Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Я – маленький гражданин большой страны»
проект (подготовительная группа)
Программа «Я – маленький гражданин большой страны» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация программы будет способствовать преобразованию КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» (далее – Центр) в социальный институт, содействующий развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника и восстановление воспитательной функции семьи.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку в доступной форме от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_d-n_vosp.skrynnik.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное дошкольное образовательное учреждение Воронежской области
«Кантемировский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на педагогическом совете приказом КДОУ ВО «Кантемировский
КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» ЦППМСП»
и развития ребенка»
Протокол №1 от 30.08.2018г. от 30.08.2018г. № 225.
ПРОГРАММА
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Я – маленький гражданин
большой страны»
казенного дошкольного образовательного учреждения Воронежской области
«Кантемировский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста»
Кантемировка 2018г.
Содержание
- Паспорт программы ……………………………………………………….2
- Ведение………………………………………………………………….….5
- Актульность программы «Я – маленький гражданин большой страны»……………………………………………………………………..5
- Основные принципы программы…………………………………………6
- Основные направления программы ………………………………………7
- Формы работы …………………………………………………..................7
- Этапы реализации программы по формированию личности гражданина…………………………………………………………………8
- Основное содержание программы ……………………………………….8
- Модель гражданина………………………………………………………13
- Модель конечного результата готовности старшего дошкольника к обучению в школе ………………………………………………………..14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа духовно-нравственного воспитания «Я – маленький гражданин большой страны» |
Разработчик программы | С.А.Скрынник, заместитель директора по УВР |
Основные цели программы |
|
Задачи программы |
|
Участники реализации программы |
|
Методическое обеспечение программы. | Материально-технический ресурс: -фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, DVD-плейер), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; -компьютер, интерактивная доска, мультимедийная приставка - для проведения занятий. Кадровый ресурс: -к реализации программы привлечены педагоги КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП»; -уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе. Организационный ресурс. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности. Информационно-методический ресурс: - Кантемировский районный краеведческий музей; - районная библиотека; - Дом детского творчества. |
Взаимодействие с социальными институтами | - Семья: сотрудничают в тесном контакте с КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей, воспитанию чувства благоговения к святыням; воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности -Объекты культуры: создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. |
Источники финансирования | Привлечение внебюджетных средств |
Ожидаемые результаты | В результате реализации программы у воспитанников формируются следующие представления:
|
Ожидаемые конечные результаты | Планирование воспитательного процесса в соответствии с проектом данной программы; обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. |
Введение
«Не нашли к сердцу дверей, вот и получайте зверей»
Иоанн Кронштадский.
«В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Ш. А. Амонашвили
Программа «Я – маленький гражданин большой страны» разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация программы будет способствовать преобразованию КДОУ ВО «Кантемировский ЦППМСП» (далее – Центр) в социальный институт, содействующий развитию духовно-нравственной личности ребенка – дошкольника и восстановление воспитательной функции семьи.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку в доступной форме от простого к сложному даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Актуальность программы
«Я – маленький гражданин большой страны»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.
Основные принципы программы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям».
3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музей, храм для накопления чувственного опыта.
4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основные направления программы:
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и Центра;
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы работы:
С детьми: |
|
С кадрами: |
|
С родителями |
|
Этапы реализации
программы по формированию личности гражданина
- Диагностический:
- Выявление затруднений участников программы;
- Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
- Теоретическое исследование:
- Изучение теоретических вопросов;
- Предварительная работа, сбор материалов;
- Организация работы творческих групп.
- Практическая часть:
- Оформление пособий, разработка и принятие программы;
- Наработка практического материала;
- Установление взаимосвязи с социальными институтами.
- Исследовательская деятельность, разработка проектов.
- Подведение итогов работы:
- Выступление с обобщённым опытом на конференциях различного уровня, защита проектов.
Основное содержание проекта.
Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска Центра, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения, Дома детского творчества, общественных организаций.
Тематические блоки:
Наименование блока | Основные темы | Задачи | Формы работы |
1. Давайте познакомимся! |
| - Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. - Повысить педагогическую культуру родителей. - Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия Центра и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства | - изучение семей, семейных традиций; - создание альбомов о семье; -тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы; - проведение совместных вечеров, праздников. |
2. Мой любимый посёлок |
| - Формировать у детей понятие о принадлежности к своему посёлку, осознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края; - Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей); - Знакомить с селами района, знаменитыми земляками, продолжать воспитывать положительное отношение к труду, формирование потребности трудиться. | - Чтение художественной литературы; - совместные экскурсии; - творческие работы; - проекты; - выставки; - семейные чтения; - создание фотоальбомов «Путешествие по посёлку»; - участие в акциях; - участие в концертах; - изготовление макета посёлка, района (по ПДД); - разучивание стихотворений, песен. |
3. Обучение и труд рядом идут |
| - воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; - воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей, к личным вещам. | - чтение художественной литературы; - участие в субботниках; - создание фотоальбома «Профессии моих родителей»; - сюжетно-ролевые игры; - продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка; -самообслужива- ние, дежурство; - участие в смотрах-конкурсах; - создание предметно-развивающей среды. |
4. В здоровом теле -здоровый дух |
| - Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему. | -составление здоровьесберегаю-щего режима дня; - создание фотоальбома «Паспорт здоровья семьи»; - проведение спортивных праздников; - НО; - проведение закаливающих процедур; - беседы; - выставки сотворчества; - проведение консультаций, родительских собраний; - анкетирование; - чтение художественных произведений; - проведение досугов; - проведение совместных мероприятий с ДЮСШ. |
5. Дорогою добра |
| Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим, развивать чувства сочувствия и сострадания к людям. | - беседы; - чтение художественной литературы; - театрализация по мотивам сказок; - игры; - проведение акций; - проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека», «День семьи»; - анкетирование; - разучивание стихотворений, песен. |
6. Я - россиянин |
| - Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом России; - Расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, климат влияют на образ жизни); формировать определенное отношение к истории родного края; - Приобщать детей к духовному наследию - Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; - Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; - Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; - Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях гражданина. | - беседы; - чтение художественной литературы; - рассматривание альбомов, карт, репродукций; - участие в конкурсах; - педагогические проекты; - продуктивная деятельность; - проведение тематических праздников; - НОД; - познавательные праздники, досуги, ярмарки; - сюжетно-ролевые игры; - встречи с интересными людьми; - народные игры. |
Модель гражданина
Младший дошкольный возраст |
|
Средний дошкольный возраст |
|
Старший дошкольный возраст |
|
Модель конечного результата готовности старшего дошкольника к обучению в школе
Усвоение морально-этических норм |
|
Уровень развития речи |
|
Уровень развития игровой деятельности |
|
Уровень развития психических процессов |
|
Социально-личностная готовность |
|
Мотивационная готовность |
|
Эмоционально-волевая готовность |
|
Сформированность навыков трудовой деятельности |
|
Развитие интеллектуальной компетентности |
|
Школьная зрелость |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...