Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_trud.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск-Шахтинский
Консультация
для воспитателей
«Развитие социальной компетентности детей
в процессе ознакомления с трудом взрослых»
Подготовила: воспитатель
Просцова Ю.Н.
Каменск – Шахтинский
2014
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателям материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
В.А. Сухомлинский
Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребёнке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей –не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст-ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления- обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Основные направления работы с детьми
Знакомство с трудом взрослых
Формирование представлений о труде взрослых
Конкретные сведения
Трудовые действия и трудовые процессы | Материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов | Конечные результаты труда | Отношение человека к труду | Качество действий человека | Характер взаимоотношений людей в труде |
Обобщённые сведения | ||
Значение труда каждого человека | Свобода выбора профессии и работы, возможность проявить свои творческие способности | Почётность и важность любой работы и профессии |
Общие сведения | |||
Труд как основа жизни людей | Труд как основа развития страны | Труд как основа благосостояния каждого человека и общества в целом | Труд как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации |
Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых
3-4 года
-Дети знают, что все люди трудятся.
-Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы).
Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковёр и т.д.
-Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (повар готовит еду).
-С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо её помыть…А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, её можно поставить в шкаф».)
-В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т.п.)
4-5 лет
-Продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде
-Имеют представления о структуре трудового процесса, выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата.
-Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым.
-Стремятся подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
5-7 лет
-Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности, человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество.
-Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.(Как хлеб на нашем столе появился?).
-Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.
-Имеют общее представление о труде взрослых (труд-основа жизни и благосостояния каждого человека, страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всём мире.
-Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляя заботу о них и внимание к их работе.
-Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять её компоненты. (Ситуация-пролитый кисель на полу. Цель и мотив(что надо сделать и для чего).Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся. Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудование. Результат. Стало чисто.
-Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.
Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых
«Что хочет делать Маша?»
«Кому это нужно?»
«Выбираем работу»
«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
«Угадайте, что я делаю?»
«Что сначала, что потом?»
«Назови профессию»
«Угадай профессию»
«Кому без них не обойтись?» и т.д.
Вопросы и задания по выявлению знаний у детей о труде взрослых
3-4года
-Кто моет пол, вытирает пыль?
-Кто моет посуду и ставит её в шкаф?
-Кто убирает снег на участке?
-Зачем дворник убирает снег, подметает?
-Кто сшил красивую одежду для кукол?
-Почему нельзя ничего бросать на пол?
-Покажи, куда нужно убирать мусор?
4-5 лет
-Для чего шофёр возит грузы (повар готовит пищу, врач лечит людей)?
-Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?
-Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?
-Как трудится твоя мама (папа, бабушка) дома?
-Чем занимается твоя мама(папа)на работе?
-Как ты помогаешь маме дома?
-Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении(на участке, чтобы приготовить обед)?
5-6 лет
-Какие профессии вы знаете?
-Где работают ваши родители (какая у них профессия, чем они занимаются на работе)?
-Для чего все люди трудятся?
-Кто работает ночью?
-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему?
-Какие пословицы о труде вы знаете?
-Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о труде людей?
-Для чего человеку нужны инструменты и машины?
-Расскажите, как вы помогаете взрослым в детском саду и дома.
6-7 лет
-Какие профессии вы знаете?
-Какое значение имеет профессия учителя (или др.)?
-Какое значение имеет труд в жизни людей?
-Расскажите о профессиях своих родителей.
-Что вы знаете о работе на селе?
-Какие сельскохозяйственные профессии вы знаете (полеводы, механизаторы, пчеловоды и др.)?
-Какие стихи и пословицы о хлебе вы знаете?
-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь и почему? Расскажи об этой профессии.
-Люди каких профессий работают под открытым небом в стужу, непогоду, ночью и в других трудных для человека условиях?
Пословицы и поговорки о труде
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
Терпение и труд-всё перетрут.
Поспешишь- людей насмешишь.
Звону много, да толку мало.
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Семь раз отмерь- один раз отрежь.
Землю красит солнце, а человека труд.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Глаза боятся, а руки делают.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Муравей не велик, а горы копает.
Один собирает, другой зевает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"
Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....
Консультация для воспитателей "Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых"
Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых....
«Развитие социальной компетентности детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с трудом взрослых»
В публикации описывается содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых ....
Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности детей при ознакомлении с трудом взрослых»
Консультация для воспитателей...
Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых
Среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда...
Консультация для воспитателей "Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой".
Дети дошкольного возраста стремятся к познавательной деятельности. В детском саду созданы все условия для формирования положительных качеств личности. Логическое мышление формируется в процессе ...