План-конспект родительского собрания по теме «Счастливая семья»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_-plan-konspekt_roditelskogo_sobraniya_po_teme_schastlivaya_semya.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания по теме «Счастливая семья»
Подготовила: воспитатель
МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30
города Железногорска Курской области
Соколова Евгения Ивановна
Цель:
Создание оптимального доброжелательного и благополучного климата в семье для ребенка.
Задачи:
- Повысить уровень педагогической культуры родителей.
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Создать условия для обмена семейным опытом.
- Обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания.
Форма проведения: Заседание родительского клуба.
Подготовка: анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», консультации «Искусство быть родителем», «Маматерапия, или воспитание маминой любовью», создание фотоальбома « Наша дружная семья».
Оборудование: 2 мольберта, ватман, ножницы, клей, разные журналы.
музыкальный центр, клубок, памятки для родителей.
План проведения:
Педагог:
Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня мы собрались, для того, чтоб поговорить на тему: какова же роль современной семьи в жизни ребенка. Для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Можем ли мы в полной мере знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания? Нет, поскольку развитие ребенка раннего возраста обусловлено отношениями внутри семьи — с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть.
Предлагаю, каждому из Вас назвать одним словом, что для каждого есть семья.
Игра для родителей. "Одно слово" Педагог предлагает назвать одним словом, что для каждого значит семья. (Семья-равенство, любовь, взаимоуважение и т.д.) После ответа, родитель берет себе из коробки по одной резинке. Резинки двух цветов(желтая и красная). Родители одевают резинку на руку.
Определение этого понятия можно дать по-разному.
Семья – это группа людей, которые живут вместе.
Семья – это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.
Если открыть словарь, то там можно прочитать, что: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью…».
Предлагаю Вашему вниманию посмотреть видеоролики , что такое семья в понимании ваших детей.
Показ видеороликов с записью ответов каждого ребенка на вопрос "Что такое семья?"
Вот, уважаемые родители, сколько разных ответов детей.
Связи «родитель — ребенок» имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребенка. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающемся сознании.
Позиции других членов семьи — старших братьев и сестер, бабушек и дедушек — также важны для создания благоприятной ситуации развития малыша. Старшее поколение выступает в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передает традиции и проверенные ценности, окружает внуков безусловной любовью. Для бабушек и дедушек появление внуков означает новый этап жизненного пути. Лишь некоторые из них отказываются помогать семье в уходе за ребенком («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал»). Таким образом, конфликт всегда вертится вокруг одного и того же: молодые родители требовательны к детям, бабушки и дедушки — ласковы, терпимы и во всем «потакают». Почему? Восприятие ребенка бабушкой (дедушкой) и родителями отличается главным образом тем, что у старшего поколения глаз оказывается «добрее», чем у их взрослых детей. Бабушки и дедушки лучше вникают во внутреннее состояние ребенка, поскольку с внуками они в сущности в третий раз открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили в него», потом вводили своих детей, наконец, внуков.
Отношения между взрослыми поколениями складываются не всегда гладко, что осложняет жизнь детей, которые не в состоянии понять, почему самые близкие для них люди не ладят, а иногда и враждуют.
Мир и хорошие отношения в семье — живительная почва для развития личности ребенка.
Педагог предлагает родителям разделиться на две команды (по цвету резинок)
Задание: Составить коллаж современной семьи.
Материал: 2 мольберта, ватман, ножницы, клей, разные журналы.
Отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек.
1.Двойные стандарты ушли в прошлое. Теперь то, что разрешено мужчине, разрешено и женщине. Это основное отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек.
2. Оба супруга стали терпимее к добрачному сексуальному опыту своей половинки. Если раньше девушка стеснялась того, что не девственницей выходит замуж, то теперь это норма.
3. Роли обоих супругов стали равными: мужчина активно участвует в воспитании детей и в ведении домашнего хозяйства, женщина чаще занимается собственным бизнесом и построением карьеры. Жена запросто может зарабатывать намного больше мужа. Мужчины не стесняются вести домашнее хозяйство, сидеть дома с детьми и даже уходить в отпуск по уходу за ребенком.
4. Исчезло былое значение некоторых символов семьи. Например, ношение свадебных колец уже не считается обязательным. Многие покупают кольца только для проведения свадебной церемонии и не более. Многие другие свадебные атрибуты (венчание, например) стали считаться излишними. Другой пример: раньше считалось, что супруги должны спать в одной кровати. В современных семьях нередко супруги спят в разных комнатах, находя это более удобным.
5. Законодательство в вопросах брака и развода стало более либеральным, что стало предпосылкой и причиной более терпимого отношения к разводу. Супруги уже не бояться потерять свою семью. В детских учреждениях уже не дразнят детей из неполных семей, так как многие дети психологически привыкли к одному родителю.
С какими проблемами столкнулась современная семья?
Современная жизнь переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время - в эпоху телевидения и Интернета - контроль становится абсолютно невозможным.
Одной из таких проблем является то, что дети лишены внимания одного из своих родителей. Это связано с тем, что молодые люди, которые вступали в брак не осознавали всей ответственности, которая на них ляжет. Они не были готовы пожертвовать своими интересами ради интересов семьи.
Важным аспектом в размывании границы между взрослым миром и миром детей сыграло телевидение. Так, если раньше информация черпалась из книг, то теперь она все больше перемещается на экран. Буквы стали заменяться образами, что несет в себе целый ряд кардинальных особенностей восприятия. Так, буквы абстрактны, что приводит к тому, что человек сам совершает некоторую активность по созданию образа на основе прочитанной информации. Иначе дело обстоит с визуальными образами. В телевидении образ уже закончен, сотворен, он просто поглощается зрителем, роль которого здесь абсолютно пассивна. Таким образом, запускается процесс инфантилизации взрослого человека, собственное развитие которого, наличие своих идей и мнений не является необходимым атрибутом зрелости.
В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.
В каждой современной семье свой стиль воспитания. Под стилем семейного воспитанияпонимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка.
Можно выделить группы семей по стилю взаимодействия между ребенком и родителями: «благоприятные» и «неблагоприятные», и составить их характеристики.
Благоприятные стили взаимодействия в семье включают в себя подгруппы:
1) Понимающие - родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, принимают и понимают ребенка таким, какой он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защитить его в различных ситуациях.
2) Покровительствующие - родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако, в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.
3) Безразличные - родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.
К неблагоприятным стилям взаимодействия в семье относятся следующие подгруппы:
1) Подавляющие - родители отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количество запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер.
2) Тревожные - родители этой подгруппы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.
3) Отстраненные - родительская позиция крайне ригидная, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и привязанности к нему.
4) Отвергающие - родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом представления о ребенке достаточно адекватны.
Из данной классификации мы видим, что качество детско-родительских взаимоотношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости.
По мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Чешский психолог Матейчик, исследовавший проблемы психического здоровья детей, писал: «Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными»
Семья счастлива, если родители предъявляют к ребенку требования и ожидания, исходя из его возможностей и особенностей. В таких условиях ребенок растет здоровым, хорошо адаптируется к новым жизненным условиям. Напротив, если родительские требования входят в конфликт со способностями и свойствами ребенка, малыш испытывает чрезмерный стресс и вероятность отклонений в поведении возрастает. Решая важную задачу: найти приемлемую модель поведения в семье, принимать малыша таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками, соразмерять родительские требования с его возможностями, родители избавляют себя от лишних трудностей и помогают ребенку хорошо думать о самом себе.
Мы немного устали, и я предлагаю Вам практическое задание «Фамильная символика»
Комментарий. Этот метод способствует установлению в группе благоприятного психологического климата, что очень важно на встрече, когда некоторые родители могут испытывать психологический барьер.
Реквизит. Визитные карточки (сложенный пополам стандартный лист картона формата А-4), фломастеры.
Педагог предлагает каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании.
Визитные карточки должны быть достаточно большими. Рисунки делают фломастером, чтобы они были хорошо видны даже с большого расстояния.
После того, как каждый участник нарисует свой рисунок , он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и его фамилией.
Что же такое фамилия?
Фами́лия (лат. familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье.
Хочется подвести итог нашей встрече:
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Семья — это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи становится вашей системой ценностью, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Я очень хочу достучаться до всех молодых людей без исключения. Создание семьи — ответственный поступок, который потребует от Вас много затрат времени, сил, энергии, денег. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни.
Хочу, чтобы наши поступки были достойны уважения.
Спасибо за внимание!
Родителям раздается памятка "Родительские истины”.
Памятка "Родительские истины”
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих "да” и "нет”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»
План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности». Осуществление полноценного подхода к психическому и физ...
Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."
Форма родительского собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...
План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Папа – мой лучший друг» (средняя группа)
Форма проведения: детско-родительская гостиная....
План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».
Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру явля...
План-конспект проведения родительского собрания на тему: «К здоровью – через правильное питание»
родительское собрание....
План - конспект проведения родительского собрания по теме художественно-эстетического воспитания
Для работы с родителями...
План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Развитие всесторонне развитой личности ребенка!»
План-конспект проведения родительского собрания на тему:«Развитие всесторонне развитой личности ребенка!» Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по в...