Использование технологии "Сказкотерапия" в музыкальном воспитании дошкольников
методическая разработка по теме
В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikoznachimyy_proekt_dlya_kursov.docx | 49.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование технологии «Сказкотерапия»
в музыкальной и досуговой деятельности дошкольников
Из опыта работы.
Исполнитель:
музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР Д/С №46 «Чебурашка»
Олейник Елена Николаевна
г. Электросталь
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ.
- Формулировка проблемы
- Изучение методической литературы. Систематизация теории
- Внедрение технологии «Сказкотерапия» в музыкальную и досуговую деятельность дошкольников.
- Результаты внедрения технологии в практику.
- Литература
1 . Формулировка проблемы.
Основные задачи и направления в развитии российского образования определены в федеральных целевых программах развития образования, Приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Закон «Об образовании» определяет, что программы дошкольного образования относятся
к «общеобразовательным» по направлению, так как решают задачи «формирования культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе (социализации)».
Такая постановка вопроса применительно к дошкольному образованию обусловливает необходимость совокупности педагогического взаимодействия в процессе развития ребёнка как становящейся личности».
В период социальных перемен у общества обостряется особое чувство –чувство ценности человеческой личности. В самом нашем образе жизни как идеал задана ценность «быть личностью».
Переход к новой личностной парадигме – ведущая тенденция современного образования и в целом педагогического сознания общества в конце 20-го столетия. Ориентация на личность – общая черта всех образовательных проектов нашего времени. Личностно-ориентированное образование – педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.
К функциям личностного подхода относятся
охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);
опора (помощь в самоутверждении);
помощь в становлении положительной Я – концепции.
Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась Ананьевым Б.Г., Выготским, Леонтьевым А.Н., Давыдовым В.В., Божович Л.И. и др.
Важное место в многогранном процессе современного общества занимает гуманизация образования. Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправлямого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ими в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребёнок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании»
И ориентация на личность, и гуманизация образования подталкивают на поиски новых путей в воспитании и образовании дошкольников, на создание современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.
Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребёнка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребёнка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
Вера в волшебство и чудеса живёт внутри нашей души, как её потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы,
в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
В связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.
Автор известной методики и организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Чурилова Э.Г. говорила о том, что «многие психологи, отмечая недостаток у детей наблюдательности, творческой выдумки, часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67 - 69 первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание… Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка… - это путь через игру, фантазирование, сочинительство».
Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.
Актуальность темы в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных духовно-нравственной проблеме.
В наше время существуют следующие проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное.
Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться
с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.
2. Изучение методической литературы. Систематизация теории.
В своей книге «Путь к волшебству» (теория и практика сказкотерапии) Татьяна Зинкевич-Евстигнеева подробно остановилась на том, чем именно привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы.
- Глубинный смысл сказки и её мораль не дидактичны.
В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской) рождается протест желание сделать всё наоборот.
Многие дети любят сказку «Три поросёнка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросёнок, который моет и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия с принципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого существа. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросёнком, ребёнок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.
Лучше всего данное достоинство сказок проиллюстрирует восточная притча:
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть – ты потеряешь одного за другим всех своих близких!» Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную новость – ты переживёшь всех своих родных!» Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое , что и твой нечастный предшественник!» На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а КАК сказать».
С давних времён люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения.
- Собирательность образов. Неопределённость места действия и имени главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять , что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.
Определённое место действия психологически отдаляет ребёнка от событий, происходящих в сказке. Ребёнку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Комсомольск.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.
- Сказки – кладезь жизненного опыта и традиций. Многогранность и многоуровневость хранимой информации. Образность языка.
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы ,которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – всё это «закодировано» в образах сказки.
Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды, до глубинного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев мы можем проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может показаться неразумным. Вместо того, чтобы выбрать богатство или славу, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями. В конце сказки оказывается, что герой приобретает и богатство, и всё, что он изначально желал. А его более «умные» братья, выбравшие «альтернативные» пути, - теряют всё, что имели. Похоже, что сказка учит нас не «разумным», а каким-то другим критериям выбора. И наша интуиция может подсказать – каким?
Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя смысл. Со временем мы меняемся и ту же сказку понимаем совсем иначе. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки «Колобок» 3-5-летний ребёнок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис «я сам», ребёнок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.) С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнаёт, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с «Зайцами», «Медведями», «Колобками» и «Лисами». Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует поднять философскую подоплеку сказки о Колобке.
Однажды я наткнулась на сценарий театрализованной игры для школьников «Колобок» (автор Олег Толченов) – сборник «Волшебникам нужна помощь», М., 1997. И была удивлена, как можно интерпретировать известную сказку в более старшем возрасте.
Колобок поёт: «Много счастья сейчас, будет больше ещё,
Бить баклуши приятно! И жить хорошо!»
А заканчивается сказка пением весьма поучительным для школьников:
- Хочешь мир покорить,
Головой учись варить.
Не исполнится мечта,
Если голова пуста!
Чтоб дела удались,
В школе знаний наберись,
Слову доброму внимай,
И трудиться привыкай!
Если ты, милый свет,
Будешь помнить наш совет,
Избежишь наверняка
Злой планиды Колобка!
Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребёнка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения. Б.Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребёнку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим). Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах.
- Признак настоящей сказки – хороший конец. Психологическая защищённость.
Во многих сказках наблюдается чёткое разделение добра и зла. Ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Что бы ни происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Быть может, именно через сказку мы познаём подлинный смысл Добра и Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрёл бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов.
Ведь известны случаи, когда дети после того, как Злодей уничтожен, грустят и просят придумать способ его оживления. Да ещё так, чтобы он стал хорошим. Действительно, для современных детей просто победить зло недостаточно – важен процесс перерождения, трансформации «плохого» героя. И тут ребята приобретают уникальный опыт самостоятельного разрешения труднейшей ситуации, сами выступают в роли волшебников. И самое главное, они «прочувствовали» то, что не учли взрослые, - хороший конец, это не просто физическое уничтожение зла (ведь на смену одному Дракону может прийти другой, и тогда, кто знает, хватит ли сил его победить), а положительная трансформация каждого героя. Оказывается, безопасен Дракон не поверженный, а перерождённый.
- Ореол тайны и волшебства. Раскрытие потенциальности.
Волшебная сказка – как живой организм – в ней всё дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку, ребёнок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция.
Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула « Это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности ещё исследованы, не всё ещё познано. И не случайно психологический приём «Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?» так эффективен. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребёнок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.
ПРИНЦИПЫ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:
- Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приёмов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные её проблемные потенциальные элементы.
- Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальных и творческих способностей человека, за счёт которого происходит преодоление проблемных элементов.
- Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, исследования и опыт Б.Беттельхейма, терапия историями Р.Гарднера, работы Э.Фромма, Э.Берна, позитивная терапия притчами и историями Н.Пезешкяна, исследованиииия детской субкультуры М.Осориной, работы В.Проппа, идеи Е.Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А.Гнездилова, опыт А.Захарова и, конечно же, разработки Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.
Важно отметить, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок. Сказкотерапия ТЕСНО СВЯЗАНА с арттерапией (терапия искусством), игровой терапией, психосинтезом, ТРИЗом. Сказкотерапия весьма многопланова.
Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребёнка.
Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.
В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по сказкотерапии, в том числе:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю.Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей, Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников, О.Ф.Васькова, А.А.Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» (учебная программа), О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Преимущества технологии «Сказкотерапия»
Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие.
Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Основные задачи технологии.
Способствовать социальной адаптации.
Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
Формировать положительные черты характера.
Развивать познавательный интерес.
Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
Формировать эстетический вкус.
Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.
Нельзя забывать о возрастных предпочтениях. Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки несомненно оказывает воспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы по теме показал, что сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям педагогов действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в образовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.
Взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.
3.Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».
Основными задачами сказкотерапии на музыкальных занятиях можно назвать следующие:
- повышения внимания детей на занятиях;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие воображения, фантазии, творческих способностей;
- приобщение детей к музыкальной культуре;
- совершенствование коммуникативных качеств.
Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:
- Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
- Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной, и разнообразной по характеру, темпу, средствам, музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.
Исполнение музыкального произведения должно быть высоко художественным, рассказывать и петь нужно обязательно на память, чтобы дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ, музыка.
Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Алёнку. Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось»
Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят и запомнят услышанное, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка, уже знакомая детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку ещё раз.
- «Волшебные превращения»
Этот вид психодинамических медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. А также этот вид медитаций направлен на общую энегргетизацию тела и связан с использованием телесноориентированных приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с тканью)
- Танцевальные импровизации
Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.
- Ходьба с закрытыми глазами
С помощью этого приёма можно решить две задачи:
- Развитие координации движений и «представления о «схеме тела»
- Усиление сказочного впечатления. Изменения в музыкальном зале происходят не на глазах у детей, и это усиливает сказочный эффект. Кроме того, это даёт возможность музыкальному руководителю или воспитателю незаметно поменять положение или внешний облик.
- Использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковые игры, игровой массаж)
Их можно объединять в небольшие сказки по одной или разным темам
- Психогимнастика. Мимические и пантомимичекие этюды. Релаксация.
Это методы укрепления психологического здоровья детей.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.
В ходе музыкального занятия разучиваются короткие этюды сказочного содержания («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.)
Дети играют в подвижные игры с участием сказочных героев.
- Словесное фантазирование по музыкальной композиции
Используется методика «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группа). Детям даётся задание придумать сказку после прослушивания музыкального произведения (несколько предложений)
- Музыкально-двигательные этюды
Основным приемом по музыкальному движению является образный
музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.
Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые
развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.
Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя
со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.
Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.
Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.
Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.
Особое внимание я уделяю выразительности движений.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Сказкотерапия и куклотерапия
Сказкотерапия, включающая вышеперечисленные методы и приёмы, неразрывно связана
с куклотерапией. Используя эти технологии во время организации досуговой деятельности дошкольников, проведения праздников в ДОУ можно решить следующие задачи:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
- воспитательную – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.)
- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Всё это создаёт условия для развития личности ребёнка
Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.
В качестве основного приема коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Не каждый ребёнок обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, пожтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
В сказочных театрализованных представлениях мы используем куклы-марионетки, би-ба-бо, мягкие игрушки. Дети младших групп охотно инсценируют сказки, используя персонажи пальчикового театра, кукол на ложках.
Сказочный сюжет на празднике позволяет ребёнку проявить творческие способности, показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности. Даже робкие, застенчивые дети, увлечённые действием, в непринуждённой обстановке игры полностью раскрываются. Важно стать для своих воспитанников настоящими сказочниками и помнить, что цель сказочника, по мнению К.Чуковского, - «воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою»
(Чуковский К.И. От двух до пяти.М.,1963.С.226)
При написании сценариев и организации сказочных представлений я стараюсь создавать такие ситуации, в которых дети смогли бы стать моими «соавторами», могли подсказать повороты сюжета. Поэтому постановка превращается в живой процесс.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.
Сказки открывают ребёнку удивительный мир. Сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказки очевидна.
Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей
о положительном влиянии таковых на детей, данные различных диагностик позволяют сделать вывод об эффективности метода сказкотерапии и необходимости продолжать данную работу с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, снижения уровня тревожности и агрессивности, выявления творческих способностей, способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.
- Результаты внедрения технологии в практику.
Предполагаемые результаты реализации технологии.
• Повышение внимания на музыкальных занятиях.
• Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
• Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире,
о социальных отношениях.
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
• Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
• Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
Мною обобщён и систематизирован теоретический материал. Изучен опыт других педагогов.
Составлен перспективный план музыкальной и досуговой деятельности с использованием сказкотерапии, согласно которому проводятся занятия, праздники и развлечения с детьми разных возрастных групп.
Подобран практический материал.
Подобран материал для консультаций родителей, воспитателей.
Я адаптирую авторские и пишу свои сценарии для праздников и развлечений с учётом возможностей конкретных детей.
Привлекаю родителей к подбору материала для праздников для собственных детей, подбору реквизита, пошиву костюмов.
Два раза в год провожу диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии использования технологии «Сказкотерапия» на процесс музыкального воспитания.
- Литература
- Алексеенко, В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля – СПб., 2002
- Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.
- Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и восптания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Рос.акад образования. – М.: Просвещение, 2009.
- Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству : (теория и практика сказкотерапии) : книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ; худож. Р. И. Шустров ; ред. Г. А. Седова. - Санкт-Петербург, 1998. – 349 с. - (Ребенок и взрослый 21 века).
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек / Татьяна Зинкевич-Евстигнеева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - N 6. - С. 13-16.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –Речь, СПб, 2006
- Кутовая М.С. Сказки от слёз. Бережём нервы родителей. – Речь, СПб., 2007
- «Наша новая школа» национальная образовательная инициатива (04.02.2010)
- Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. - Санкт-Петербург ; 2008. - 117 с.
- Шорохова, О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О. А. Шорохова. - Москва, 2007. - 207 с. - (Программа развития).
- Федеральный Закон от 29.12.12 №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Аннотация: В статье излагается об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образ...
Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.
Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников....
Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.
Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет...
План самообразования "Использование современных музыкально-ритмических движений в музыкальном воспитании дошкольников"
План самообразования музыкального руководителя...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...
Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".
Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....
Комментарии
В работе обозначена
В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников.