Родительское собрание во 2 младшей группе "Роль фольклора в развитии связной речи у младщих дошкольников"
методическая разработка (младшая группа)

Рузевич Татьяна Валерьевна

Материал предназначен для воспитателей младших групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_roditelyami_2_mladshaya_gruppa.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Воспитатель высшей квалификационной категории Рузевич Т.В.

Конспект родительского собрания

во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.

Задачи:

 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Предварительная работа:

Анализ анкет для родителей по теме «Фольклор в вашей семье» (анкета прилагается)

Подготовка выставки книг, подборка потешек, поговорок, скороговорок, пословиц, загадок, составление презентации.

План проведения собрания.

1.Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).Презентация.

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

3. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку».

4.Рассказ воспитателя о предстоящих конкурсах, выставках, мероприятиях.

5.Выступление зам.директора детского сада  «О платных образоательных услугах».

6.О разном.

Ход проведения собрания.

                   

1 слайд. Нашу встречу хотелось бы начать со слов великого педагога В.А.Сухомлинского « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Думаю, мы все согласимся с этим высказыванием.

2 слайд. Цель воспитательно-образовательного процесса - Способствовать речевой активности детей, путём приобщения к устному народному творчеству.

3слайд. «Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же  это такое – фольклор? Фольклор – это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: А какие формы фольклора вы знаете? ( сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.)

4 слайд. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

 (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.) Как вы думаете, какие колыбельные поют ваши дети? Из моих наблюдений могу вас огорчить: дети поют те песни, которые часто слышат, и это далеко не колыбельные мелодичные песни.

5 слайд.  Какие вы знаете заклички? Божья коровка, дождик, дождик пуще, Огуречик, огуречик и др. Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками.

6 слайд.  Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это кладовая знаний, это наше богатство.

7 слайд. (Игра «Доскажи пословицу».)

Родителям предлагаются пословицы и поговорки , написанные на листах .Родители должны продолжить пословицу и объяснить их смысл.

-Как аукнется, так и…(откликнется)

-Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда)

-Весна красна цветами, а изба…(пирогами)

-Любишь кататься…(люби и саночки возить)

-Мал золотник, да..(дорог)

-Долог день до вечера, коли..(делать нечего)

-Умелые руки-(не знают скуки)

-Землю солнце красит, а человека  (труд).

          - Не поклонившись до земли и (грибка не поднимешь.)

- Береги нос (в большой мороз).

- Кончил дело – (гуляй смело.)

- Не спеши языком, (торопись делом).

Пословицы и поговорки – это мораль, выработанная многими поколениями.

8 слайд. А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок ломает. Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть обще, схожее – они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одно лает, а другое – нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит девица в темнице, а коса на улице…».

  9 слайд. Сказки – педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро.

А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек .Как вы думаете, сколько раз нужно прочитать или рассказать сказку, чтобы он запомнил её и смог самостоятельно пересказать? (20 раз).Поэтому не удивляйтесь, когда ребёнок просит вас рассказывать ему понравившуюся ему сказку, он хочет запомнить её и воспроизвести. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

10 слайд. В нашей группе есть театральный уголок, где детям предлагается множество различных театров. Ведь только действуя с игрушками ребёнок может самостоятельно или с помощью взрослого проиграть, прожить сюжет любой сказки, или сочинить свою.

11 слайд. В нашей группе мы очень часто используем народный фольклор, так как детям очень нравиться слушать мелодичность и выразительность потешек, прибауток, колыбельных, сказок, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

12 слайд. У нас есть и художественно-речевой уголок, где имеются картотеки потешек сказок, мирилок, умывалок, засыпалок, одевалок, закличек и многое другое.

13 слайд. Нами используются  такие формы работы с детьми как…(на презентации)

         Хотелось бы несколько слов сказать о циклограмме занятий. Всего их 10 в неделю. Это развитие речи, социализация, чтение худ.литературы, познание, экспериментальная деятельность, математическое развитие, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка , физическая культура и безопасность.

15 слайд. В нашем детском саду проводятся следующие дополнительные платные услуги, такие как…(выступление зам.директора)

В нашей группе я провожу платную дополнительную услугу «Театральная студия».

Уже 5 лет я занимаюсь с детьми и вижу насколько эта услуга востребована и детьми и родителями. Ведь игра в театр способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения, артистических навыков, раскрепощает ребёнка, способствует развитию коммуникативных навыков, социализации ребёнка в обществе. Конечно ваши дети ещё малы для больших постановок, но мы начнем с малого: разучивание потешек, стихов, обыгрывание небольших этюдов, сценок, речевые игры, логоритмика, мимика, жестикуляция, пантомима. Нам потребуется и ваша помощь в подготовке декораций, костюмов.

                  Несколько слов хочу сказать о том , что в нашем детском саду всегда интересно и необычно. Ведь сколько конкурсов, выставок ждёт нас с вами впереди. Это и конкурс «Осенняя фантазия» (поделки из овощей и фруктов» и конкурс плакатов по ПДД,  Осенины - фольклорный  праздник; праздник Матери в ноябре, конкурс поделок «Символ года в декабре, Новогодний праздник, «Зимние кружева» в январе,»Мой папа - самый лучший» в феврале, «Наши мамы – мастерицы» в марте, «День Открытых дверей» в апреле, Фестиваль «Алёнушкины  Звёзды», различные тематические выставки рисунков и поделок.Вы не поверите, как дети любят рассматривать рисунки, поделки. А если ещё ребёнок видит свой рисунок, или поделку, сделанную совместно с мамой и папой, какое чувство гордости за свою семью охватывает его! Ведь совместный труд запомниться ребёнку на всю жизнь, а это всё семейные ценности! Я призываю вас участвовать во всех наших мероприятиях! Благодарю тех, кто уже давно принимает участие и призываю других родителей!

Заключение: Уважаемые родители! детский фольклор помогает нам в установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их воспитания и развития.  Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму.  Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.


Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок фольклорные произведения? Слышали ли вы, как он их рассказывает, применяет в своей деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе (подчеркнуть)

                                                                 

                                                               Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знает ли ваш ребенок фольклорные произведения? Слышали ли вы, как он их читает, применяет в своей деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе (подчеркнуть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на родительском собрании в старшей логопедической группе. Тема: «Развитие связной речи дома»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в развитии связной речи.     Задачи:1.     Дать понятие связной речи, раскрыть ак...

Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".

   Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образность...

Презентация "Фольклор и развитие связной речи младших дошкольников"

Влияние фольклора на развитие связной речи младших дошкольников....

Конспект родительского собрания в форме семинара-мастер-класса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четк...

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....