План самообразования.
материал
"Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta23.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий ДОУ № …
«__» ___________ 201… г. Приказ № …
Программа по самообразованию
«Сенсорное развитие
детей раннего возраста посредством
нетрадиционных техник рисования»
Разработала:
Воспитатель
группы №1
Фадина Анастасия
Владимировна
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 5 |
4. | Цель и задачи Программы | 7 |
5. | Предполагаемые результаты | 7 |
6. | Этапы реализации Программы | 8 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 9 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 14 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 16 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 17 |
8. | Литература | 18 |
- Паспорт Программы
Название программы | Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования |
Автор-разработчик | Воспитатель Ф.И.О. Фадина Анастасия Владимировна |
Нормативный срок освоения программы | Один год 2018-2019 год |
Основания для разработки программы |
|
Цель | Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
- Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы;
- расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.
- Недостаточность практических умений для педагогического сопровождения сенсорного развития воспитанников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования я выбрала:
- формирование необходимых профессиональных знаний по эффективной организации образовательного процесса с детьми раннего возраста;
- формирование необходимых профессиональных умений по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет важнейшее значение, так как благодаря ему происходит развитие органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе и вкусе. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для реализации задач развития и обогащения сенсорного опыта воспитанников я выбрала нетрадиционные техники рисования.
Актуальность данной темы заключается в том, что у детей посредством оригинальной игровой формы взаимодействия накапливаются представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.
Особенности применения нетрадиционных техник рисования:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее формируются изобразительные навыки и умения;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- формируются навыки контроля и самоконтроля;
- закладываются основы наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности дети легче осваивают приемы группировки и классификации предметов и объектов, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме и цвету.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современными подходами к сенсорному развитию воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику сенсорного развития детей раннего возраста.
- Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по сенсорному развитию воспитанников.
- Создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста.
- Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
- Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, пальчиковые игры и упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
- Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
- Ребенок умеет выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
- Ребенок умеет обследовать и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету по образцам-эталонам.
- У ребенка развита мелкая моторика рук.
- Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – проектный
Задачи этапа:
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации самообразования.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практикоориентированный
Задачи этапа:
- Разработка тематического планирования.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – обобщающий
Задачи этапа:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
- План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. | Октябрь -декабрь 2018 год |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия и программы:
- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности: 1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год. 2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2; 3) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008; 4) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006; 5) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004; - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010; 2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005; 3) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015; 4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001. | |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| Разработать учебно-методический комплект, включающий: - дидактические игры и игровые упражнения «Волшебные картинки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Волшебные картинки», «Собери букет» и др.; - игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Волшебные картинки», «Составь портрет» и др. - развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др.; - конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др.; - развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»; - пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Сорока-белобока», «Цветок» и др. - рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Как развивать сенсорные способности ребенка», «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию» и др.; - буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета». | Январь – февраль 2019 год |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»; - развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.; - мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»; - собраний в клубе «Родительская школа». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»; - со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»; - с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся рисовать». |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме; - пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей. |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - презентаций «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей»; - выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по сенсорному развитию»; - проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Развитие художественного творчества детей раннего возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования». |
Перспективный план работы.
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
октябрь | |||
1. «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. |
2. «Весёлые мухоморы» (1 занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. |
3.«Весёлые мухоморы» (2 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) | С предыдущего занятию + сухие листья. |
4. «Опята - дружные ребята» (рисование грибочков) | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая |
5.«Жёлтые листья летят». | Рисование ладошками. | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая. |
6. «Осеннее дерево» (коллективная работа). | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. |
7.«Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками,оттиск поролоном. | Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. | Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная. |
8.«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. |
ноябрь | |||
1.«Птички клюют ягоды». | Рисование пальчиками. | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц. |
2. «Свитер для друзей». | Рисование ладошкой и пальчиками. | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
3.«Солнышко» | Рисование ладошками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета. |
4. «Ягоды на тарелочке». | Рисование пальчиками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета. |
5. «Букет из осенних листьев». | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки. |
6. «Рябинка» (1-е занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины. |
7. «Рябинка» (2-е занятие) | Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины. |
8.«Мы рисуем, что хотим». | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющееся в наличии. |
декабрь | |||
1. «Виноград» | Рисование пальчиками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета. |
2. «Зайчик» | Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. |
3. «Лес» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки. |
4. «Красивые цветы» | Рисование ладошками. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки. |
5. «В гостях у жирафа» | Рисование пальчиками | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение жирафа, гуашь. |
6. «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. |
7. «Птицы клюют ягоды» | Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | Бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки |
8. «Маленькой ёлочке холодно зимой». | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. |
январь | |||
1. «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая |
2. «Вишнёвый компот» | оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. | силуэте банки, красная гуашь |
3.«Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Разные | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. | Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. |
4.«Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
5.«Мои рукавички» | оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета |
6. «Маленькой ёлочке холодно зимой...» | Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая |
февраль | |||
1.«Красивая салфеточка». | Рисование пальчиками. | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов. |
2.«Весёлый снеговик» | Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета. |
3. «Снег кружится». | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. | Листы голубой бумаги. |
4.«Снежинки». | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
5. «Цветочек для папы». | Рисование ладошкой. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Ватман, гуашь разных цветов. |
6. «Кораблик для папы» (занятие 1-е). | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки |
7. «Кораблик для папы» (занятие 2-е). | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки |
8. «Елочка» | Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность. | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. |
март | |||
1. «Цветы для мамы» | Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. |
2. «Цветы для мамы» (продолжение). | Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. |
3.«Волшебные картинки». | Рисование ладошкой. | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции. | Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь разных цветов. |
4. «Весёлый осьминог». | Рисование ладошками. | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета. |
5. «Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. |
6.«Мое любимое животное» | тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное | Готовые формы животных |
7.«Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. |
8.«Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки |
апрель | |||
1. «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | Силуэт петушка, клей, салфетки |
2.«Два жадных медвежонка» | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. | Учит рисовать животных | Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь. |
3.«Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки |
4. «Зайчишка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки |
5.«Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. |
6. «Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки |
7.«Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы |
8.«Жили у бабуси два веселых гуся» | рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей |
май | |||
1. «Клоун» | рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага |
2. «Морковка» | Рисование пальчиком. | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. | Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. |
3. « Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки |
4. «Травка» | Рисование ладошкой. | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. |
5.«Одуванчик» | Рисование пальчиком. | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета. |
6.Оформление коллажа «Подводное царство». | Разные | Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом. | Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки. |
7. «Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
8.«Рисуем, что хотим». | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
- Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». - М.: Просвещение, 2004.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
- Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
- Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
- Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...