Методическая разработка "Практическая пескотерапия"
методическая разработка (младшая группа)

Штанько Евгения Аркадьевна

Мануальные игры с песком вполне доступная форма деятельности для любого ребенка. Дети иногда не могут выразить свою мысль словами, тем более, если необходимо поделиться чувствами и переживаниями. На помощь им и приходят игры с песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_shtanko_ea.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕСКОТЕРАПИЯ

Швейцарский ученый, психолог и философ, Карл Густав Юнг еще в первой половине 20- ого века отметил терапевтический эффект игр с песком. Технология подобного лечения проста. Ребенок просто создает песчаные образы и фигурки, ломает их, перестраивает, выравнивает. Именно такие действия закрепляют в глубинах сознания вроде бы элементарный вывод- нет непоправимых ситуаций, старое забывается и сменяется новым. Многократно повторяя свои манипуляции с песком, малыш получает уверенность в своих силах, приходит душевное равновесие, рассеиваются тревога улетучивается страх. Песчаные образы легко меняются, согласно предлагаемому сюжету, меняется и отношение ребенка к своим поступкам, к поступкам и реалиям окружающего мира. Игры с песком проходят по праздничному сценарию, поэтому ребенок самостоятельно устраняет неблагоприятные для него факторы, в зависимости от ситуации. В данных играх он пробует самостоятельно искать выход, преодолевать трудности.

  Мануальные игры с песком вполне доступная форма деятельности для любого ребенка. Дети иногда не могут выразить свою мысль словами, тем более, если необходимо поделиться     чувствами и переживаниями. На помощь им и приходят игры с песком. Подсознательно, малыши проигрывают пережитую ситуацию, создавая песчаные образы, возникающие у них в воображении. Постепенно уходит напряжение, приобретается опыт выходить из сложных ситуаций с помощью символических образов, зная, что в сказке добро всегда одерживает верх.

Психологи советуют молодым родителям обращать внимание на то, как их дети играют в песочнице. В подобном проявляется особенность поведения и развития малышей. В это время можно заметить агрессивность ребенка или наоборот, излишнюю робость. Нужно самим учиться делать из увиденного выводы и анализировать свои методы воспитания.

  Примеров игр с песком множество. Их можно легко найти в специальной литературе или в сети интернет. Вот несколько основных приемов, как научить ребенка проявлять свои чувства, избавляется от страхов, почувствовать успешность во время игры:

« Умелые ладошки»

- Опустить ладошки на песок. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать, каков он. Открыть глаза, расскажите о своих ощущениях ( выслушать ответы детей).

Повторите то же самое, только перевернув ладошки тыльной стороной.

-Изображая ладошкой машинку, пройдитесь по песку, оставляя дорожку.

-Попробуйте пальчиками оставить на песке след, словно по нему прошел слон, бегемот, попрыгал зайчик.

- Оставьте отпечатки разных частей кисти: пальчиков, ребра ладони, кулачка и т. п.

- Создайте различные узоры, снежинку, солнышко, чайку, несколько букв.

- Нарисуйте линии каждым пальчиком поочередно.

- Набрав песок в ладошку, попробуйте сделать из него сыпучую дорожку.

- Собрав небольшие камушки, веточки, листочки разложите их по структуре, происхождению, размерам.

- Нарисуйте пальчиком лабиринт и проведите игрушку по его дорожкам.

- Из собранных камушков придумайте и решите математическую задачку.

- Выложите из камушков геометрическую фигурку.

- Просейте песок через крупное сито и палочкой нарисуйте узор.

- Поиграйте пальчиками на песке, словно перед вами клавиатура компьютера.

- Спрячьте в песке небольшие игрушки и дайте ребенку их найти.

-Сгребая ладошкой песок, вылепите простые буквы.

- Из готовых букв с помощью удаления и прибавления некоторых частей, создайте другие буквы.

- Используя спрятанные в песке пластмассовые буквы, найдите их и составьте слоги и слова.

- Пишите на песке буквы и слова пальчиком, падлчкрй. Исправляйте ошибки, это даст ребенку почувствовать себя успешным.

- Сделайте на листе картона песочную аппликацию. Для этого нарисуйте клеем рисунок и посыпьте его песком. Лишние песчинки стряхните. Полученную оригинальную картинку можно высушить и раскрасить красками.

« Таинственные следы»

« Прошел большой слон» - дети оставляют следы кулачком на песке.

« Проползла змея»- пальчиками делают извилистые дорожки.

« Пробежали козы»- оставляем множество следов.

« Бегут жучки»- кончиками пальчиков делаем небольшие углубления.

« Жучки зарылись»-  опускаем пальцы глубоко в песок.

« Они пошли друг к другу в гости»- в песке встречаемся пальчиками друг с другом.

« Археология»

 

В песок закопайте какой- либо предмет, игрушку. Пусть ребенок откапывает ее по частям, что там зарыто. Можно спрятать несколько предметов и дать малышу на ощупь определить, что это.

- Постройте из песка несколько домиков, поселите в них игрушечных персонажей. Набрав в ладошку сухого песка, ребенок должен проложить к домикам дорожки, создать дополнительные формы, рисунки.

«К нам в гости идут друзья»

Раздаем детям фигурки животных (лошадь, корова, заяц, страус, бегемот, медведь и др.). Дети строят из песка им домики. Затем поочередно выкладываем еще фигурки животных и просим определить, чьи они друзья. А как узнать, кто к кому пришел? Произносим для этого название животного и просим выделить первый звук. Название его друга будет начинаться этого же звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Презентация : "Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда ДОУ." \Игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для детей. Игры с песком разн...

Пескотерапия в логопедической работе

Использование нетрадиционной методики в логопедической работе...

Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.

             Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...

Пескотерапия в работе логопеда

Пескотерапия в работе логопеда...

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...