кружок «Оригами – бумажные фантазии»
рабочая программа (старшая группа)

Гишварова Альбина Адгамовна

                                                            Таинственный мир превращенья бумаги…

                                                   Здесь все чародеи,волшебники,маги.

                                               Творят они сказки своими руками.

                                                      И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_kruzhok.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад №6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

 

«Утверждаю»                                                                                           Принято на заседании

Зав.МАДОУ №6                                                                                        педагогического совета

г. Туймазы                                                                                                 протокол №1 от 30.08.2019г.

______Г.А. Хазиева

«____ »  _________2019г.

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Оригами – бумажные фантазии»

(возраст детей 5 - 6 лет, срок реализации программы – 1 год)

Авторы- составители  программы:

Гишварова А.А., воспитатель

МухаметоваА.М.,воспитатель

        

Туймазы - 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка…………………..………………………..………..…..3

II. Учебно-тематический план…………………………………..……....…..…....9

III. Содержание программы……………………………………………...…..…10

IV. Методическое обеспечение…. ……………………………...………….…..13

V. Список литературы……………………………………………………..…….13

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                            Таинственный мир превращенья бумаги…

                                                   Здесь все чародеи,волшебники,маги.

                                               Творят они сказки своими руками.

                                                      И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае –на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Нас, как педагогов заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги... Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Нас  сначала как маму, а позднее как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал мало затратный и доступный.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую

очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкоймоторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

Кроме того, тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Новизна:Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Предлагаемая программа построена так, чтобы представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Цель: Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи.

Образовательные:

  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
  • научить различным приемам работы с бумагой;
  • научить правильно организовать рабочее место;
  • научить правильно и аккуратно работать ножницами;
  • формировать знания по основам композиции
  • создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художник

Развивающие:

  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • развивать память, внимание, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изделии;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность,
  • усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала; прививать основы культуры труда.

Отличительные особенности программы:

Отличительные особенности настоящей программы прослеживаются по

нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать обучающимся базовое систематизированное образование по оригами и бумага пластике основанное на преимущественном изучении видов композиции. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории оригами и бумага пластике, а также приобрели основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам. Программа не только дает основательную базу по оригами и бумага пластике но и своего рода «школу» по данному виду художественной направленности, для обучающихся перспективу их творческого роста и личностного развития.

Во-вторых, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по оригами и бумагапластике, чем это дают типовые дошкольные программы.

В третьих, активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей оригами и бумага пластикой привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность в эстетическом вкусе.

Возраст детей :  5- 6 лет.

Срок  реализации программы: 1 год.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30мин, всего  30 часа в год. Вся программа построена с учетом возрастных особенностей.

Форма занятия: ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года обучения дети должны:

  • ориентировать на листе бумаги;
  • складывать лист бумаги (квадратной, прямоугольной формы) пополам;
  • складывать квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя два

противоположных угла;

  • загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой; / уметь намечать линии;
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • знать и называть три правила складывания бумаги при выполнении оригами;
  • знать, называть и выполнять складки: "долина"; "гора"; "карман"; "зигзаг";
  • работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
  • уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

Способы определения результативности.

Для оценивания динамики развития проводится диагностика в начале и в конце срока реализации программ, а  также применяется метод наблюдения.

   

    Основная цель мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком         данной         программы         и         влияние         конструктивной         деятельности         на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябреоктябре, итоговый – в апреле-мае.

 Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Л.А.Парамоной,   Я.Д. Лиштван, З.В. Тарабариной

Количество обследуемых детей:29 детей

Система оценки

В - «Высокий» уровень;

С – «Средний» уровень;

Н – «Низкий» уровень;

                        Инструментарий педагогического мониторинга  

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1. Мониторинг образовательных результатов

  1. Разнообразие умений и навыков

(УН)

имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты

имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2. Глубина и широта знаний по направлению

«Оригами»

(ГШ)

имеет широкий кругозор знаний по содержанию деятельности, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения и т.д.), свободно использует технические обороты (диагональ, линия сгиба, сглаживание, разворот и т.д.), пользуется дополнительным материалом для оформления работы.

имеет неполные знания по содержанию деятельности, оперирует специальными терминами, не использует дополнительный материал (схемы, альбомы, пооперационные карты).

недостаточны знания по содержанию деятельности, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

(ПАиУН)

проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в конкурсах

проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога

4.Разнообразие творческих достижений

(РТД)

регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе дошкольного учреждения, города

участвует в выставках внутри группы

редко участвует в конкурсах, выставках внутри группы

5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи,

сенсомоторики

(РПС)

точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание

ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание

не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное

2. Мониторинг эффективности воспитательных воздействии

1.Культура поведения ребенка

(КПР)

имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает

моральные суждения о нравственных поступках

расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения

  1. Коммуникативная культура

(КК)

высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива

имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива

низкий уровень

коммуникативных

качеств, нет желания общаться в коллективе

3. Мониторинг социально-педагогических результатов

  1. Выполнение санитарногигиенических требований

(СГТ)

без напоминания воспитателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами

выполняет санитарногигиенические требования не постоянно или после напоминания

преподавателя

отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарногигиенические требования

2. Выполнение требований техники безопасности.

(ТБ)

выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами и другими инструментами

выполняет правила техники безопасности после напоминания воспитателя

выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем воспитателя

  1. Характер отношений в коллективе

(ХО)

постоянно доброжелательное отношение к другим

нет склонности к конфликтам, но нет стремления к

стремится к обособлению, отказывается

Диагностическая карта обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)детей

№ п/ п

Фамилия имя ребенка

Мониторинг образовательных результатов

Мониторинг

эффективности

воспитательных воздействии

Мониторинг социально

педагогических результатов

Уровень

освоения

УН

ГШ

РПС

РТД

РПС

КПР

КК

СГТ

ТБ

ХО

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

 

1

2

3

4

5

6

Форма подведения итогов: выставка работ.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

П/П

Месяц

Название темы

Кол-во

занятий

1

Октябрь

Знакомство с оригами. Входная диагностика.

1

2

«Конфетка»

1

3

«Заяц – хвастун»

1

4

«Фонарик для гномика»

1

5

Ноябрь

«Зонтик»

1

6

«Гриб»

1

7

«Стаканчик»

1

8

«Маленький ёжик»

1

9

«Осенний лес»

(коллективная работа)

1

10

Декабрь

«Снежинка»

1

11

«Елочки в лесу»

1

12

«Звезда»

1

13

«Новогоднее украшение»

1

14

Январь

«Снеговик»

1

15

«Ветка рябины»

1

16

«Парусник»

1

17

Февраль

Март

«Рыбка»

1

18

«Водоросли»

1

19

«Рамка для фото»

1

20

«Дом»

1

21

«Восьмерка»

1

22

«Тюльпан»

1

23

«Ромашка»

1

24

«Щенок»

1

25

Апрель

«Котёнок»

1

26

«Цыплёнок»

1

27

«Лягушата на болоте»

1

28

«Солнышко»

1

29

Май

«Бабочка»

1

30

Диагностика.

1

Итого

30 часов

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Месяц

Тема

Программное содержание

1

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Знакомство с оригами.

Входная диагностика.

Выявить знания и умения детей

2

«Конфетка»

Научить элементарной технике оригами,

складывать квадрат пополам по диагонали,

находить середину квадрата, сгибать

противоположные углы квадрата к середине

3

«Заяц – хвастун»

Продолжать складывать квадрат пополам по

диагонали; учить загибать уголки в нужном

направлении. Развивать внимание детей, умение

четко следовать инструкциям воспитателя.

4

«Фонарик для гномика»

Продолжать знакомить детей с техникой

оригами. Закрепить базовую форму «дверь».

Создать хорошее настроение. Дополнять

поделку украшениями

5

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Зонтик»

Познакомить детей с базовой формой

«воздушный змей». Научить конструировать

зонтик, собирая его из нескольких модулей

6

«Гриб»

Закреплять умение складывать бумагу в разных

направлениях, аккуратно работать с клеем;

развивать внимание.

7

«Стаканчик»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении.

8

«Маленький ёжик»

Продолжать учить детей складывать квадрат

пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей.

Воспитывать бережное отношение к бумаге.

9

«Осенний лес»

(коллективная работа)

Вспомнить элементарную технику оригами,

складывать квадрат пополам по диагонали,   квадрата, сгибать противоположные углы квадрата к середине.

10

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Снежинка»

Продолжать учить выполнять б. ф. «блинчик»

Учить создавать снежинку квадратной формы

Продолжать учить складывать квадратный лист

бумаги вчетверо                

Учить вырезать кончиками ножниц

11

«Елочки в лесу»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали. Учить выполнять поделку из

нескольких частей. Формировать умение

подбирать детали по размеру. Дополнять

поделку по своему желанию

12Воспитывать внимание, умение следовать

Ин13струкциям, развивать творческую активность

12

«Звезда»

Учит14ь создавать поделку путем соединения

Несколь15ких одинаковых частей

Продолжа16ть упражнять в сгибании базовой

формы «возд17ушный змей», отгибать

заданную сторо18ну в нужном направлении

13

«Новогоднее украшение»

Продолжать учить19 мастерить из бумажных

квадратов несложны20е поделки, используя уже

известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

14

Я

Н

В

А

Р

Ь

        

«Снеговик»

Учить выполнять поделку из нескольких частей.

Продолжать учить понимать слова «сгиб», «до

сгиба», «центр»

Формировать умение подбирать детали по

размеру, развивать глазомер

Дополнять поделку по своему желанию

15

«Ветка рябины»

Продолжать учить выполнять базовую форму»

воздушный змей»

Продолжать упражнять отгибать уголок в

нужном направлении ,готовить заготовки на

определенную тему, соединять заготовки в

единую композицию.

16

«Парусник»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

17

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Рыбка»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

18

«Водоросли»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

Учить понимать действие «перевернуть»,

«загнуть»

Продолжать учить оформлять поделку по своему вкусу

Развивать умение красиво подбирать цвета,

творческую активность при оформлении

19

«Рамка для фото»

Продолжать знакомство с базовой формой

«блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданные уголки в нужном

направлении

Учить пользоваться пооперационной картой

Учить понимать действие «перевернуть»,

«загнуть».

20

«Дом»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата

пополам(«книжка»), отгибать уголки в нужном

направлении

Дополнять поделку по своему желанию

Развивать интерес к изготовлению поделок

21

М

А

Р

Т

«Восьмерка»

Продолжать знакомство с базовой формой

«блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданные уголки в нужном

направлении

Учить пользоваться пооперационной картой

Учить понимать действие «перевернуть»,

«загнуть»

Развивать умение красиво подбирать цвета,

творческую активность при оформлении

22

«Тюльпан»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

23

«Ромашка»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

24

«Щенок»

Учить выполнять поделку из нескольких частей

Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку

готовыми деталями

25

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Котёнок»

Учить выполнять поделку из нескольких частей

Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку

готовыми деталями

26

«Цыплёнок»

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по

диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

27

«Лягушата на болоте»

Научить конструировать лягушат путем сложения базовой формы «воздушный змей»

28

«Солнышко»

Учить создавать поделку путем соединения

нескольких одинаковых частей

Продолжать упражнять в сгибании базовой формы «воздушный змей», отгибать заданную сторону в нужном направлении

29

«Бабочка»

Закреплять умение выполнять б.ф. «косынка»,

«воздушный змей»

Продолжать закреплять умение самостоятельно

пользоваться пооперационными картами.

30

Чему мы научились за год    Диагностика по итогам года.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое оснащение.

Просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, регулируемые стулья и столы по количеству учащихся, доска, мел, маркеры для доски, наглядные пособия, технологические карты.

Форма подведения итогов:выставка работ.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" , 2013

Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.

Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.

Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г

Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007.

Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  РиполКлссик, 2006.

Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А «Оригами»- ООО «Методкнига»,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДО "Бумажные фантазии"

ДО «Бумажные фантазии» по обучению детей элементарным приемам техники торцевания, квиллинга,  оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

Проект "Бумажная фантазия"

Нетрадиционная работа с бумагой как средство подготовки детей к школе...

"Бумажная фантазия"

Интересные поделки с детьми это не только способ весело провести время со своим ребенком, но и развитие у детей творческих навыков, усидчивости, аккуратности и координации. Поделки  из бума...

Презентация альбома "Бумажные фантазии".

В альбоме представлены творческие работы педагогов, выполненные в технике "бумагопластика"....

Кружок оригами "Бумажные фантазии"

Оригами - ("сложенная бумага") - вид декоративно - прикладного искусства; это японское искусство складывание бумажных фигурок без ножниц и клея.Кружок оригами "Бумажные фантазии" р...

Презентация Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Бумажная фантазия» (бумажная пластика и оригами)

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей младшего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет.     Цель программы:...