ПРАКТИКУМ «Формирование позитивных установок у дошкольников к различным видам деятельности».
методическая разработка

Гузь Галина Васильевна

Сплочённый детский коллектив – необходимое условие для развития коммуникативных навыков ребёнка, культуры общения, формирования самостоятельности. От того, как складываются отношения со сверстниками и от того, насколько благоприятно складываются отношения в детском коллективе, зависит психическое здоровье ребёнка, умение воспринимать и понимать других людей. Таким образом, основная цель - задать позитивную установку всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой, сплоченность коллектива и вселить в детей уверенность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

ПРАКТИКУМ

«Формирование позитивных установок у

дошкольников к различным видам

деятельности».

Подготовила: воспитатель Гузь Галина Васильевна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов по формированию позитивных установок у дошкольников к различным видам деятельности».

Задачи:

- совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников позитивных установок к различным видам деятельности;

-  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- создание условий по формированию у детей позитивных установок к различным видам деятельности.

Ход:

Добрый день уважаемые коллеги!

Вполне логично начать наше игровое общение с приветственных слов и действий. Говорите и выполняйте действия со мной.

1. Упражнение «Приветствие»

Добрый (руки к груди) день (руки вперед), — 2 раза

Солнце (руки рисуют круг), свет (руки — фонарики), земля (поглаживание перед собой руками),

Очень рады видеть вас (руки к груди),

Мои друзья (руки вперед) и я (руки к груди).

В п. 2.3. ФГОС ДО говорится, что Образовательная программа дошкольной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Позитивная установка - способ видения и склонность акцентировать внимание на плюсах:

•        на том, что есть, а не на том, чего не хватает,

•        на ресурсах, а не угрозах и опасностях,

•        на достоинствах, а не недостатках,

•        на опыте успеха, а не грузе неудач,

•        на радостях, а не на печалях.

Одна из важнейших потребностей маленького ребенка – это потребность быть любимым. К концу дошкольного возраста у детей должно быть сформировано понимание того, что он может быть любим близкими людьми, а с другими - поддерживать хорошие отношения.

Всему этому способствует личностно - ориентированное общение педагога с детьми в созданной предметно-образовательной среде.

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают:

1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

Например:

— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);

— мы – друзья и помощники природы;

— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

Например:

— как помочь заболевшей кукле;

— поможем найти потерянную вещь;

— как помочь девочке, которая потерялась.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Например:

— картинки с правилами дорожного движения;

— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;

— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.

Например:

— украшаем детский сад к празднику;

— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;

— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);

— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

Например:

— рисуем свою семью;

— лепим морковку для зайчика;

— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:

— социальные акции:

Социальные акции бывают различной направленности:

— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);

— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);

— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);

— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.

— игры-путешествия, игры-эксперименты;

— беседы-обсуждения, мини-диспуты;

— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

— организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:

— посещение музеев, выставок, театров;

— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

— чтение произведений художественной литературы.

Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Рассмотрим таблицу наиболее часто встречающихся негативных и позитивных установок. «Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира».

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Предложить педагогам игры на формирование у детей позитивных установок.

1. Словесная игра «Я»

Кто у нас хороший, красивый и пригожий?

Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?

Кто не кричит, не срывается, лишь добрым словом управляется?

Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?

Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?

Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?

2. Упражнение «Подари улыбку другу»

Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится. Д. Корнеги

Посмотрите на соседей слева, справа, впереди и дарите им свои добрые улыбки, затем поместите улыбку на ладонь и отправьте ее, сдувая всем присутствующим в зале.

3. Упражнение «Будьте здоровы!»

Давайте сейчас врассыпную ходить по залу под спокойную музыку, встречаться с коллегами, улыбаться, смотреть им в глаза и дарить свое рукопожатие со словами «Будьте здоровы».

4. Упражнение «Мы — команда!»

Используя всех игроков, вы должны по команде «1,2,3 — фигуру собери», построить под быструю музыку показанную фигуру: квадрат, треугольник, круг, угол.

Сейчас мы обыграем ситуативную игру – историю на обучение навыкам поведения.

5. Игра называется «Котик и еж»

Обращение к педагогам - Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Качелью у нас будет вот этот стул.

Обращение к педагогам: «Скажите, можно ли друзьям поссориться из-за качели? Ответ зала … «Как помочь друзьям не поссориться!». (выслушать ответы)

А сейчас мы изобразим происходящую ситуацию (2 педагога).

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!»,

а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Вопрос к педагогам: Как помирить друзей, сделать так, чтобы не было обидно? … Ответы

Давайте инсценируем еще раз, но с веселым концом.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул….

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Итак, чтобы не ссориться - Нужно уметь договариваться.

6. Упражнение «Прощание»

Мы (руки к груди) славно (руки в стороны), потрудились (кулак на кулак)

Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове),

Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди)

И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).

А свое выступление я хотела бы закончить словами:

Счастье— это мягкие тёплые ладошки, за диваном фантики, на диване - крошки.

Что такое счастье? Проще не ответить! Счастье есть у каждого, у кого есть дети!

А у нас очень много детей - значит мы с вами - счастливые люди!

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

Семинар-практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и лю...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно - патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»(в рамках работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году)...

«Формирование коммуникативно-речевого развития дошкольников в различных видах деятельности»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планирован...