ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
консультация (подготовительная группа)
В статье представлен опыт работы по проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
Кудашова Светлана Владимировна
воспитатель
Аннотация: В статье представлен опыт работы по проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий. Эта тема недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Ключевые слова: формирование позитивных установок, виды труда дошкольников.
Всем известно, что основы личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание. В нашей работе с детьми оно занимает одно из первых мест. Мы работаем над тем, чтобы у детей расширились знания о мире профессий и о социальной значимости труда, развивались нравственные качества: трудолюбие, чувство долго, ответственность за порученное ему дело.
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Проведя мониторинг детей своей группы (ОНР), мы выявили, что у них низкий уровень знаний и умений по этому разделу, поэтому мы поставили целью нашей работы с детьми: формирование положительного отношения к труду.
Для успешного достижения этой цели решали следующие задачи:
1) формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
2) развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
3) воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями мы осуществляем не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.
Данную работу мы организуем через следующие виды деятельности.
1. Совместная деятельность взрослого и ребёнка:
- чтение художественной литературы: (А. Кардашовой «Наш доктор», К. Чуковский «Айболит», Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители» и т. д.);
- сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», Поликлиника», «Строители», «Бюро путешествий») и т. д.;
- дидактические, настольно-печатные игры («Мир профессий», «Кому что нужно для работы», «Кем я буду», «Разложи профессии», «Откуда хлеб пришёл?», «Мамы разные важны, мамы всякие нужны!», «Чем пахнут ремёсла?», «Подарок для папы», «Карусель и т. д.).
2. Самостоятельная деятельность детей: («наведем порядок в кукольном уголке», «вымоем посуду», «книжки заболели», «постираем вещи для куклы» и т. д.).
3. Взаимодействие с семьями воспитанников. Важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых мы отводим семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, то есть всего увиденного и услышанного.
Очень часто мы с детьми и родителями проводим экскурсии на различные объекты нашего города. В течение года мы побывали с детьми на «Дне открытых дверей на АвтоВАЗе», в драматическом театре им. Г. Дроздова «Колесо», детской библиотеке №19, почтовом отделении №54, МБУ школе №1. Познакомились с удивительным миром профессий взрослых.
При ознакомлении детей с трудом взрослых ставим целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
Подводя итог, хочется отметить, что мы создаём такие условия для ознакомления детей с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью. Это обогащение детей знаниями об окружающем мире: предметах, явлениях, событиях. Кроме этого, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий. Для организации работы в группе мы оформили специальные уголки по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Всё это позволило повысить познавательный интерес детей к данной теме и, следовательно, расширить и систематизировать их знания.
Список литературы
- 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- 3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
- 4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
- 5. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. – СПб.: Речь, 2007. – С. 103.
- 6. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: Гном, 2010.
- 7. Бестужева С.Н. Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/06/obobshchenie-opyta-na-temu-formirovanie-predstavleniy-o-sotsialnoy (дата обращения: 07.07.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дипломный проект "Обогащение словаря дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых"
СодержаниеВведение ...
Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых»
Консультациядля воспитателей«Развитие социальной компетентности детейв процессе ознакомления с трудом взрослых»...
Консультация для воспитателей "Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых"
Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых....
«Развитие социальной компетентности детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с трудом взрослых»
В публикации описывается содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых ....
Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых
Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда...
ПРАКТИКУМ «Формирование позитивных установок у дошкольников к различным видам деятельности».
Сплочённый детский коллектив – необходимое условие для развития коммуникативных навыков ребёнка, культуры общения, формирования самостоятельности. От того, как складываются отношения со сверстни...