План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».
консультация (средняя группа) на тему

Клещ Ольга Витальевна

Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте.

Наблюдается противоречие между актуальностью значения изобразительной деятельности в общей системе развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации её в педагогическом процессе.

Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект проведения родительского собрания на тему: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».

Форма родительского собрания: «Круглый стол».

Цель собрания: 1.  Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

2.  Представить спектр возможностей использования изобразительной деятельности в развитии детей среднего дошкольного возраста.

 

Задачи собрания:

1. Способствовать развитию понимания у родителей необходимостью развития детского творчества.

2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми среднего дошкольного возраста.

Участники: родители, воспитатели.

Средства: материалы для рисования (бумага, кисточки, гуашь, салфетки, восковые мелки), анкеты для родителей, работы детей. Книга отзывов и предложений.

Этапы родительского собрания:

 

I. Предварительная работа:

1.Изучить научно-методическую литературу по теме.

2.Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.

3.Организовать выставку детских работ «Мир глазами детей»

в нетрадиционной технике рисования восковыми мелками + гуашью.

II. Информационная часть

1.Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников.

2.Справка по результатам анкетирования.

3.Сообщение:  «Влияние  изобразительной  деятельности  на  развитие личности ребенка»

4.Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей 4 – 5 лет.

III. Практическая часть    

Практикум: «Творческая минутка»

IV. Рефлексия.

Игра:  «Родительские задачи»

Выставка рисунков детей и родителей. Обмен мнениями.

Оценка родителями эффективности собрания.

Актуальность проблемы развития изобразительной деятельности дошкольников.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте.

Наблюдается противоречие между актуальностью значения изобразительной деятельности в общей системе развития личности и недостаточной готовностью педагогов к реализации её в педагогическом процессе.

Таким образом, изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Технологическая структура по теме родительского собрания «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».

Цели

Действия

Средства

Результат

Нацеливать родителей на освоение содержания родительского собрания, необходимого для повышения родительской компетенции.

Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

 

Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми среднего дошкольного возраста.

Вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования

Структурирование раннее предложенного материала.

I. Организация общего целевого пространства:

1.1.Приветственное слово.

1.2. Вступление фразой В.А. Сухомлинского

1.3.Сообщение темы собрания.

1.4 Ознакомление родителей с результатами предварительного анкетирования по теме собрания.

1.5. Нацеливание родителей на постановку своей цели по теме собрания, что бы они хотели узнать по данной теме.

1.1. Добрый вечер, уважаемые родители!

1.2.«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев… ”.

 1.3.Сообщение темы: «Изобразительная деятельность в жизни ребенка».

1.4. Результаты анкетирования по теме:«Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка»

1.5.Раздать родителям листки бумаги и ручки для записи своей цели.

Настрой на позитивное отношение к собранию.

Осознание темы собрания.

Выявление сильных и слабых сторон по данной теме

Осознание результатов анкетирования.

Осознание цели собрания.

Выработка четкой внутренней цели на познание, интерес к поставленной проблеме

II. Орг. поискового пространства:

2.1. Сообщение на тему: «Влияние  изобразительной  деятельности  на  развитие личности ребенка».

2.2. Опрос родителей по теме сообщения.

3. Презентация «Нетрадиционные техники рисования».

3.1. Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования

3.3. Применение нетрадиционных техник изодеятельность.

3.4. Нетрадиционные способы изображения в рисовании.

3.5. Нетрадиционные техники рисования в средней группе детского сада.

3.6. Печать листьев

3.7. Оттиск поролоном

3.8. Восковые мелки + акварель

3.9. монотипия предметная

3.10.  Рисование мятой бумагой.

3.11. Советы родителям.

2.1. Зачитывание сообщения.

2.2. Вопросы к родителям:

1) Как вы думаете, важно ли обучение и развитие детей изобразительной деятельности? И почему?

2)Как вы думаете, влияет ли рисование на развитие личности ребенка, если да то каким образом?

3) Что именно помогает, по вашему мнению, развивать изобразительная деятельность у детей дошкольного возраста?

3.Слайд 1

3.1. Слайд 2- 3

3.3. Слайд 4

3.4.Слайд 5

3.5. Слайд 6

3.6. Слайд 7

3.7. Слайд 8

3.8. Слайд 9

3.9. Слайд 10

3.10. Слайд 11

3.11. Слайд 12

Осознание актуальности проблемы.

Выработка четкого понимания проблемы и поиск пути ее решения.

3. Организация рефлексивного пространства:

3.1. Творческая минутка

3.2.Игра: «Родительские задачи»

3.3. Подведение итогов

3.1. Творческий набор (бумага, кисточки, гуашь, салфетки, восковые мелки)

3.2. Предлагается   каждой   группе родителей   задача,   связанная   с   развитием   изобразительной деятельности детей.

В каждой группе обсуждаются и высказываются предложения по их решению

3.3. Книга отзывов и предложений.

Выставка работ родителей.

Выработка четкого понимания проблемы и поиск пути ее решения.

Оценка, поставленной ранние цели.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Анкета
  2. Справка по результатам анкетирования.
  3. Сообщение на тему: «Влияние  изобразительной  деятельности  на  развитие личности ребенка».
  4. Презентация «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ».
  5. Творческая минутка.
  6. Игра: «Родительские задачи»
  7.  Список используемой литературы.

Анкета для родителей

«Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка»

  1. Задумывались ли Вы о том, как влияет изодеятельность на развитие личности ребенка?
  2. Считаете ли Вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью?
  3. Посещаете ли Вы с ребенком выставочный зал?
  4. Привлекаете ли Вы внимание ребенка к родной природе?
  5. Знакомите ли Вы ребенка с иллюстрациями книжной графики?
  6. Есть ли у Вас в доме уголок, где ребенок сможет заняться любимым делом?
  7. Какие изобразительные материалы имеются в распоряжении вашего ребенка?
  8. Имеется ли в доме специальное место для хранения этих материалов?
  9. Разнообразно ли содержание рисунков вашего ребенка?
  10. Как Вы относитесь к результатам детского изобразительного творчества?

- украшаете дом;

- дарите кому-то;

- бережно храните работы;

- другие варианты.

  1. С какими нетрадиционными техниками рисования Вы знакомы?
  2. Нужен ли Вам совет по поводу контроля за работой ребенка и оказания ему разумной помощи?

 

Благодарим за сотрудничество!

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на нашем родительском собрании! И мне хотелось бы начать наше собрание фразой великого выдающегося педагога-новатора советских времен Василия Александровича Сухомлинского:

 “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

  Сегодня мы поговорим о значении изобразительной деятельности в развитии детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования для детей среднего дошкольного возраста, но перед тем как продолжить наше собрание  хотелось бы зачитать справку по результатам анкетирования, которое мы провели до  родительского собрания.

Справка по результатам анкетирования.

По результатам анкетирования, стало известно, что:

условия для творческого развития детей дома имеют 100% семей;

стимулируют творческую активность детей 93% родителей;

активное участие в творчестве детей принимают 70% родителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вы достаточно уделяете времени рисованию, вы поощряете творчество своих детей. Но многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Но детям в этом возрасте необходимо рисовать не только карандашами, но и красками! И сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования для детей среднего дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Перед каждым из Вас лежат листы бумаги и ручки. Прошу Вас написать на листках бумаги свои ожидание (цель), которую Вы хотели бы достигнуть в результате родительского собрания.

Сообщение на тему:

«Влияние  изобразительной  деятельности  на  развитие личности ребенка».

Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и в искусстве, активная творческая деятельность каждого из детей, общая радость за сделанное на занятии - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на занятиях изодеятельностью. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей среднего дошкольного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству; при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Изобразительная деятельность включается разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие выставки по различным  темам: "Мама милая моя", "К сказке в гости", "Осень золотая" и т. д.  В подарок мамам, папам дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т. д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Сами изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются для подарков родителям или для коллектива детского сада, своим товарищам, поэтому служат основой положительного поведения в реальных жизненных ситуациях.

Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию.

Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в детском саду. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка.

Маленький человек, сидящий за столом, смотрит на взрослого доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий! Поведём маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества!

Давайте и мы вместе с вами попробуем взглянуть на мир глазами ребенка.

Перед каждым из вас лежит творческий набор (бумага, кисточки, гуашь, салфетки, непроливайки, восковые мелки). Но перед тем как начать я познакомлю Вас с различными нетрадиционными техниками рисования, многие из которых, возможно Вам уже знакомы.

Совет родителям.

Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Работая с ребенком, необходимо  сотрудничать с их родителями: использовать любую возможность общения  для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится  в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускать праздничные газеты, устраиватт различные конкурсы, тренинги, мастер классы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества  детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

Таким образом, на основе работы в рисовании нетрадиционными техниками и приемами, воспитатель  должен  развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования.  В результате работы дети должны научиться  творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они должны научиться  создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения. Содержание рисунков должны стать интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное,  каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети  должны обрести уверенность в себе,  преодолевать страх чистого листа бумаги,  начать  чувствовать себя маленькими художниками.

Творческая минутка.

Сейчас мы проведем небольшой практикум по рисованию. Предлагаем Вам немного пофантазировать и нарисовать рисунок в технике рисования восковыми мелками + гуашью.

Игра: «Родительские задачи»

Цель: Структурирование раннее предложенного материала

Предлагается   каждой   группе   задача,   связанная   с   развитием   изобразительной деятельности детей.

В группе обсуждаются и высказываются предложения по их решению.

 

Задача № 1. Одна мама говорит другой:

Как хорошо рисует ваш Серёжа. А у моего сына одни каракули. Сколько ни говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо. А вы пробовали его учить? Я часто усаживаю Петю за рисование. Наверно у него нет способностей, огорчилась мама Пети.

Права ли мама Пети?

 

Задача №2. Если наблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. Объясните причину этого явления.

Какое воздействие взрослого на изобразительную деятельность детей?

 

Задача № 3. Мама Пети (З года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так она нарисовала огородную лейку. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом. Мама сказала: «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй».

Проанализируйте    поведение    мамы    с    точки    зрения    развития    творческих способностей сына.

Выставка рисунков детей и родителей.

Родителям предлагается посмотреть выставку рисунков детей. Туда же выставляются работы родителей.

Подведение итогов.

Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Предлагаем вам написать несколько слов, о том, что дала наша встреча. Задать свои вопросы и выразить пожелания.

Литература:

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

5.  К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».

8. И. А. Лыкова. Программа" Цветные ладошки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."

Форма  родительского  собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...

План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Развитие всесторонне развитой личности ребенка!»

План-конспект проведения родительского собрания на тему:«Развитие всесторонне развитой личности ребенка!» Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по в...

План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться!»

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.Цель:1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.2. Знакомство родителей между собой и с педагогами до...