работа над грамматическим строем речи
консультация (старшая группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Вы заметили, что ваш ребёнок произносит некоторые звуки неправильно? На неправильное звукопроизношение всегда обращают внимание, но помимо этого многие речевые проблемы связаны с грамматическим строем речи. А что же такое грамматический строй речи? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_grammaticheskim_stroem_rechi.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вы заметили, что ваш ребёнок произносит некоторые звуки неправильно? На неправильное звукопроизношение всегда обращают внимание, но помимо этого многие речевые проблемы связаны с грамматическим строем речи. А что же такое грамматический строй речи? Это строение слова и предложения, присущее данному языку. Приведу некоторые примеры: «У меня много мячов» - «У меня много мячей», «Папа мне пукил две машинках» - «Папа мне купил две машинки», «У меня красная платья» - «У меня красное платье», «Я взял хлеб от стола» - « Я взял хлеб со стола» и т.п.

Если это нестойкие ошибки, то вы можете сами помочь своему ребёнку. Совсем необязательно для этого усаживать его за стол, с ним можно просто поиграть.

В качестве наглядного материала вы можете использовать окружающие вас предметы, а учитывая занятость современных родителей, играть вы можете в различных местах: на улице, идя из детского сада или магазина, во время прогулки на детской площадке, на кухне, когда готовите и т.д.

Хочу предложить вам поиграть в игры.

«Назови ласково» Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

А) Это дом. Он большой. А как назвать маленький? (Домик.)

Аналогично можно называть любые предметы.

Б) На дереве сидит белка, а на деревце …(белочка.)

Под кустом заяц, а под кустиком …(зайчик).

«Один - много» Цель: образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах.

Вы купили в магазине яблоки.

- Посмотри какое вкусное и красивое яблоко. Что у меня? (Яблоки). Чего у меня много? (Яблок).

Аналогично проговариваем любые существительные.

«Жадина» Цель: согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными.

- Назови предметы, которые ты видишь своими.

(Мой мяч, моя кукла, моё платье, мои игрушки….)

«Весёлый счёт» Цель: согласование числительных с существительными.

Одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

Если ребёнок, не умеет считать, то числительные может называть взрослый.

«Из чего – какой?»Цель: образование относительных прилагательных от существительных.

Сок из яблок какой? – Яблочный.

Скамейка из дерева какая? – Деревянная.

Дом из кирпича какой? – Кирпичный.

Если кошка живёт дома, она какая? – Домашняя.

Листочек с берёзы какой? – Берёзовый. И т.д.

«Назови чей» Цель: образование качественных прилагательных.

У лисы есть хвост. Это чей хвост? – Лисий

А голова? – Лисья.

А лапы? – Лисьи.

У мамы есть красивое платье. Это чьё платье? – Мамино.

У папы рубашка. Это чья рубашка? – Папина. И т.д.

«Кто что делает?» А) Цель: образование глаголов от существительных.

Учитель что делает? – Учит.

Строитель – строит

Продавец – продает.

Покупатель – покупает и т.д.

Б) Цель: образование существительных от глаголов.

Кто учит? – Учитель.

Кто лечит? – Врач.

Кто летает? – Лётчик.

Кто поёт? – Певец. И т.д.

«Куда спрятались игрушки?» Цель: употребление в речи предлогов.

- Куда спряталась кукла? – За стул, под стул, на шкаф….

- А достанем мы её откуда? – Из-за стула, из-под стула, со шкафа…

9. «Выполни задание»

Цель: понимание значения предлогов.

Спрячь игрушку в шкаф, за шкаф, на полку….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Работа над грамматическим строем речи на материале лексической темы «Первоцветы»

Презентацию могут использовать логопеды, воспитатели дошкольных учреждений и учителя начальных классов при узучении темы "Весна.Первоцветы".  В доступной для детей форме  дается об...

Использование осеннего времени года в работе над грамматическим строем речи старших дошкольников. Образование сложных слов.

Осенью, когда дети знакомятся со словом листопад, они наглядно видят, как образуется это слово - листья падают. Время изучения этой темы очень удобное, чтобы познакомить детей  с другими, аналоги...