Программа кружковой работы дополнительного образования «Ступеньки к познанию» (область «Познавательное развитие», раздел «Окружающий мир»)
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Гудимчик Елена Владимировна

Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому большинство заданий, используемых в данной программе, носят игровой, занимательный характер. Старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Именно в этот период в ребенке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребенка, "Я"- позиция. В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется кругозор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы дополнительного образования «Ступеньки к познанию» (область «Познавательное развитие», раздел «Окружающий мир»)

Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому большинство заданий, используемых в данной программе, носят игровой, занимательный характер. Старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Именно в этот период в ребенке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребенка, "Я"- позиция. В 5-7 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется кругозор.

Актуальность. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, и именно в дошкольном возрасте эти качества ребенка хорошо развиваются.

Цель программы: создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать; формирование основ элементарного безопасного поведения в различных ситуациях  и умения самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы:

Образовательные:

-  дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения;

- расширять представления детей о физических свойствах веществ и предметов окружающего мира;

-  формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

-  помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

-  научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

Развивающие:

-  развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-  создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

- развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

-  воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-  стимулировать желание детей экспериментировать;

-  формировать коммуникативные навыки.

-  воспитание личностных качеств - осторожности, наблюдательности, дисциплинированности, которые помогут детям адаптироваться к дорожной среде;

-  воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Программа реализуется через кружковую работу два раза в месяц, продолжительностью 20-25 минут во второй половине дня, в течение 2 лет.

Используемые формы организации процесса

- наблюдение;

- экспериментирование;

- беседы;

- решение проблемных ситуаций;

- опыты;

- исследовательская деятельность;

- работа с родителями (акции, консультации, беседы).

Занятия  имеют гибкую структуру, наполнены различным содержанием.

Основной формой работы являются: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения. Благодаря этим формам работы целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа, наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Большая часть занятий носит комплексный характер. Включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития. Самые важные занятия, закладывающие основы детского интеллекта должны быть связаны с двигательной активностью, развитием сенсорной сферы (увидеть, прикоснуться, почувствовать аромат, услышать).

При работе по данной программе руководителю необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить.

При организации рабочего пространства необходимым является соблюдение санитарно-гигиенических норм (соответствие размера столов и стульев росту детей, достаточная освещенность помещения и др.) и норм пожарной безопасности. На занятиях должны соблюдаться правила техники безопасности при работе с необходимым инструментарием.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Интерактивная доска, аудиоаппаратура;
  • аудиокассеты с записями необходимой музыки;
  • игрушки и игровой инструментарий;
  • магнитная доска, фигурки на магнитах;
  • дидактические и развивающие игры;
  • канцелярские принадлежности;
  • необходимый для проведения игр и упражнений реквизит.

Ожидаемые результаты освоения программы:

- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

- сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Перспективный план

на 2017-2018 учебный год (старшая группа)

Дата

Тема

Цель

Материалы, оборудование, игровые приёмы

1

17.09.2017

«Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

Объекты природы на участке детского сада.

2

27.09.2017

«Безопасная дорога детства»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, в общественном транспорте. Дать детям знания о сигналах светофора и их значении.

Моделирование 

«Дорога домой. Препятствия и опасности».

Рассматривание сюжетных картинок «правила поведения на улице».

3

11.10.2017

«Берегите животных»

Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закрепить знание о животных родного края. Развивать понятие о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарное представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Плакаты на тему «Берегите животных». Силуэты животных и предметов вырезанных из газет. Иллюстрации зверей, птиц, рыб, и насекомых.

4

25.10.2017

«Правила поведения на природе»

Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них.

Схема разных ситуаций «Что можно делать, а что нельзя делать в природе»

Тематические беседы: «Правила поведения на природе».

Тренинг: «Я потерялся»

5

08.11.2017

«Путешествие в прошлое лампочки»

Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета.

Лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображениями).

6

22.11.2017

«Безопасность в доме».

Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии.

Познакомиться с причинами возникновения пожара, навыками осторожного обращения с огнем.

Рассмотреть, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях и как их можно избежать.

Презентация по «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Иллюстрации: газовые приборы, средства бытовой химии; презентация «Безопасность в доме»; дидактические игры-слайды «Четвертый лишний», «Опасные предметы».

7

06.12.2017

«Путешествие в прошлое пылесоса».

Вызвать у детей интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда.

Пылесос, предметные картинки.

8

20.12.2017

«Безопасная улица»

Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

Конверт, модель светофора, скамейка, тоннель, «зебра», дорожные знаки (для пешеходов, для водителей); картинки с изображением общественного транспорта.

9

17.01.2018

«Путешествие в прошлое телефона»

Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона; закреплять правила пользования телефоном; развивать логическое мышление, сообразительность.

Иллюстрации с изображением различных телефонов; картинки, на которых изображены телефоны с недостающими деталями.

10

31.01.2018

«Пожарная безопасность»

Научить детей правильно вести себя в чрезвычайной ситуации - пожаре

Демонстрационные картинки: не разводи костёр вблизи деревянных построек, не оставляй электроприборы без присмотра, не оставляй непотушенный костёр в лесу, не суши вещи над открытым огнём, не балуйтесь спичками, при пожаре звонить 01; для опыта (3 листа бумаги, 3 блюдца, вода, песок, свеча, банка); разные машины, в том числе пожарная.

11

14.02.2018

«Пернатые друзья»

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых. Дать представление о значении птиц для окружающей среды. Развивать внимание, желание заботиться о птицах.

Два комплекта картинок с изображением птиц. Нагрудные знаки. Знаток природы», посылка от Деда Природоведа.

12

28.02.2018

Эксперимент «Могут ли животные жить в земле?»

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.

13

14.03.2018

«Как животные помогают человеку»

Расширять знание о животных разных континентов. Формировать представление о том, как животные помогают человеку. Развивать познавательную активность. Расширять словарный запас.

Презентация: «Как животные помогают человеку» (лошадь, слон, верблюд, собака) Бумага, карандаши.

14

28.03.2018

Эксперимент «Делаем мыльные пузыри».

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, 

образует пленочку

Жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Игры: «Какой формы пузырь?», «Какой 

пузырь летит дальше, выше?», «У кого получится больше надуть мыльных пузырей?».

15

11.04.2018

«История возникновения колоколов на Руси»

Сформировать знания детей о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Запись колокольный звон 4 иллюстрации колоколов.

16

25.04.2018

Акция «Внимание, дети!»

Привлечь внимание родителей к вопросам обеспечения безопасности детей, предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма детей. Обеспечение безопасности на дорогах.

Пропаганда соблюдения правил дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Яркие световозвращающие жилеты, разнообразные флипперы.

Беседы, занимательные викторины, просмотр обучающих мультфильмов, соревнования, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия для закрепления навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах, стихи,  загадки. 

Изготовление буклета для родителей-водителей.

17

16.05.2018

«Водные ресурсы Земли»

Расширять представление о разнообразии водных ресурсов: рек, озер, морей. О том, как человек может пользоваться водой, о том, как нужно бережно относиться к воде. 

Эксперимент «Откуда берется вода?»

Слайды с изображением водных ресурсов, глобус, картинки с изображением обитателей воды.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

18

23.05.2018

«Забавные фокусы»

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность при демонстрации фокусов.

Забавные фокусы.

3 чайные ложки, повязка на глаза, 2 зеркала, пара одинаковых предметов (2 яблока, банка с водой, блестки).

Перспективный план

на 2018-2019 учебный год (подготовительная к школе группа)

Дата

Тема

Задачи

Материалы, оборудование, игровые приёмы

1

12.09.2018

Прогулка по лесу»

Расширять представления о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

ИКТ слайды с изображением леса. Два письма от Лесовичка.

2

26.09.2018

Акция 

«Автокресло детям!»

Продолжать формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Закреплять знания о различных видах транспорта, о регулировании движения на улицах города и правилами дорожного движения.

Выработать у детей представление об улицах и дорогах как о потенциально опасном пространстве, где нужно проявлять максимум внимания и сосредоточенности. 
Сформировать знания, практические умения и навыки по безопасному поведению на дороге и в транспорте;

Формировать мотивацию к ответственному и сознательному поведению на улицах и дорогах, от которого зависит жизнь людей. Воспитывать умение наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.

Воспитывать любовь к родному городу, дисциплинированность.

Поддерживать сотрудничество ДОО с семьей, ГИБДД.

«Минутка безопасности»:

рассматривание иллюстраций  ДТП, с анализом ситуации, с беседой о последствиях нарушений ПДД;

проведение упражнений по закреплению «разрешающих» и «запрещающих» знаков; на различение пространственных направлений (спереди, сзади, назад). Беседы «Осторожно улица», «Безопасный транспорт». Создание проблемной ситуации, обсуждение путей решения.

Обыгрывание ситуации: «Внимание, дорога!»

Изготовление буклета для родителей-водителей.

3

10.10.2018

Акция 

«Засветись сам, засвети ребёнка!»

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при правильной перевозке детей в салоне автомобиля.

Светоотражающие элементы, карточки с загадками, 3 обруча, карточки «сигналы 

светофора», фото с изображением фликеров, магнитная доска, пазлы «дорожные знаки», 2 куклы.

Изготовление буклета для родителей-водителей.

4

24.10.2018

«Мир комнатных растений»

Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях связанных с выращиванием цветов. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Опыт «Как увидеть движение воды по растению»

Презентация «В мире растений», 2-3 растения, лейка опрыскиватель, клеенки. салфетки, тряпочки.

Оборудование: две гвоздики, две пробирки с водой, пищевой краситель.

5

14.11.2018

«Улица. Дорога. Светофор»

Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. 

Презентация «В гостях у Мигал Мигалыча»

Д/игра: «Путешествие на машинах».

П/и: «Пешеходы и автомобили»

Игровые ситуации: «Знаю ли я правила дорожного движения»

6

28.11.2018

Эксперимент

«Темный космос»

Узнать, почему в космосе темно.

Фонарик, стол, линейка

7

12.12.2018

Игра-инсценировка «Безопасность при общении с животными»

 Научить детей понимать состояние и поведение 

животных. Учить осторожному обращению с животными на основе инсценировки различных ситуаций. Учить детей запоминать правила обращения с домашними питомцами и бездомными 

животными. Обогащать словарный запас. Активизировать внимание, развивать мышление. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Картинки и фотографии животных, демонстрационный материал с различными ситуациями 

общения детей с животными, игрушки животных, загадки и стихи о животных.

8

26.12.2018

«Знаки сервиса»

Познакомить детей со знаками сервиса, закрепить знания о других знаках.

Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни. Дать представления о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке.

Карточки с различными видами дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, указательных, предписывающих

9

09.01.2019

«Встреча с незнакомыми людьми»

Научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей как действовать в таких ситуациях.

Иллюстрации по данной теме и из рассматриваемых сказок.

Беседа – диалог с элементами обсуждения.

10

23.01.2019

Открытое мероприятие с детьми подготовительной группы «Организация и проведение викторины «Его величество Электричество (ОБЖ)

Обобщать знания детей об электричестве.

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Формировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.

Мультимедийная техника, фонарики, картинки для игры «Что есть, что было», картинки с правилами, знаки с правилами электробезопасности, листы ватмана, магниты.

11

13.02.2019

«Осторожно зимняя дорога»

Знакомить с особенностями передвижения машин по зимней дороге. Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности». Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов.

Дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шофер», игра «Пазлы», картинки с ситуациями, напольный макет;

развивающие картинки «безопасность на дорогах».

Игровая ситуация: «Мы переходим улицу»

Д/и: «Что неправильно?»

12

27.02.2019

«Испытание магнита» 

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Магниты, набор магнетических и не магнетических предметов, ёмкости с песком, ёмкости с водой, скрепки;

набор - игра "Рыбалка";

красивая коробка с набором магнетических и не магнетических предметов.

13

06.03.2019

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с историей часов и их назначением, расширить представление о часах (устройство, виды часов, определять время по часам; закреплять умение изображать разные часы. Развивать умение ориентироваться во времени, зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, логическое мышление детей. Воспитывать умение беречь свое время и время окружающих людей.

Разные часы, картинки с изображением часов, цветные карандаши, набор цифр – наклеек (по набору на ребенка)

14

20.03.2019

«Воздух работает»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

15

10.04.2019

Открытое занятие для педагогов МАДОУ «Сказка»  на тему  «Детская лаборатория, как составляющая форма организации детских видов деятельности»

Проведение лабораторных опытов для детей 6-7 лет в детском саду в доступной и понятной для ребенка форме. Объяснить многие физические явления, а также познакомить  с опытами, которые можно проводить в домашних условиях.

Растительное масло, пергаментная бумага,  игла,

апельсины,  цветы лотосоа (бумажные на каждого ребенка), пластиковый таз с водой,  спички, согнутые под прямым углом, измельченный стержень простого карандаша.

16

24.04.2019

«Песочная страна» 

Закреплять знания о свойствах сухого и влажного песка; развивать мелкую моторику во время игр с песком; формировать навыки безопасного поведения в играх с песком; способствовать положительному взаимоотношению детей друг к другу; развивать фантазию детей, умение воплощать свой замысел в действии.

Песочница, мелкие игрушки, формочки для песка, совочки, прозрачные пластиковые бутылки (горлышко отрезано, канат, мячи прыгунки, магнитофон, угощение для детей.

17

08.05.2019

«Безопасность на воде»

Рассказать детям, когда вода представляет опасность для здоровья человека? Подчеркнуть различие между водоёмами. Формировать у ребенка понятия «опасность – безопасность». Рассказать детям об основных причинах несчастных случаев на воде, их последствиях, о правилах поведения на воде. Развивать логическое мышление.

Фото водоёмов и пляжей.

Знаки «Купаться запрещено».

Презентация «Безопасность на воде. Добрые советы от МЧС для детей и их друзей».

Мультфильмы «Место для купания», «За бортом» из серии «Азбука безопасности. Смешарики».

Иллюстративный материал с заданием «Правильно? – Неправильно?»

18

22.05.2019

«Ядовитые грибы и растения»

Сформировать представление детей о существовании ядовитых растений и грибов;

Познакомить с растениями нашего края;

научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться; воспитывать бережное отношение ко всем грибам и растениям.

Мультимедийное сопровождение (показ презентации)

Игра «Распутай путаницу», «Гербарий»

Знакомство с правилами.

Рассматривание картинок, с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)

laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Страна фантазий» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. ...

Конспект занятия ООД Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир» Тема «Дикие животные зимой» Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)

Занятие составила и провела воспитатель Габдрахимова А.Ф.Данное занятие для детей разновозрастной группы (3,4,6 лет), оно направлено на уточнение и расширение представлений детей о жизни диких животны...