Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками (Автор: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)
учебно-методический материал

Лавьева Светлана Александровна

Технология  сказкотерапии в работе с дошкольниками

(Автор: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)

 

Подготовила: воспитатель Лавьева Светлана Александровна

 

  «Сказка даёт великолепный общий язык

для взрослого, работающего с ребёнком.

Обычно они разговаривают на разных языках.

При этом двуязычен скорее ребёнок,

а проблемы с общением есть скорее у взрослого.

(Тем более, что этот взрослый чего-то хочет).

Язык сказки их естественно сближает».

                                                                                Дмитрий Соколов

Работая с детьми, мы часто задаёмся вопросом, на что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребёнка? Как воспитать в нём веру в себя и свои возможности, научить его не боятся делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?

   От того, насколько грамотно и бережно мы подойдём к этим и другим вопросам воспитания детей, зависит их видение мира и своего места в нём. Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…

Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка?    Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Сказкотерапевтом для себя может быть каждый. А воспитатели, учителя, другие люди, общающиеся с детьми, просто не могут, хоть немножечко, не быть сказкотерапевтами и для других. Ведь это так облегчает воспитание, так улучшает отношения, так украшает и взрослую, и детскую жизнь.

В любом возрасте, слушая сказку, дети буквально «проживают» её, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, пред их глазами проходят образы и картины сюжетной линии рассказа, они физически и эмоционально «проживают» сюжет сказки.

«Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и предаёт их от сердца к сердцу» (Игорь Вачков).

Именно поэтому работа со сказкой - это очень эффективная технология работы с детьми, особенно с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения.

Эта технология позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.  Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.

У ребёнка очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоением его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку, с одной стороны, сравнивает себя с героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть свои проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Сказкотерапия является интегративной технологией формирования у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции. Через сказку ребёнок может примерить на себя различные роли, принимать соответствующие ей решения, затем этот положительный опыт перенести в реальную ситуацию.

Сказкотерапия :

· Способствует сплочению коллектива;

· Закладывает нравственные ориентиры;

· Стимулирует способность к размышлению;

· Развивает творческое мышление;

· Развивает фантазию, воображение;

· Развивает способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;

· Способствует развитию эмпатий и умения слушать других;

· Позволяет работать на ценностном уровне;

· Работает на перспективу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

«Путешествие по сказкам»

Подготовила: воспитатель Лавьева Светлана Александровна

Цель: обобщение и закрепление знания детей о сказках, развивать коммуникативные способности посредством сказкотерапии.

Задачи:

  • учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающим;
  • развивать память, внимание, логику;
  • развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение;
  • закрепление в активном словаре детей слов, характеризующих героев сказки и эмоциональное состояние, связанные с ними;
  • развивать дыхательную систему;
  • формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, шапочка Феи Сказок, волшебный цветочек, загадки про сказочных героев, иллюстрации по сюжету сказок, мелодия «Сказка», «Звуки леса», прорезиненный гимнастический коврик (ковёр-самолёт), самодельный массажный коврик для ног с крышками, массажный коврик «ортопазл микс», спортивный тоннель, корзинка с цветами, пальчиковый театр «Теремок», песня «Ягода-малинка», игрушки-подарочки.

  1. Организационный момент. Настрой детей на занятие.

«Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другим. Чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

  1. Вступительная беседа.

– Здравствуйте, ребята! А вы любите сказки? (ответы детей)

А я Фея Сказок! Сказка в гости к нам является, время сказки начинается…

  1. Вхождение в сказку.

Звучит мелодия «Сказка»

– Закройте глазки и представьте себе, что вы попали в волшебный сад, где растут очень красивые цветы. Но самое главное то, что все цветы в этом саду умеют творить чудеса. 

В руках у Феи Сказок появляется волшебный цветочек

– У меня тоже есть такой волшебный цветок, сказочный. Он умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? (ответ дети)

– Попадем мы в сказку на волшебном ковре-самолете. Давайте сядем на ковер, закрывайте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает.

(дети располагаются на прорезиненном гимнастическом коврике)

– Становимся на ковёр и повторяем вместе со мной

«Ты, ковёр, нас подними, деток в сказку унеси!»

В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте.

Воспитатель отрывает первый лепесток и зачитывает загадку:

– Чтобы сказку нам назвать,

Нужно песню отгадать:

«Он от дедушки ушёл

И от бабушки ушёл.

Только, на беду, в лесу,

Встретил хитрую лису.     (ответы детей)

На доске появляется картинка со сказки «Колобок»

– Детки, вы правильно отгадали сказку. Молодцы! А кто был в этой сказке главный герой? Какие ещё герои там были? А кого первого встретил Колобок? Кто был второй, третий? Кого последнего повстречал Колобок?  (ответы детей)

– Ребята, вы все правильно ответили на все вопросы и на нашем «портале» картинка из сказки хочет, чтобы вы поиграли.

Кинезиологическое упражнение «Колобок – Зайчик»

– Понравилось вам в этой сказке? Будем путешествовать дальше? (ответы детей)

– Чтобы попасть в следующую сказку нам нужно пройти по лесной тропинке.

(дети проходят по коврику «здоровья» из крышек)

Воспитатель отрывает второй лепесток и зачитывает загадку:

– В красной шапочке идёт,

Пирожки с собой несёт.

За кустами волк сидит

И за девочкой следит.    (ответы детей)

На доске появляется картинка со сказки «Красная шапочка»

– Детки, какие вы умнички, все правильно отгадали сказку. Кто был главным героем этой сказки? Куда шла Красная Шапочка? К кому шла Красная Шапочка? Кого на своём пути встретила Красная Шапочка? Что девочка несла своей бабушке?     (ответы детей)

– Красная Шапочка не просто несла своей бабушки корзинку с пирожками, но и по пути нарвала ей прекрасный букет красивых цветов. Вот она оставила нам эти цветочки, чтобы мы их понюхали. Какого цвета эти цветы?    (ответы детей)

– Возьмите, пожалуйста, любой цветочек, какой вам нравится, любого цвета.

Дыхательное упражнение «Цветы» (на фоне звучит музыка «Звуки леса»)

– Ребята, а когда вы нюхали цветочки, вы слышали какие-нибудь звуки (ответы детей).

– Правильно, вы слышали звук леса. А ещё в лесу можно услышать эхо. Кто-нибудь знает что такое эхо? (ответы детей)

– Эхо – это природное явление, когда сказанное слово слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их. Давайте поиграем в игру под названьем «ЭХО», где вы будете «эхом». Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.

Ра-ра-ра,

У лисы в лесу нора.

Во-во-во

Волк забрался в логово.

Ле-ле-ле,

Белочка живёт в дупле.

До-до-до,

Ёжик спрятался в гнездо.

Га-га-га,

У медведя берлога.

– Детки, вам понравилось в этой сказке? Будем путешествовать дальше? (ответы детей)

– Чтобы попасть в следующую сказку нам нужно будет пролезть по сказочному тоннелю.

(дети пролезают по спортивному тоннелю)

Воспитатель отрывает третий лепесток и зачитывает загадку:

– Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?   (ответ детей)

На доске появляется картинка со сказки «Три медведя»

– Ребята, всё верно. Вы молодцы, правильно отгадали сказку. Кто был главным героем этой сказки? Сколько их было? Как их зовут? Кто к ним в гости пришёл?   (ответы детей)

– Детки, а давайте с вами пройдёмся по лесу, как три медведя.

Физкультминутка «Три медведя шли по лесу»

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках,

поднимают руки вверх и произносят 

слова: динь-динь-динь)

– Ребята, а в этой сказке вам понравилось? Будем путешествовать дальше? (ответы детей)

– Чтобы попасть в следующую сказку нам нужно будет пройти по волшебному мостику.

(дети проходят по массажному коврику «ортопазл микс»)

Воспитатель отрывает четвёртый лепесток и зачитывает загадку:

– Домик выстроен в лесу

Мышку он вместил, лису

И лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку

Мишка в домик влезть не смог,

Развалился…     (ответы детей)

На доске появляется картинка со сказки «Теремок»

– Детки, вы правильно отгадали сказку. Молодцы! А кто помнит какие были герои в этой сказке? Кто пришёл первым и нашёл теремок? Кто пришёл второй? Кто третий, четвёртый, пятый, шестой? Кто сломал Теремок?

– Ребята, вы все правильно ответили на все вопросы. Наш «портал» хочет, показать вам эту сказку. Но вы не просто будете смотреть, а ещё выполнять несложные задания.

Игра «Теремок» на интерактивной доске

– Какие вы умнички, детки. Так легко и быстро справились со всеми заданиями. Вам понравилось играть?   (ответы детей)

– А давайте мы вместе с вами тоже построим дом, к котором дружно заживём.

Кинезиологическое упражнение «Дом»

Мы построим крепкий дом

Будем дружно жить мы в нём

– Ребята, вам понравилось в этой сказке? Будем путешествовать дальше? (ответы детей)

– У меня остался один лепесточек. Давайте его оторвём и узнаем в какую ещё сказку мы попадём.

Воспитатель отрывает пятый лепесток и зачитывает загадку:

– Играть, танцевать,

Петь, рисовать,

Кушать, отдыхать,

Дети ходят в…

  1. Выход из сказки.

– Вот нам с вами и пора возвращаться в детский сад. А полетим мы туда на ковре-самолёте, как и прилетели сюда. Проходите на коврик, закрывайте глазки, расслабьтесь, дышите легко и спокойно. Почувствуйте, как ковер взлетает.

(дети располагаются на прорезиненном гимнастическом коврике)

– Сказку встретить каждый рад,

Но пора нам в детский сад.

Наш ковёр по небу мчится,

Чтоб домой нам возвратиться.

– Вот мы и оказались в нашем детском саду.

  1. Подведение итога

– Ребята, вам понравилось путешествовать со мной по сказкам? А в каких сказках мы с вами побывали? Что вам понравилось больше всего?

  1. Рефлексия

– Я очень рада, что сегодня пришла к вам и вместе с вами побывала в сказках. Вы были большие молодцы, всё правильно отгадали, все задания выполнили без затруднений. А всё потому что вы очень дружные. Давайте вместе с вами станцуем.

«Танец дружбы» под песню «Ягода-малинка»

– Какие же вы умнички! И мне так не хочется от вас уходить, но меня ждут другие детки. Будем с вами прощаться. И напоследок мне бы хотелось подарить вам маленькие волшебные игрушечки, которые будут вас оберегать и во снах дарить вам сказки.

Раздача игрушек-подарочков



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сказкотерапии. Сказка «Репка».

Подготовила:

воспитатель Лавьева Светлана Александровна

Цель: Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков  доброжелательного общения и взаимодействия  детей со взрослыми и сверстниками.

Задачи

Познавательная: Закреплять пространственные представления («перед», «за», «после», «впереди») и знания о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг).

Развивающая: Создавать условия для эмоционального включения детей в речевую, игровую деятельность, связанную с сюжетом.

Воспитательная: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материалы и оборудование

- Развивающие  игры  В.В.Воскобовича «Фонарики», «Чудо-крестики»

- Оборудование для театрализованной деятельности: театральные шапки деда, собаки, бабки, внучки, кошки, мышки, репки

-аудиосопровождение для театрального представления

Ход занятия

Организационный этап

Ритуал входа

Воспитатель: Ребята, вы слышите звук? Мне кажется, к нам в гости идёт сказка. Давайте встанем в круг и позовём ее. Один, два, три, сказка в гости к нам приди.

I этап: - интеллектуально - развивающая деятельность

В: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, сладкая, крепкая.

Расскажите мне, какая репка на вкус? Какая по форме?

Д: Репка сладкая, круглая, большая.

Выкладывание изображения с описанием предмета.

В: Репка круглая и большая. Возьмём большой круг , круг-это репка. Возьмём треугольник-это листочки репки. 

В: Пошёл дед тянуть репку. Идёт такой сильный…Дед большой, а репка маленькая. Дедушка шагает, руки в пояс, нос вверх поднял! Подошёл к репке.

Выкладывание изображения деда

В: Возьмём большой прямоугольник. Какого он цвета?

Д: Зелёного

В: Положим прямоугольник рядом с репкой. Это туловище. Возьмём маленький овал красного цвета и положим его над прямоугольником. Это голова деда.

В: Подошёл дед к репке… Тянет потянет (дети вместе с педагогом показывают, как тянут, напрягая лицо), вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка идёт, старенькая, с ножки на ножку переваливается. Спешит на помощь к деду. Выложим бабушку рядом с дедом.

Выкладываем изображение бабушки

В: возьмём большой треугольник. Какого он цвета?

Д: зелёного

В: Это платье бабки. Положим зелёный треугольник, справа от деда. Возьмём маленький, зелёный овал. Положим на треугольник. Это голова бабушки.

В: Пошла Бабушка к дедушке, а он ей говорит…

Как вы думаете, что он ей сказал?

Д: помоги мне, пожалуйста.

Сказкотерапевтический момент:

В: Почему дед позвал бабку? Потому что мы всегда зовём на помощь самых близких и любимых. Потому что мы знаем, что если позовём своих родных, то они всегда помогут, правда?

В:  А вы кого зовёте на помощь?

Д: маму, папу

В: А вас зовут помочь?

Д: да

В:Когда что-то не получается, надо позвать на подмогу, попросить помощь. И будет очень радостно, когда вместе вы сделаете важное дело, правда?

В: вот бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут (покажите, как они тянут…) А вытянуть не могут!

Кого позвала бабка?

Д: внучку

В: Как она ее ласково позвала? Что попросила сделать?

Д: Внучка, помоги, пожалуйста, нам репку тянуть

В: Идёт внучка, за платьице держится и подпрыгивает, весёлая девочка.

Выкладывание изображения внучки

В: Найдите маленький треугольник. Какого он цвета?

Д: Красного

В: Положите его справа от бабушки. Это платье внучки. Найдите маленький круг. Положите его над треугольником. Это голова внучки.

Сказкотерапевтический момент

В: Почему бабка позвала внучку? Она же моложе, слабее, чем дед и бабка? Может, им просто захотелось сделать вместе важное дело?

Д:

 Можно убирать игрушки одному, а можно вместе с мамой и папой и тогда становится очень весело и хорошо. Просто нетрадиционно хныкать и не надо жаловаться. Надо позвать на помощь.

В: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут-вытянуть не могу . Позвала внучка Жучку. Прибежала Жучка и лает. Как она лает, покажите.

Выкладывание изображения Жучки

А теперь найдите две жёлтые фигуры и положите так, чтобы получилось тело собаки. Возьмите зелёную фигуру и положите ее так, чтобы мордочка собаки смотрела на внучку. Будьте внимательнее.

В: Жучка, за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут-вытянуть не могут. Позвала Собака кошку. Прибежала кошка с мягким лапками и мяукает (покажите как.)

Сказкотерапевтический момент:

В: Ребята, как же Собака может позвать кошку? Ведь они не дружат, и Собака часто гоняется за кошкой, а кошка на неё шипит.

Д: Потому что они живут вместе

В: Просто когда делаешь одно общее дело, не надо вспоминать обиды. Нужно объединиться и работать всем вместе. Тогда и обиды пройдут, и станет очень радостно.

Выкладывание изображения кошки

Найдите две фигуры синего цвета. Вам кажется, что они одинаковые? Но это не так. Посмотрите внимательно и сложите из них тело кошки, как у меня. Возьмите треугольник. Это кошачья голова. Положите его сверху над телом.

В: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянет-потянет-вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка прибежала и пищит (покажите, как она пищит

Выкладывание изображения мышки

Вот они все взялись: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучку за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут-вытянули репку. Вытянули и обрадовались.

Воспитательный текст сказки

Представляете, если бы бабка или Собака не пришли на помощь дедушке? Тогда вся семья могла бы остаться голодной. Эта сказка говорит нам о том, что когда мы вместе делаем общее дело, то все получится. И даже самый маленький в семье может помочь!

II этап: театрально-игровая деятельность

Распределение ролей

Дед. На роль деда предлагается взять сильного мальчика, потому что его будут «тянуть». На остальные роли дети выбираются по желанию.

Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Вытянули репку

Ритуал прощания

Артисты выстраиваются в линеечку, педагог хвалит каждого ребёнка за роли. Затем артистам аплодируют.

Рефлексия

В: Ребята, вам понравилась сказка, с которой мы сегодня познакомились? Чему учит эта сказка?

Д: Да. Сказка учит просить помощи и помогать друг другу.

В: Правильно. Так же и у нас в группе. Мы одна большая семья. И всегда придём на помощь друг другу.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:

«Сказкотерапия для дошкольников»

Подготовила:  

воспитатель Лавьева Светлана Александровна

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались мыслить и структурировать знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. Суть метода- использование сказки как рабочего инструмента.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности.   В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, одителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой  сферы, развитие речи и др.

 Сказкотерапия  может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, речи и др.

Сказкотерапия – лечение сказкой, новейшая здоровьесберегающая технология, личностно ориентированная на человека.

Сказкотерапия– направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими…

 Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Сказкотерапия  - это один из наименее  травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;

1. это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

2. это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

3. это процесс активации ресурсов, потенциала личности;

4. это процесс объективизации проблемных ситуаций;

5. это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

 

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии:

  Дидактически сказки -  позволяют  ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Ну, а кроме прочего - показать смысл и важность этого умения.  Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

 Художественные (народные, авторские) - сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

 Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

 Психологические сказки- создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ребенка и объяснит ему - зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

 Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. В них отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие, тревоги, обиды, страхи и др.. Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.

 Психотерапевтическая сказка –это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня»… Эти сказки жемчужина в короне сказкотерапии. Они обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение ребенка к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтические сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

  Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок – медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующему расслаблению.

         Правила организации сказкотерапии для дошкольников:

· Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

· Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

· Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.

· Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.

· Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

 

Методические рекомендации рассказывания сказок.

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.

Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей.

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…»), следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает:

развивать произвольную память;

развивать фантазию и воображение;

развивать умение выражать свои мысли;

развивать умение слушать.

Сочинение сказок

Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки… Очень сложно ни с того ни с сего просто взять и сочинить сказку: нужна тема, главный герой, мораль – то ради чего можно стараться.

Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.

Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные нами ситуации и сочинить сказку.

Как придумывать сказки

Это только общая схема:

Где, как, когда появился главный герой.

Какой он. (В некотором царстве….,родился прекрасный….., он обладал удивительными качествами…… )

Происшествие. (Все было хорошо, но однажды…., И вот в одну из ночей в королевство явился… и произошло…)

Здесь вы можете представить некоего злодея, который делает некий поступок(очень похожий на неприятный инцидент, случившийся с ребенком)

Герой отправляется на борьбу со злодеем.

(Ребенку в сказке легче абстрагироваться от своего поступка, в жизни он начинает думать, что он плохой, а не его поступки, в этом ему способствуют некоторые взрослые)

На пути он приходит на помощь нуждающимся и обретает друзей помощников.
С помощью друзей герой побеждает злодея. (Это могут быть новые качества или новые модели поведения для ребенка, вера, сила любви, преданность и т.д.). Победа происходит через раскаяние злодея и прощения со стороны героя.

Герой возвращается домой с новыми приобретенными качествами, т.е. с друзьями и вместе все зажили счастливо.

Для девочек сюжет будет отличаться, т.к. женщинам не свойственно сражаться со злом, но свойственна хитрость и благоразумие.

Постановка (разыгрывание) сказки

Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Сказочная имидж-терапия

В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал.

Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута.

Сказочное рисование

Все сказки, сказочные герои и сказочные сюжеты можно рисовать. Например: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Дождь в сказочной стране», «Мой маскарадный костюм» и др. Эти рисунки помогают специалистам исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность.

Медитации на сказку

Под музыку рассказывается медитативная сказка, дети находятся в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия.

Так же во время медитации ребенок может перевоплощаться (в животных, камень, дом, полотенце и т.д.), погружаться в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), изображать растения, выполнять упражнения с зеркалом (мимика).

Условия пространства и времени

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, мягкий палас в центре комнаты, подставка для музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание ребят.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Эти занятия с использованием сказок, предоставляют ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

Расшифровка сказок это творческий процесс.

В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они. Попробуем расшифровать, например, некоторые русские народные сказки и понять, какой же смысл народ в них заложил.

О русских народных сказках

Колобок 

Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.

И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась.  Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.

Кроме того, обратите внимание на речь колобка, его самоуверенность — она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.

Также можно обратить внимание на то, что наш колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается.  Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот — уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты играешь за волка, завтра за поросенка.

С другой стороны, мы видим, что колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденым.

Ведь бабушка его для этого испекла. И колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.

Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные — люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.

Есть и другой вариант. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот.  Оказывается, в сказке про Колобка в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

Репка

Традиционное толкование сказки: в большом деле важна взаимовыручка и взаимопомощь. Не стоит пренебрегать даже малой помощью мышки — и она может пригодиться. Вместе дружно можно справиться с любой задачей.

Есть вариант, что это еще одна астрологическая сказка о луне, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

Сказка о курочке Рябе

Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай -  на Пасху  бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое» , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Петушок — Золотой гребешок

Это сказка о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

А еще на примере доверчивого петушка можно объяснить ребенку, что не стоит разговаривать с незнакомыми на улице и т.д.

Заюшкиная избушка

В сказке детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.

Вот такие вот смыслы скрыты в русских-народных сказках. Про образы Ивана-дурака и Бабы-Яги можно читать и обсуждать на форуме. Разбираться и копаться можно не один вечер! А лучше всего делать это вместе с ребенком! Может быть он поймет то, чего взрослые понять не в состоянии?

Как читать сказки ребенку?

Можно найти в доме фигурки или сделать их самим, нарисовать вместе с ребенком декорации и попробовать поставить мини спектакль по сказке. Например, Вы читаете сказку, а малыш  действует фигурками. Останавливайтесь и спрашивайте ребенка, а почему этот герой так поступил, какое у него настроение, что он чувствует, когда с ним это произошло…

Не нужно ничего  разъяснять ему, особенно скрытый смысл. Вы можете сказать: мне кажется, что этот герой, так себя повел, потому, что…, а как ты думаешь?

В конце сказки спросите ребенка, а хочет ли он что-нибудь изменить в сказке? Предоставьте ему такую возможность.

Расшифровывать сказки полезно предлагать ребенку, мы родители, можем для поддержания интереса приводить свои домыслы, но это не значит, что они единственно верные.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сказкотерапия в жизни дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Лавьева Светлана Александровна

     В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.

    Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

    Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что, если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

    Что же это такое – сказкотерапия?

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.

Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. 
    Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 

    Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 

В волшебных сказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений он становится крепче. Из этого следует сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. 

    Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой, и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. 

   Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новые возможности. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. 
В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем; то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то добрым Гномиком, то сказочной Ёлочкой. 

   Сейчас многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. 

   Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. 

    Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок трактует окружающую действительность так, как он её понимает. 

    У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сопоставляют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. 

   Начиная с 5 лет, ребенок сопоставляет себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. 

   Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста. 

   Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. 

   Работа со сказкой строится следующим образом: 

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём. 

  Что могут дать такие сказки для детей?

  • Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы - взрослые на его стороне.
  • Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
  • В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. 

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). 

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное. 

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. 

  В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение. 

  Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им следующее: если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. 

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка. 

Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять враждебность и агрессивность.



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по сказкотерапии для детей 4-5 лет на тему:

 Путешествие по сказке «Колобок»

Подготовила воспитатель

Лавьева  Светлана Александровна

Цель: Развитие внимания, творческого мышления, воображения; Развитие эмпатии; Формирование позитивного образа мышления дошкольников.

Задачи: Снятие психоэмоционального напряжения;

                Понижение уровня тревожности;

                Умение оценивать свое эмоциональное состояние;

                Развитие коммуникативных навыков;

                Способствовать сплоченности детей;

Оборудование: Кубики со сказочными персонажами, листы с изображением колобка.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

П: Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть здесь! Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и скажем «Здравствуйте».

Дети приветствуют друг друга.

П: Как мне тепло стало от ваших улыбок! Расскажите о том какое у вас настроение.

Дети рассказывают по кругу о своем настроении.

  1. Упражнение «Составь сказку»

Цель: формирование сплоченности, развитие внимания, мышления. Развитие коммуникативных навыков.

П: Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла! (психолог показывает кубики). Посмотрите внимательно на эти кубики! Кто на них изображен?

Дети предлагают варианты ответов.

П: Это сказочные герои! Я предлагаю вместе с вами с помощью этих кубиков повторить сказку «колобок» (психолог показывает изображение колобка на кубике).

Жил был колобок, надоело ему сидеть одному, он и покатился погулять, найти друзей и узнать что-то новое и интересное. Катится колобок, а на встречу ему кто???(Психолог показывает изображение зайца).

П: Верно, это зайчик! Зайчик сказал колобку: «Колобок, я тебя съем!». Колобок ответил зайке: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Зайчик не захотел слушать песенку, а попросил помочь ему отгадать загадки и если колобок поможет ему, то они подружатся! Ребята, давайте поможем колобку?

Загадки

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

Семеро козлят

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?

Буратино

               

Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним…

 Крокодил Гена

П: Зайчик: «Какие помощники! Такие хорошие ребята! Спасибо» и зайка убежал в лес. Покатился колобок дальше, кто же ему на встречу?

Дети: Волк.

П: Верно ребята, - это волк. «Колобок я тебя съем». Колобок отвечает «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Волк не захотел слушать песенку, но если мы поиграем с ним, то колобок подружится с ним. Нужна помощь колобку, поиграем ребята?

    Игра «Что бывает..»

П: Ребята, я объясню правила игры, они очень просты. Я задаю вам вопросы: Что бывает..( Горьким? Страшным? Смешным? Мягким? жесткий, жидкий, редкий, частый, низкий, мелкий, легкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, темный, крепкий, сильный… жесткий, жидкий, редкий, частый, низкий, мелкий, легкий, косой, живой, полный, ровный, светлый, темный, крепкий, сильный…)?  ответы должны подходить по смыслу. Начнем игру!

П: Волк: «Спасибо вам ребята! Я не буду есть колобка, мы теперь друзья! До свидания!». Покатился колобок дальше, а на встречу ему, кто? – (психолог показывает изображение медведя). Верно, это медведь. «Колобок» я тебя съем. Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Отказался мишка слушать песенку, а попросил помочь разгадать небылицы. Ребята поможем колобку? Я прочитаю вам небылицы, а вы их внимательно послушайте и ответьте возможно ли такое или нет?

Три мышонка – удальца

кошку выгнали с крыльца.

Заяц на лису напал –

Лист капустный отобрал.

Пёс гнездо на крыше свил.

Птичек очень удивил.

В клетке рыбки поселились.

Петь по нотам научились.

-Небылицы рассказал,

Целый день их сочинял!

Лягу на пол отдыхать:

Под кроватью слаще спать.

Дети дают ответы и объяснения небылиц. Затем психолог показывает картинку с небылицами.

П: Медведь. «Ну спасибо вам ребята за помощь! Теперь мы с вами друзья! Я побежал, до встречи!». Покатился колобок дальше, а на встречу ему лисичка: «колобок я тебя съем». Колобок. «Не ешь меня, я тебе песенку спою». И лисичка не захотела слушать песенку. Лисичка хочет, чтобы мы потанцевали.

Игра «жучок»

П: Ребята, давайте образуем круг, а в центре круга будет жучок, который сидит на корточках (выбираем жучка). Мы будем, взявшись за руки идти по кругу вокруг жучка и говорить:

Жучок – паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

П: давайте подойдем к жучку и попробуем его поднять.

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

П: Жучок танцуй! (когда жучок закончит танцевать он выбирает следующего жучка).

П: Лисичка. «Спасибо ребята, мне было очень интересно. Мне пора идти, до встречи!». Колобку пора возвращаться домой. Как вы думаете, ребята, у колобка какое настроение?

Дети дают варианты ответов.

П: а почему у него хорошее, радостное настроение?

Дети отвечают по кругу.

П: Наше занятие подошло к концу, но прежде чем вы пойдете в группу, мне бы хотелось, чтобы что бы у вас осталась память о нем. Давайте на память раскрасим колобка!

Психолог дает листы с изображенным колобком и карандаши. Дети раскрашивают колобка.

  1. Ритуал прощания.

П: Вам понравилось занятие? Давайте возьмемся за руки и попрощаемся, скажем друг другу «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебные краски" (использованы рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева)

Нетрадиционная техника рисования,  используется как прием психотерапии, способ развития мелкой моторики....

сказкотерапия Зинкевич-Евстигнеева

в книге содержатся сказка, которые хорошо читать при капризах, при драчливости, при страхе, если ребенок говорит нецензурные слова, если не умеет дружить. очень интересно представлена работа как с нар...

занятие для педагогов-психологов ДОУ по сказкотерапии авт Зинкевич-Евстигнеева

Заняти является тренингом по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста....

Зинкевич-Евстигнеева - Путь к волшебству.Теория и практика сказкотерапии - 1998 год

Данная книга поможет воспитателям и родителям найти путь к сердцу малыша через волшебную призму сказки, поможет не только научить взрослого как интересно рассказать и придумать сказку, но и тому, как ...

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях ко...

«Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»

Материал практикума для воспитателей коррекционных групп "Удивительный песок"...

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия"

В книге авторы раскрывают одну из форм естественной деятельности ребенка - игры на песке, и как мы, педагоги, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях....