Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ
методическая разработка

Васильева Любовь Александровна

Предметно – развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Инновационный подход к созданию предметно –

развивающей среды в ДОУ»

                                 

       Среда развития ребенка в детском саду – важный компонент дошкольного образования. Предметно – развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, так как его деятельность зависит от того, как устроена предметно – развивающая организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал.

        Предметно – развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

       Предметно – развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

       В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

     

         П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет пишет: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

                                                   Младшие группы.  

         Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности.

          Обстановка в младших группах создается прежде всего как комфортная и безопасная для ребенка.

                                                    Средняя группа.

           У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

            Предметно – пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств  для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами. Нужно помнить: именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. Поэтому в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе, необходимо подвесить различные мобили или на стене на разной высоте нарисовать ладошки и ввести правило: поиграл – встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески или ладошки и можешь играть дальше.

                              Старшая и подготовительная к школе группы.

             В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ.


         

              Итак, окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но она может быть и другой – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Однако при создании развивающей среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Для того, чтобы окружающая среда все же оставлять приемлемой для ребенка, удобной, надо дать ему возможность менять ее, вновь и вновь создавать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. В среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно – развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

В каждой группе имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным и нетрадиционным оборудованием для развития движений детей, профилактики плоскостопия и создания оптимального двигательного режима для каждого ребенка (ленты, обручи, мячи, комплект «Следы» и другие).

            Особое внимание уделяется созданию условий в группах для расширения детского кругозора, активизации интереса к познанию мира. С этой целью в каждой группе создан уголок природы, а в старших группах уголок экспериментирования.

            Для нравственно – патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, республики, города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, с предприятиями города; литература по патриотическому воспитанию.

            Для познавательно – исследовательской деятельности в уголках экспериментирования имеются все необходимые материалы.

            Для игровой деятельности детей в группах имеются игровые уголки, содержащие наборы кукольной мебели, посуды, элементы костюмов, предметы одежды и другие.

            Для художественно – эстетического развития воспитанников в каждой возрастной группе оформлены уголки изобразительного творчества с необходимым набором оборудования и материалов, функционируют выставки детских работ.

             В детском саду созданы условия для развития музыкальных способностей детей: в каждой возрастной группе есть музыкальный уголок с набором музыкальных инструментов, магнитофон или музыкальный центр.

             Для развития логико – математических способностей детей в группах имеются уголки математического развития детей, включающие в себя наборы геометрических головоломок и другие. В старших группах имеется современный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

              В группах старшего дошкольного возраста созданы уголки уединения, помещения групповых комнат функционально разделены на «зоны» для активной деятельности, «спокойных» игр и рабочую зону, созданы условия для совместной и индивидуальной деятельности детей.

              Содержание предметно – развивающей среды ориентировано на реализацию возрастных, индивидуальных потребностей и интересов детей на всех этапах дошкольного детства.

                                           Литература.

 

1.Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендация. - Спб., Детство - Пресс, 2006

2.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы) - Москва, Линка – Пресс,2003

3.Образовательная система Школа – 2100: сборник программ. – Москва: Издательство, Балансс, 2004

4.Лич П. Развитие ребенка. Москва, 1992

5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва: Новая школа, 1993

6.Петровский В.А. Психология личности. Москва : Просвещение, 1995

7.Подласый И.П. Педагогика. Москва: Просвещение,1994

8.Полякова М. Особенности организации предметно – пространственной среды. - Журнал. Дошкольное воспитание. №11 /2006

9.Глушкова Г., Мусиенко С. Предметная среда действительно развивающая?- Журнал. Дошкольное воспитание. №2 / 2008

10.Репринцева Г. От развивающей игровой среды – к гармоничным детско – родительским отношениям.- Журнал. Дошкольное воспитание. №8/2009

11.Комарова О.А. Предметно – игровая среда ДОУ- Журнал. Управление ДОУ. №5 / 2009

12.Ботова Ю.А. Формируем предметно – развивающую среду.- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.  №3 /2007

13.Лукьяненко В.Н. Формируем предметно – развивающую среду. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 6 /2007

14.Коврижных Е.В. Проект индивидуализации предметно – пространственной среды ДОУ. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 2 / 2011

15.Глушкова Г. Устройство вариативной предметно – пространственной среды в групповых помещениях.- Журнал. Ребенок в детском саду. №5/2008        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...

«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»

«Инновационные подходы к созданию    предметно-развивающей  среде на прогулке»        ...