"Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника"
консультация
Психологическое консультирование базируется на информации, полученной от родителей, и её тщательном анализе. Это позволяет понять проблемы семьи: «плохое» поведение ребёнка; неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств; особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками; симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия.
Задача психолога - выявить, с одной стороны, причины возникших в семье трудностей, часто скрытых от сознания родителей, с другой - предложить выход из сложившейся ситуации. При решении этой задачи следует учитывать представления родителей о своём ребёнке и характер их взаимодействия с последующим обсуждением требований, которые взрослые предъявляют детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogich._-_kopiya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольника
Психологическое консультирование базируется на информации, полученной от родителей, и её тщательном анализе. Это позволяет понять проблемы семьи: «плохое» поведение ребёнка; неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств; особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками; симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия.
Задача психолога - выявить, с одной стороны, причины возникших в семье трудностей, часто скрытых от сознания родителей, с другой - предложить выход из сложившейся ситуации. При решении этой задачи следует учитывать представления родителей о своём ребёнке и характер их взаимодействия с последующим обсуждением требований, которые взрослые предъявляют детям.
В процессе коррекционной работы психологу необходимо дать возможность родителям
прочувствовать и осознать болевые (проблемные) точки при эмоциональных контактах с ребёнком; проанализировать причины возникновения холодности либо излишней тревожности и чрезмерной опеки в отношениях с ребёнком и выявить динамику изменения интенсивности (усиление, ослабление) данных симптомов по мере взросления детей; помочь взрослым стать более внимательными к поведенческим сигналам ребёнка, к нахождению способов его эмоциональной поддержки в сложных ситуациях, в выборе методов поощрения и наказания.
С этой целью разработан родительско-детский тренинг «Мир взрослых - мир детей», состоящий из упражнений - определённых проблемных ситуаций.
МИР ДЕТЕЙ«Когда я вырасту...». Родители берут интервью у ребёнка, используя примерные вопросы: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», «Каким ты будешь?», «Что ты будешь делать?» и т. д. После беседы (с согласия ребёнка) взрослый рассказывает другим участникам, каким будет его сын (дочь), когда вырастет.
Выслушав всех родителей, психолог предлагает обсудить следующие вопросы: «Какие ответы детей вас больше всего затронули? Почему? Что вы чувствовали, когда рассказывали о своём взрослом ребёнке?».
«Мир глазами ребёнка».
Цель - восприятие мира глазами ребёнка, актуализация состояния «Я - ребёнок» (Э. Берн).
Несколько взрослых (по желанию) садятся на корточки, как бы имитируя примерный рост ребёнка, и с этой позиции рассказывают о том, как они воспринимают определённую ситуацию (выходной день в семейном кругу, рыбалка вместе с дедушкой и т. п.).
Затем каждое высказывание обсуждается (не критикуется) по следующей схеме:
- Как вы себя чувствовали в роли ребёнка?
- В чём различие позиций взрослого и ребёнка?
- Какие выводы вы сделали для себя?
МИР ВЗРОСЛЫХ
«Каким ты был...». Дети в течение 10-15 минут берут интервью у своих родителей: «Какая у тебя в детстве была любимая игрушка?», «Во что ты больше всего любил(а) играть?», «Как тебя называл(а) твой пana (твоя мама)?» и т. д. Взрослые могут вспомнить что-нибудь интересное, смешное или даже грустное.
3атем дети рассказывают, какими были их мамы (папы), когда были маленькими. После этого родителям задают вопрос: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ ребёнка о себе маленьком(ой)?».
«Мир родителя». Взрослые объединяется в группы по 4-6 человек. Каждая микрогруппа ведёт разработку проблемных ситуаций по одному из направлений: «Роди--ель и окружение», «Супруги», «Родители и ребёнок», «Семья и профессиональная среда». «Родительство и самореализация».
Важно не только выделить возможные проблемы, но и сформулировать пути их устранения. Полученные результаты обсуждаются.
«Я - родитель». Родителям предлагается 'написать свой автопортрет, руководствуясь ответами на вопросы:
- За что меня ценят как мать (отца)?
- Что во мне ценит супруга (супруг)?
- За что меня могут критиковать дети?
- За что меня может критиковать супруга супруг)?
«Я - скульптор». Упражнение проводится в парах. Сначала каждый родитель должен назвать три качества, которые он хочет передать в своей скульптуре (эту роль выполняетет ребёнок). Взрослый осуществляет свой замысел без слов, только действиями
помогает ребёнку принять нужное положениее тела.
После завершения работы автор встаёт с созданной скульптурой и объясняет, что он задумал. Затем ведущий спрашивает ребёнка, удобно ли ему стоять в этой позе; понял ли он идею создателя; в чём испытывал дискомфорт. Следует особо подчеркнуть: детские впечатления - это обратная связь, которая даёт возможность понять,что неприемлемо для ребёнка в реальном семейном воспитании.
«Прорвёмся в круг». Родители, взявшись за руки, образуют круг. Дети должны прорваться в круг, используя любые возможности.
Взрослые делают всё, чтобы удерживать детей вне круга. Затем участники меняются ролями.
МИР СЕМЬИ
«Идеальный родитель». Взрослые в течение 20-25 минут выполняют рисунок на тему «Идеальный родитель». Цель упражнения - выразить своё эмоциональное состояние при помощи цвета, формы, любых знаков и символов. После окончания работы все рисунки (они анонимны, так как подписаны только с обратной стороны) раскладывают на полу, предлагают детям рассмотреть их и решить, какой больше всего им нравится. Каждый ребёнок должен объяснить свой выбор. Затем родители рассказывают о своих чувствах и ощущениях, которые у них возникли как в процессе рисования, так и в процессе выбора их ребёнка.
«Счётные палочки». Ребёнок и взрослый садятся спинами друг к другу. Перед каждым стоит стул с коробочкой счётных палочек. Ведущий выкладывает перед родителем фигуру из 10-12 палочек и предлагает словесно объяснить ребёнку, как они расположены.
Ребёнок должен построить тождественную фигуру. Ведущий, слушая пояснения взрослого, следит за тем, чтобы участники не пользовались жестами, и определяет, насколько сложенная ребёнком фигура соответствует оригиналу.
Затем такое же задание должен выполнить взрослый.
«Придумаем сказку». Ведущий держит в руках коробку и обращается к детям и родителям: «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и вместе с мамой (папой) сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк».
Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д.
Каждая пара родитель - ребёнок сочиняет свою сказку, затем с помощью жестов рассказывает её всем участникам.
«Проективный рисунок». Взрослый и ребёнок рисуют (каждый на отдельном листе бумаги) свою семью как они её видят. Затем одновременно показывают рисунки участникам тренинга, которые высказывают предположения о том, что авторы хотели в них выразить. После этого о своём замысле рассказывают сами авторы.
Совместный рисунок (коллаж, скульптура) родителей и детей на тему «Мой мир в лучах солнца».
МИР ЧУВСТВ
«Коллаж чувств». Каждому участнику предлагается сделать, используя журнальные фотографии, открытки, цветную бумагу, газеты и другой материал, коллаж одного из чувств (грусть, счастье, радость и т. д.). После этого ребёнок и родитель, сделавшие коллажи, объясняют, каким образом детали их произведения выражают это чувство.
Более сложный вариант упражнения: коллаж используется для сравнения эмоций, которые взрослый и ребёнок свободно проявляют, с теми чувствами, которые они предпочитают скрывать. Каждый участник рисует на листе бумаги большой круг и помещает картинки, обозначающие допустимые эмоции, за пределами круга, а недопустимые - внутри него. Важно обсудить, что заставляет детей и родителей скрывать те или иные чувства: является ли это их внутренней потребностью или результатом влияния социального окружения.
«Фанты». Ведущий показывает детям коробочку-домик, в котором живёт много фантиков. На каждом из них изображено определённое эмоциональное состояние человека (весёлый малыш, гордый папа, обиженный друг, расстроенная сестра, довольный дедушка, сердитый брат и т. д.). Дети достают из домика любой фантик и передают изображённое на нём состояние (вербально и невербально). Взрослые наблюдают за игрой детей, учатся слышать и понимать своего ребёнка по его поведению.
«Клубок чувств». Упражнение должно способствовать групповому сплочению. Каждый участник, по очереди передавая клубок и одновременно разматывая его, говорит о том, что ему понравилось на занятии, запомнилось, было неожиданным и т. д.
МИР ЖЕЛАНИЙ
«Остров счастья». Ребёнок и взрослый садятся за один стол. Перед каждым лежат лист бумаги и цветные карандаши. По сигналу ведущего они начинают рисовать «Остров счастья», на котором живут самые счастливые люди, у которых все желания сбываются. По следующему сигналу (через 2-3 минуты) дети и родители обмениваются рисунками и продолжают рисовать, как бы продолжая свой замысел. Такой обмен происходит четыре-шесть раз.
При обсуждении рисунков важно обратить внимание на нереализованные желания как ребёнка, так и родителя, и их совместное проживание на «Острове счастья».
«Ромашка желаний». Все участники сидят в кругу. Ведущий раздаёт детям и родителям изготовленные из бумаги ромашки с семью лепестками и предлагает написать на каждом лепестке желание.
Затем все ромашки складывают в коробку. Ведущий выбирает один цветок, читает записанные желания и предлагает подумать, кому - взрослому или ребёнку - они могут принадлежать, какое впечатление можно составить об этом человеке.
Вариант упражнения: все лепестки отрывают и перемешивают. Ведущий зачитывает несколько желаний и предлагает поговорить о возможности и способах их исполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...