«Система патриотического воспитания в образовательной организации: содержание и формы деятельности, методики и технологии» Номинация: «Родной свой край люби и знай!» Тема: «Мой город – моя семья»
методическая разработка
Пояснительная записка
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промысла.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как невелика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с домом, где его окружали и заботились о нём родные люди, с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.
Предлагаю систему дидактических игр для детей по нравственно-патриотическому воспитанию, которые помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка на тему: " Мой город-моя семья" | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» г. Омутнинска Кировской области
Материалы для районных педагогических чтений
«Система патриотического воспитания в образовательной организации: содержание и формы деятельности, методики и технологии»
Номинация: «Родной свой край люби и знай!»
Тема: «Мой город – моя семья»
Автор – составитель: Птицына Л.Н.
Воспитатель МКДОУ д/с «Алёнушка»
Омутнинск, 2019г.
Пояснительная записка
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промысла.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как невелика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с домом, где его окружали и заботились о нём родные люди, с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.
Предлагаю систему дидактических игр для детей по нравственно-патриотическому воспитанию, которые помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми и родителями.
Тема: «Семья»
Форма работы | задачи | Содержание, методы и приёмы |
Выставка «Семейный вернисаж» | -уточнение представлений детей о составе семьи -Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми по представлению своей семьи | создание коллажа, иллюстрирующего состав семьи. |
Фотогалереи: «Мой папа самый лучший», «Мама- солнышко моё!», «Мы с дедушкой моим друзья: куда он – туда и я», «Наши руки не знают скуки», «Наш отдых» и другие | -учить детей называть всех членов семьи; -воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям. - получать удовольствия от совместного отдыха с семьёй. | Организуются фотовыставки по каждой теме. (желательно, чтоб на фото был ребёнок с кем-то из членов семьи) Рассказ ребёнка о своих родных, совместное занятие, свои впечатления.
|
«Семейный фотоальбом» | -формировать у детей представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, -уточнять представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи. | Родители с ребёнком делают альбом, начиная со свадебных фотографий, рождением ребёнка, близких ему людей, совместный отдых, занятия. Рассказ ребёнка о своих близких и показ фотографий. |
Интервью: - «Где твоя улица, где же твой дом?» | -помочь ребёнку запомнить свою улицу и номер дома, -закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему | Составление в группе альбома с фотографиями детей около своего дома, чтоб виден был номер, название улицы. Рассказ ребёнка о своём доме, какой он, что делают с родителями, чтоб он был ещё краше. |
Интервью: «Где вы бывали, что вы видали?». | - Укрепление детско-родительских отношений -продолжать знакомить с родным городом, с его улицами, достопримечательностями. Воспитывать любовь и уважение к родному городу - Развивать связную монологическую речь. | Составление в группе фотоальбома «Мой выходной день». Рассказ ребенка о том, как провели выходной день, куда ходили, ездили, что интересное видели. Ребёнок должен запомнить название города, назвать достопримечательности |
«Твой маршрут от дома до детского сада» | - совместная работа родителей и детей. -продолжать знакомить ребёнка с ближайшими улицами, зданиями, которые встречаются по пути к дому от д\сада. -учить ориентировать по карте-схеме. | Создать схему пути с основными объектами- фотографиями от дома до детского сада. Ребёнок должен описать этот путь, назвать все объекты, которые встречаются ему на пути. |
«Все работы хороши, выбирай на вкус» | -ребёнок должен знать где, кем работают его родители, какую пользу приносят городу, стране. -Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к родителям- людям труда; интерес к профессиям. | Родители с детьми готовят проект о своей профессии. Рассказ ребёнка о профессии своих родителей. |
Совместные собрания: «Защита проектов по правам ребёнка», «Наши семейные традиции»; | - привлечь родителей и детей к подготовке собрания; -Помочь родителям и детям ощутить радость и удовольствие от совместной творческой деятельности. | Презентации, рассказы, видеоролики, концертные номера. |
Клубы: «Наши руки не знают скуки», «Наши четвероногие друзья» и др. праздники выход на природу | - Привлечь взрослых в образовательную деятельность детей. -Укрепление детско-родительских отношений. -Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности. | игры, ручной труд, викторины, концерты, украшение группы к праздникам |
Тема: «Мой город»
Форма работы | задачи | Методы и приёмы |
Прогулка по городу. 1.улицы 2. дорожные знаки 3.здания 4.Памятники 4. подготовка к праздникам. | 1.закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона 2.Дать детям понятия о происхождении названий некоторых улиц, памятников. 3знакомить с дорожными знаков, объяснить, почему их здесь поставили. 4. Расширять представления детей о зданиях и их назначении. Обращать внимание на архитектуру зданий. 5. Знакомить с памятниками города и с историей их возникновения. 6. Находить здания, места по фотографии. 7. закреплять у детей навыки ориентировки по карте-схеме. 8. Закреплять правила безопасного поведения на улице. 9. воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, которые стараются сделать город краше. | Беседы Рассказ воспитателя Рассматривание Наблюдения Ориентировка по карте-схеме Найти по фото место, сооружение, сравнение Восприятие природы, красоты поисково- познавательная деятельность |
Экскурсии в музей, выставочный зал и другие учреждения. | -знакомить с историей города, культурой, достопримечательностями, природой, бытом людей, живущих рядом; -Дать детям понятия о происхождении названий некоторых улиц, памятников; - учить детей любить и беречь свой город | Беседы, рассказ воспитателя об истории города, рассматривание фотоальбомов, посещение театра. |
«Угадай и назови» | -узнавать и называть знакомые места в город (здания, улицы, памятники), объяснять для чего нужны, чем значимы для него. | Рассматривание фотографий, рассказы детей. |
«Клубочек» | -закрепить знания о родном городе: название улиц, любимые места, достопримечательности. | Дети стоят в кругу. У ведущего клубок ниток. Ведущий называет что-то о родном городе и наматывает нитку на свой пальчик, передаёт клубок следующему по кругу тот тоже называет и наматывает на пальчик, тоже проделывают все. Как клубок окажется опять у ведущего, он говорит, что очень много вы знаете о нашем городе, а называется он –Омутнинск. |
«Подскажи дорогу».
| - узнавать и называть знакомые места в город (здания, улицы, памятники), объяснять для чего нужны, чем значимы для него. | Игровое поле-схема города с закреплёнными на нём фотографиями Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения. |
«Угадай по описанию» | -закреплять знания о городе и природе родного края. -развитие логического мышления, внимания, активизация словаря. | Угадать по описанию взрослого или других ребят, о каком памятном месте города, растении или животном идет речь. |
«Четвертый лишний» | -Обогащение знаний о родном крае. | Исключить изображение, слово, предмет, не относящиеся к родному городу или области. |
«Вот моя улица, вот мой дом». | -узнавать на фото свой дом. -учить детей называть свою улицу о номер дома. | Узнать по фотографии свою улицу, свой дом. |
«Собери мозаику» | -узнавать любимые места города; - развивать внимание, логическое мышление | Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить где оно находится и для чего предназначено. |
«Интервью»: «Мой город», «Моя семья», «Чем знаменит мой город», «Самые красивые места нашего города». | -учить детей составлять небольшой связной рассказ -Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. | Дети составляют небольшой связной рассказ. (Микрофон корреспондентской газеты.) |
«Заколдованный город» | -узнавать по контурным изображениям знакомые здания и сооружения. | дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым |
«Найди пару» | - закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно формулировать ответ. (Фото с изображением старого и нового города.) | Предлагаются фотографии Омутнинска раньше и сейчас. Ребёнок должен найти пару и рассказать, что изменилось. В дальнейшем проводится прогулка к этим зданиям, местам, где дети ещё раз сравнивают, что было раньше, а что сейчас. |
Сборник стихов об Омутнинске. | -предложить родителям найти стихи об Омутнинске. -развитие творческих способностей как у родителей, так и у детей, поддерживать желание писать стихи. | Групповой сборник стихов. |
Сборник «Наши звёзды» | -знакомить детей с яркими личностями города, узнавать их, знать имена, их достижения. | Групповой сборник, в который по просьбе детей вносятся фотографии особо понравившихся людей (артисты, руководители, спортсмены, свои победители…) |
Таким образом, дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, чувство любви и привязанности к культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семейные праздники» Возрастная группа: старшая
Тема "Семейгые праздники"...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Педагогический образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай».
Актуальность темы:Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ...
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .Тема: "Родной свой край люби и...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...
Анализ проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родной свой край люби и знай»;
Анализ проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Родной свой край люби и знай»...