статья" Воспитание патриотизма с использованием средств фольклора у младших дошкольников"
консультация (младшая группа)
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема патриотического воспитания дошкольников. Жестокость, равнодушее подростков к окружающему становится нормой. Известно всему миру , что детский возраст является самым нежным и естественным для воспитания нравственно - патриотических качеств, главных ценностей семьи , любви к родному краю. таким образом , включая патриотизм в в учебно - воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, традиций , главных ценностей семьи, в мир любви к малой родине, стране.Через игры , народный фолклор, воспитывается чувство ответственности перед коллективом, чувство гордости за свой народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor_vospitanie_patriotizma_s_ispolzovaniem_sredstv_folklora_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма с использованием средств фольклора у младших дошкольников
Фольклор русского народа для младших дошкольников необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров, что представляет неисчерпаемый источник нравственных качеств личности.
Работая с детьми, можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, при работе с детьми не следует забывать такое правило: «Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
По моему мнению детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Благодаря чему у детей формируются нормы поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:
Потешки - игры взрослого с ребенком(с его пальчиками, ручками).
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол, Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
По воду ходи,
Баньку топи,
Робят мой,
Телят корми...
природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
Прибаутки
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет, Козел засыпает;
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом...
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
СКАЗКИ
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости.
Сказки о животных можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.
В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…» Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания. Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа. Хотелось бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей. В своей работе педагог может использовать фольклор в разных видах деятельности:
-в обучении правильному произношению;
-в приобщении детей к русской национальной культуре;
-в непосредственно образовательной деятельности;
-в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Физкультурные занятия с использованием средств фольклора»
Как можно с помощью фольклора разнообразить процесс физического воспитания ....
«Физкультурные занятия с использованием средств фольклора»
Как можно с помощью фольклора разнообразить процесс физического воспитания ....
Использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста
в статье описывается использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста...
Педагогический проект на тему: "Фольклор, как средство речевого развития младшего дошкольника".
Учитывая современные тенденции по интегративному обучению целью данного проекта является – определить методические условия использования фольклора в жизни ребенка в детском саду и дома по развит...
Тема: «Использование игрового дидактического пособия ЛОГОкуб, как средство развития речи младших дошкольников»
Логокуб предназначен как для совместной со взрослым деятельности, так и для самостоятельной игры....
Дидактическое упражнение "Причешем куклу Катю" с использованием средств фольклора.
В период поступления ребенка в детский сад происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к ...
Фольклор как средство развития речи младших дошкольников
Ранний возраст это сенситивный период речевого развития ребёнка. Именно на раннем этапе усвоения детьми родного языка происходит накопление первых детских слов, первых фраз, и переход к разверну...