образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по образовательной программе «Мозаика»
Календарно - тематическое планирование второй младшей группы...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на вторую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2020 – 2021гг
Рабочая программа второй младшей группы спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы ДОУ, образовательных потребностей детей и запросов родителей. Она опред...