«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
статья (средняя группа)

Лучкина Людмила Леонидовна

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенка. Республика Карелия, г. Петрозаводск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканская научно – практическая конференция

«Современный ребенок в современном мире»

Секция: Развитие творческих способностей современного ребенка

Тема: «Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Лучкина Людмила Леонидовна

воспитатель

МДОУ № 20 «Колосок»

г. Кондопога

категория: первая

стаж работы: 17 лет

05 декабря 2019г.

г. Петрозаводск

Говоря о способностях, мы подразумеваем такие понятия как «возможность» и «действительность». Превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: например, от заинтересованности окружающих людей; обучения детей; организации деятельности, в которой умения и знания не только закрепляются, но и раскрываются.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего мира, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. Способности к творчеству редко формируются сами по себе, важно обратить внимание на их развитие, поэтому я стараюсь создать все условия для развития творческих способностей детей.

В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности.  Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Изобразительная деятельность включает такие виды, как рисование, лепка, аппликация, ручной труд и конструирование. В рисовании предлагаю детям пользоваться разными материалами: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, фломастерами.  При рисовании на какую-либо тему, передаче образа предмета, объекта мы с детьми обсуждаем: каким способом, материалом можно передать форму, фактуру, цвет и т.д.. Например, на рисовании по теме «Зайчик» было предложено сравнить образцы ткани, в частности длинношерстного меха, драпа и флиса и подумать какая ткань ближе к меховой шкурке зайца. Также для определения цвета, мы вспомнили что, в зависимости от времени года у зайца разный цвет меха. В итоге у ребят получились разные зайцы: русаки и беляки. В рисовании я использую приём вхождения в картинку или образец работы, где ребята представляют себя этим персонажем или предметом, и выражают своё мнение о том нравится ли им этот цвет, форма, материал которым он нарисован и т.д.. Для развития навыков рисования, лепки, вырезания и конструирования использую схемы, пооперационные карты. Обязательно во время деятельности детей включаю музыкальное сопровождение, что способствует  развитию творческой деятельности детей. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к переживаниям, вести к преобразованию всего окружающего. В свободной самостоятельной деятельности дети могут выбрать любой художественный материал и воспользоваться им. В конструировании дети очень любят использовать строительный материал, как крупный, так и мелкий. Для создания построек они пользуются разными схемами, которые, конечно, есть в уголке конструирования.  Дети сами стали инициаторами того, что одну и ту же схему можно использовать при создании построек из разных видов конструктора. Некоторые дети даже пробовали использовать схемы для конструктора в создании узоров из мозаики, пробовали придумать собственные образцы узоров.

Театральная деятельность является источником развития чувств, творческих способностей, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Для развития творческих способностей в театральной деятельности в помещении группы создан уголок театрализованных игр, в котором есть как различные настольные театры, так маски для игр драматизаций и обыгрывания спектаклей. Дети на основе прочитанного произведения самостоятельно пробуют «ставить» спектакли, а также сочиняют новые, основанные на своих впечатлениях о прочитанном. Один из моих воспитанников часто выступает в роли сценариста, придумывает сюжет и управляет «артистами». В режимных моментах, в частности сон, мы с детьми сочинили присказку: «Раз, два, три хозяин(йка) будешь ты!», выбирается «хозяин» спальни, он выбирает маску героя и просит детей превратится в этого персонажа и выполнить упражнение на изображение различных эмоциональных состояний (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.) и так как в спальне живёт тишина, детям это всё надо сделать тихо, без шума. Таким образом, мы знакомимся с пантомимой. Театрализованную деятельность я использую в физминутках, утренней гимнастике, подвижных играх. Детьми выполняются задания по передаче движений, мимики персонажей той или иной сказки, стихотворения, текста игры.

В игровой деятельности большое внимание уделяю сюжетно-ролевым играм. Сами дети являются авторами атрибутов к играм. Например, для игры в «Магазин» ребята сами нарисовали и вырезали денежные купюры; слепили из пластилина и соленого теста хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Для игр «Дом», «Больница» дети вырезают рецепты из журналов, лепят из пластилина витамины.

В подвижных играх с детьми изменяем слова и команды. Например в игре «У медведя во бору», можем поменять слова «А медведь не спит и как мы молчит; кричит; пищит и т.д.»

Чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевой деятельности, мною создан персонаж «Слыш», который приносит на занятие по развитию речи предметы, картины, игрушки. И именно игра с этим персонажем помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные дети раскрываются. Например, «Слыш» приглашён на день рождения, помоги ему найти подарок». Ребенок описывает персонаж, к которому «Слыш» идёт на день рождения и предлагает варианты подарков. Один из любимых мной и детьми приёмов - «Заколдованные картинки», в котором сначала закрывается картина или иллюстрация, а открывается по частям. Детям предлагаю додумать сюжет картины; придумать продолжение; кто или что может быть рядом? и т.д.

В познавательно-исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам и простым экспериментам. В группе создана коллекция юного исследователя (камней, листьев, другого природного материала). При использовании опытов и экспериментов в работе с детьми часто использую проблемные ситуации, в которых мы вместе с детьми находим правильное решение путем проб и ошибок. Так в опыте с бумагой, детям предложила ответить на вопрос: «Что можно сделать с бумагой, чтоб она не намокла?», при этом в близкой видимости лежали такие материалы как: скотч, плёнка пищевая, пакет, свеча и вазелин. Вариантов, которые предложили дети были множество, а когда они их все испробовали и нашли решение, радости не было предела.

На мой взгляд, эмоционально положительный настрой ребенка напрямую зависит от настроя воспитателя. Так как я сама являюсь творческим человеком, стараюсь внести эту творческую нотку и в жизнь своих воспитанников. В группе, как и дома, у меня есть волшебная коробочка, в которой я храню материалы и инструменты для творчества. Вместе со своими воспитанниками мы рассматриваем содержимое коробочки, я даже разрешаю им воспользоваться материалами. Так при организации предметно – пространственной среды в группе, получилось привлечь детей к оформлению коробочек для художественного материала (дети сами украшали свои коробочки).  Зимой, наблюдая, как на окнах и стенах расцветает красота, видя, как я вырезаю ажурные украшения, ребята с удовольствием вырезают снежинки по контуру и дополняют наши окна своим творчеством.

Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагога. В связи с этим, приобщаю родителей к совместному творческому процессу. Так были проведены мастер-классы совместно с детьми:

  • Изготовление куклы Масленицы
  • Лепка из соленого теста «Ангел»
  • Создание книжки «Наш край Карелия»

 Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями позволяют развивать творческие способности ребенка. У детей есть огромный интерес и желание, но для повышения уровня способностей необходимо постоянно заниматься с детьми, иначе эти способности могут угаснуть. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником, актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции

интеграция- это обЪединение нескольких учебных предметов в один. интеграция является одной из наиболее благоприятной формой развития творческой способностей детей дошкольного возраста....

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Презентация. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Формирование  навыков  здорового  образа  жизни  у детей дошкольного возраста Развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста  в различных видах де...

"Создание в семье условий в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Данная консультация для родителей содержит информацию по вопросу создания в семье условий в развитии дестких способностей, как важно правильно  поддерживать детскую творческую активность....

Обобщённый опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Обобщённый опыт работыпо теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»...

Тема опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности

Тема  опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности...