Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками
статья по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Доклад "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками" Все мы читаем сказки нашим детям.Но для того. чтобы сказка раскрылась, заиграла, превнесла и заложила нравственные ориентиры, стимулировала способность к размышлению, развивала творческое мышление, фантазию, воображение,её мало просто прочитать.С ней надо ещё немало поработать.Эти и многие другие задачи, в зависимости от выбранной Вами сказки и решает сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavgorodnyaya_olga_gennadevna_tehnologiya_skazkoterapii_v_rabote_s_doshkolnikami_doklad.docx | 133.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 247 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Технология сказкотерапии
в работе с дошкольниками
Составитель:
Завгородняя
Ольга Геннадьевна,
воспитатель
Уссурийск,
2016
«Сказка даёт великолепный общий язык
для взрослого, работающего с ребёнком.
Обычно они разговаривают на разных языках.
При этом двуязычен скорее ребёнок,
а проблемы с общением есть скорее у взрослого.
(Тем более, что этот взрослый чего-то хочет).
Язык сказки их естественно сближает».
Дмитрий Соколов
Работая с детьми, мы часто задаёмся вопросом, на что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребёнка? Как воспитать в нём веру в себя и свои возможности, научить его не боятся делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?
От того, насколько грамотно и бережно мы подойдём к этим и другим вопросам воспитания детей, зависит их видение мира и своего места в нём. Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…
Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка? Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Сказкотерапевтом для себя может быть каждый. А воспитатели, учителя, другие люди, общающиеся с детьми, просто не могут, хоть немножечко, не быть сказкотерапевтами и для других. Ведь это так облегчает воспитание, так улучшает отношения, так украшает и взрослую, и детскую жизнь.
Мудры народные пословицы. Вот одна из них: "Каким родился, таким и сгодился". Почему один ребенок спокоен и послушен, а второй - в той же семье, с теми же папой и мамой - упрям и своенравен? Значит, так ему положено, так ему больше по душе. Со вторым ребенком труднее, но переделывать его не стоит. Можно перегнуть палку - и из сильного, стремящегося к самостоятельности существа воспитать зажатую и озлобленную личность. Лучше всего помочь ему справляться со своими же вспышками упрямства самостоятельно. Пусть у него будут палочки-выручалочки. Их он найдет в сказках, в которые будет вовлечен взрослыми.
В любом возрасте, слушая сказку, дети буквально «проживают» её, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки.
«Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предаёт их от сердца к сердцу» (Игорь Вачков).
Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективный метод работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.
У ребёнка очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоением его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, с одной стороны, сравнивает себя с героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть свои проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой (Википедия – свободная энциклопедия).
Развитие личности ребёнка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснётся с ней. Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям педагогами и родителями.
Основная причина появления эмоциональных и поведенческих затруднений – внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи ребёнку должны быть направлены на гармонизацию его внутреннего мира. Гармоничный человек – Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель. И поэтому задача сказкотерапии – помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем.
Сказкотерапия :
- Способствует сплочению коллектива;
- Закладывает нравственные ориентиры;
- Стимулирует способность к размышлению;
- Развивает творческое мышление;
- Развивает фантазию, воображение;
- Развивает способности к глубокому образному мышлению, устанавливанию причинно-следственных связей;
- Способствует развитию эмпатий и умения слушать других;
- Позволяет работать на ценностном уровне;
- Работает на перспективу.
Сказкотерапия – древнейший способ социализации и передачи опыта. Способ передачи необходимых моральных норм и правил, способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах (Из энциклопедии «Википедия»)
Сказкотерапия рассматривается также как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сочинение сказок коллективом очень полезно. Для маленьких детей – это упражнение на взаимодействие.
Приобретению знаний о законах жизни также способствует сказка. Она легко и ненавязчиво доносит до нашего сознания истину.
Как же использовать сказкотерапию?
- Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.
2. Инсценирование сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.
3. Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
- Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке.
Правила организации сказкотерапии для дошкольников
Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.
После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.
Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребёнка).
Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.
Какие книги выбрать для сказкотерапии?
Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.
После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.
Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии
- Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
- Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
- Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
- Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
- Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.
Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
(По А.Бердниковой).
Литература и Интернет источники
- Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников» -Москва, «Глобус», 2008
- Бердникова А. ст. «Сказкотерапия» Ж. «Мама. Малыш»
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»-СПб: «Речь», 2005
- http://www.kulichki.com/XpomoiAngel/skazki/skaz/skaztero.htm
- http://vachkov.ucoz.ru/publ/
- http://sdo-journal.ru/journalnumbers/skazkoterapija-v-rabote-detskogo-psihologa.html
- http://www.cka3ka-iks.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии "Сказкотерапия" в музыкальном воспитании дошкольников
В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников....
Применение технологии сказкотерапии в работе с дошкольникми
Сказкотерапия является методом психотерапевтического воздействия на детей, чтобы передать им знания о жизни...
Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"
Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"...
Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ
Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...
Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками
Слушая сказки, ребенок находит выход из трудного для него положения. А значит, сказки учат правильно жить, общаться, понимать других людей.....