Сообщение в средней группе на тему: «Методы активизации родителей в области взаимодействия с дошкольной организацией»
консультация (средняя группа)

Ярош Марина Васильевна

Уважаемые педагоги! В процессе взаимодействия с родителями предлагаю вам использовать следующие методы активизации, которые помогут вам пробудить интерес у родителей к обсуждаемому материалу, вызвать ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_aktivizatsii_roditeley_moy.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4»

Сообщение на тему:

«Методы активизации родителей в области взаимодействия

с дошкольной организацией»

Подготовила

Воспитатель высшей категории:

Ярош Марина Васильевна

г. Арзамас, 2017г.

1. Уважаемые педагоги! В процессе взаимодействия с родителями предлагаю вам использовать следующие методы активизации, которые помогут вам пробудить интерес у родителей к обсуждаемому материалу, вызвать ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала.

2. Цель педагогов дошкольного учреждения – проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

-установить партнерские отношения с семьей воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3. Например: на родительском собрании можно использовать  методы в их совокупности (беседу,  анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ  и  другие)

4. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Любую тему можно начать с постановки вопроса.  Например:  «Какого ребенка вы считаете послушным?»,  «Зачем нужна ребенку игра». У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т. е.  разногласия  могут возникать по различным вопросам.

5. Можно предложить дискуссионные вопросы. Например: «Нужно ли использовать физические наказания?»,  «Как применять метод игнорирования ребенка?»,  «Идти ли на уступки детям?»  Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

6. К методам активизации  относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов.  Особенно это актуально в группах раннего возраста, т.к. родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, узнать его лучше. Так одна мама, увидев своего ребенка с криком «Ура»,  удивилась и воскликнула: «И это мой сын?!»

7. В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей. Например,  игровые. Родителям педагог бросает мяч, и тот кто его ловит, должен дать  ответ на вопрос, например, «Что вас радует в ребенке?»,  «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?»  

8. Можно дать родителям игрушечный микрофон и пустить его по кругу, они будут высказывать свои мысли или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий.

9. Родители должны определить, что для них стоит на первом, на втором плане и занимает по их мнению, последнее место. Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассматривания вопроса о психофизических особенностях ребенка им можно предложить понаблюдать за ребенком в течении месяца. Например, выявить  как у него проявляется любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов. Родители, как показывает опыт, единодушно отмечают любознательность детей, их потребность в общении, желание делать самостоятельные выводы и умозаключения. Например, ребенок спрашивает: «А масло сливочное из слив?»  О конкретности детского мышления свидетельствуют примеры: ребенок, впервые увидев море, воскликнул, что воды «даже больше, чем в ведре»; или на слова взрослого о том, что молоко убежало, девочка советует его догнать.

  К игровым методам активизации относятся игры такие как «кто из пап быстрее заплетет дочкам косички», загадывание загадок, проведение игр для взрослых «Откуда эти строки?» (родителям предлагается пара строк известных детских стихов К.Чуковский «Путаница», С.Маршак «Багаж») и они должны их узнать.

10. Интерес у родителей формируют и задания направленные на «расшифровку мира детей» Например, можно спросить, как отвечают дети на вопрос- «когда колобок катится, ему песок в глаза сыплется?» (ответ- нет, колобок катится, и его глазки катятся).

 Взрослым  можно давать и такие задания: «Назовите мультфильм и имя доброго льва, который был цирковым артистом и поехал отдыхать к любимой бабушке в Африку («Лев Бонафаций»)

Можно предложить родителям подписать детский рисунок, ответив на вопрос: «Что бы это значило?».  Можно  предложить  творческое задание : придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки), приведение примеров из опыта воспитания детей в семье, использование наглядности (фото, видео, поделки, пособия для детей и другие),  выставка литературы для родителей и другие.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу разных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов. Недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазам актуальна для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности  этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем.

11. Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать  формирование педагогической рефлексии.

Педагогические ситуации

Для анализа  педагогические ситуации можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников.

Например, ребенку на Новый год гости принесли  подарок, он тут же развернул упаковку и начал есть конфеты. Мама возмутилась, начала его ругать, т.к. он еще не обедал. Ребенок положил конфеты в пакет. Казалось бы, инцидент исчерпан, но тут вмешался дедушка, который говорит: «Да, ладно, пусть ест». Конфликт нарастает с новой силой, мама начинает кричать на ребенка и ударяет его.

Вопросы родителям: «Кто прав из взрослых, кто не прав, почему, как объяснить такое поведение ребенка?  Были ли подобные ситуации в вашей семье? Ваши действия?»

12. Анализ педагогических ситуаций

Поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий причин, последствий поступков взрослых и детей. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, т.к. одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент и др.

13. Решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?»  Этот метод способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. В ходе решения задач родители пытаются  найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. Например, «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?». Достоинством данного метода является возможность рассматривания нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.

А вот пример решения педагогической задачи из книги Г.Г. Петроченко «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике: «Пятилетний сын заревел в три ручья: ему запретили бить в барабан, потому что в доме гости, и он мешает беседе взрослых. Можно сказать : «Перестань реветь!», можно обласкать, уговорить, можно отвлечь. Но вот другой вариант решения: «Тебе хочется плакать?- говорит мама. – Иди-ка, милый в ванную, закройся там и поплач. Ладно?» Сын поплелся плакать, но уже в коридоре почувствовал, что плакать ему расхотелось. Постоял…   А тут и мама: «Все, уже не плачешь? Ну, иди к нам - только играй тихо». Этот простой прием  решила применить другая мама к своей дочке. Как только Ира заплакала, она сказала ей: «Иди в ванную и плач там!» Прием не сработал. Дочка в ванную не пошла. Мать дотащила дочку до ванной и заперла ее там.  Положение осложнилось: Ирочка рыдала».

Вопросы родителям: «Дайте оценку эффективности использования одного и того же метода в сходных ситуациях, но по отношению к различным детям. Почему в одной ситуации прием «сработал», в другой – нет. Можно ли дать готовые рецепты, как поступить в воспитании детей в каждом конкретном случае?»

14. Анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки.

Например, родителям предлагается понаблюдать за стилем общения с ребенком, обратить внимание на то, сколько и каких замечаний отдается ребенку. Как ребенок реагирует на наказания поощрения строгий тон и т.д.

Можно дать советы родителям: прежде чем применять  какой –либо метод воздействия на ребенка, постарайтесь посмотреть на ситуацию его глазами. Родители часто не могут понять ребенка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны.

Так, мама, рассердившись  на ребенка за испачканный костюмчик пригрозила: «Да я тебя сейчас прибью!» Ребенок спросил: «А как? Гвоздиком?». Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на ребенка. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в  воспитании , уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности.

Применение описанных методов приведет родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие пед. рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.

15. Е.П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения.

Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша»,  «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т.д.

Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете,  тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех.

Родители из  «зрителей» и «наблюдателей»  становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения,  обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

16. Помимо рассмотренных методов, вводятся элементы тренинга. Например, упражнения на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его. Владеть собой. Психологи рекомендуют в экстремальной ситуации на глубокий вдох произнести звук «я»- задержка дыхания, медленный выдох. Рекомендуется представить себе чувство прохлады или душа. Окунания в воду. Важно регулировать тонус мимических мышц лица, постараться расслабить их даже в конфликтной ситуации. Хорошо задавать себе вопрос: « А как мое лицо?  Не сжаты ли зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о маске на лице, тем быстре  гасятся раздражение, негативные эмоции. Особенно это надо помнить женщинам, излишнее напряжение способствует образованию преждевременных морщин.

Б.Шоу писал, что есть множество способов сказать «нет»,  «да» и только один способ эти слова написать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно - образовательных задач ДОУ»

В материал вошли деловые игры с педагогами по теме "Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ". Целью проведения мастер-класса является повышение уровня профессион...

Конспект НОД для детей средней группы по теме: «Сказочный сундучок, откройся» Образовательная область: « Коммуникация».

Конспект НОД для детей средней группы по теме: «Сказочный сундучок, откройся»Образовательная область: « Коммуникация».Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Чтение художественной лит...

Консультация для педагогов Тема: «Методы активизации родителей»

Консультация для педагогов. Тема: «Методы активизации родителей»...

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе на тему «Такие полезные камни» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: познавательно...

План-конспект НОД в средней группе на тему «Путешествие в страну Математики», область «Познание» (ФЭМП)

Цель:обобщить и закрепить  полученные знания, умения и навыки  по всему пройденному материалу; развивать  логическое мышление детей посредством дидактических игр.  Задачи:...