работа над грамматическим строем речи
консультация (старшая группа)
Вы заметили, что ваш ребёнок произносит некоторые звуки неправильно? На неправильное звукопроизношение всегда обращают внимание, но помимо этого многие речевые проблемы связаны с грамматическим строем речи. А что же такое грамматический строй речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_grammaticheskim_stroem_rechi.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Вы заметили, что ваш ребёнок произносит некоторые звуки неправильно? На неправильное звукопроизношение всегда обращают внимание, но помимо этого многие речевые проблемы связаны с грамматическим строем речи. А что же такое грамматический строй речи? Это строение слова и предложения, присущее данному языку. Приведу некоторые примеры: «У меня много мячов» - «У меня много мячей», «Папа мне пукил две машинках» - «Папа мне купил две машинки», «У меня красная платья» - «У меня красное платье», «Я взял хлеб от стола» - « Я взял хлеб со стола» и т.п.
Если это нестойкие ошибки, то вы можете сами помочь своему ребёнку. Совсем необязательно для этого усаживать его за стол, с ним можно просто поиграть.
В качестве наглядного материала вы можете использовать окружающие вас предметы, а учитывая занятость современных родителей, играть вы можете в различных местах: на улице, идя из детского сада или магазина, во время прогулки на детской площадке, на кухне, когда готовите и т.д.
Хочу предложить вам поиграть в игры.
«Назови ласково» Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
А) Это дом. Он большой. А как назвать маленький? (Домик.)
Аналогично можно называть любые предметы.
Б) На дереве сидит белка, а на деревце …(белочка.)
Под кустом заяц, а под кустиком …(зайчик).
«Один - много» Цель: образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах.
Вы купили в магазине яблоки.
- Посмотри какое вкусное и красивое яблоко. Что у меня? (Яблоки). Чего у меня много? (Яблок).
Аналогично проговариваем любые существительные.
«Жадина» Цель: согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными.
- Назови предметы, которые ты видишь своими.
(Мой мяч, моя кукла, моё платье, мои игрушки….)
«Весёлый счёт» Цель: согласование числительных с существительными.
Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.
Если ребёнок, не умеет считать, то числительные может называть взрослый.
«Из чего – какой?»Цель: образование относительных прилагательных от существительных.
Сок из яблок какой? – Яблочный.
Скамейка из дерева какая? – Деревянная.
Дом из кирпича какой? – Кирпичный.
Если кошка живёт дома, она какая? – Домашняя.
Листочек с берёзы какой? – Берёзовый. И т.д.
«Назови чей» Цель: образование качественных прилагательных.
У лисы есть хвост. Это чей хвост? – Лисий
А голова? – Лисья.
А лапы? – Лисьи.
У мамы есть красивое платье. Это чьё платье? – Мамино.
У папы рубашка. Это чья рубашка? – Папина. И т.д.
«Кто что делает?» А) Цель: образование глаголов от существительных.
Учитель что делает? – Учит.
Строитель – строит
Продавец – продает.
Покупатель – покупает и т.д.
Б) Цель: образование существительных от глаголов.
Кто учит? – Учитель.
Кто лечит? – Врач.
Кто летает? – Лётчик.
Кто поёт? – Певец. И т.д.
«Куда спрятались игрушки?» Цель: употребление в речи предлогов.
- Куда спряталась кукла? – За стул, под стул, на шкаф….
- А достанем мы её откуда? – Из-за стула, из-под стула, со шкафа…
9. «Выполни задание»
Цель: понимание значения предлогов.
Спрячь игрушку в шкаф, за шкаф, на полку….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы : Формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Опыт работы....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Работа над грамматическим строем речи на материале лексической темы «Первоцветы»
Презентацию могут использовать логопеды, воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов при узучении темы "Весна.Первоцветы". В доступной для детей форме дается об...
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Использование осеннего времени года в работе над грамматическим строем речи старших дошкольников. Образование сложных слов.
Осенью, когда дети знакомятся со словом листопад, они наглядно видят, как образуется это слово - листья падают. Время изучения этой темы очень удобное, чтобы познакомить детей с другими, аналоги...