ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
статья
Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учреждения совместно с родителями воспитанников должны организовать работу по приобщению детей к культурному наследию нашего народа, его истории. Эту деятельность необходимо осуществлять в соответствии с возрастными особенностями ребят, опираясь на главные нравственные принципы, принятые в нашем обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Дементьева Ю.Ю.
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
г. Губкин Белгородская область
Копина И.М.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
г. Губкин Белгородская область
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения были актуальны во все времена. Современная образовательная система должна решить одну из главных задач: сформировать нравственную основу личности, привить национальные ценности подрастающему поколению. Наше общество живет в непростую историческую эпоху, меняются устои и традиции, искажаются представления об основных моральных качествах. К сожалению, стремление к материальным благам доминирует в сегодняшней жизни, и у детей формируются неправильные жизненные установки и принципы. Для того чтобы воспитать достойного гражданина, способного брать на себя ответственность за свое будущее и за будущее своего государства, за основу воспитания необходимо взять отечественные традиции, русскую культуру. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой»[3;с.17-18].
Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учреждения совместно с родителями воспитанников должны организовать работу по приобщению детей к культурному наследию нашего народа, его истории. Эту деятельность необходимо осуществлять в соответствии с возрастными особенностями ребят, опираясь на главные нравственные принципы, принятые в нашем обществе.
Приобщение к культуре является неотъемлемой частью духовного воспитания. Это процесс передачи исторического наследия, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают компоненты народной культуры: народные традиции, обычаи, обряды и праздники, в которых проявляются дух народа, его нравы, отношение к природе, фольклору, быту, искусству, языку [1; стр.76].
Педагоги МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» приобщают воспитанников к истокам отечественной культуры, возрождая праздничные народные традиции, изучая устное народное творчество, знакомя с православными и фольклорными праздниками.
Фольклор (англ. folk-lore – «народные знания») – это устное народное творчество, литературные произведения, созданные народом; это уникальная самобытная культура наших предков, которая осознается нашим обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным истокам [].
Именно народное слово, меткое и яркое, способно воспитать детей в лучших традициях нашего общества, дать им представление о доброте и милосердии. Оно является настоящим кладезем народной мудрости, способом передачи положительного опыта предыдущих поколений. Знакомя наших воспитанников с пословицами, поговорками, народными песнями, сказками, педагоги приобщают своих воспитанников к духовно-нравственным ценностям, дают им большой положительный заряд для созидания нового, интересного, наполняют их живительной силой. Читая произведения устного народного творчества, ребята учатся видеть красоту окружающего мира, осознают ценность труд и познают с многообразие чувств и эмоций.
В нашем детском саду фольклорные произведения используются не только на тематических занятиях, но и в течение дня, во время режимных моментов. Во время мытья рук и умывания, перед сном, в процессе приема пищи воспитатели вместе с детьми произносят короткие стихи, например:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
А на музыкальных занятиях дети знакомятся с различными прибаутками – смешными выражениями, которые радуют и взрослых, и детей. Их исполнение сопровождается игровыми действиями, например “Коза”:
– Идет коза рогатая
– За малыми ребятами.
– Кто кашу не ест, молоко не пьет,
– Того забодает.
Более сложный фольклорный жанр – это песня. Она прививает любовь к прекрасному, воспитывает эстетический вкус. Педагоги организовывают и проводят мероприятия, посвященные фольклорным и православным праздникам, во время которых взрослые вместе с детьми водят хороводы, исполняют народные песни. Любимыми произведениями детей являются «Вот уж зимушка проходит», «Веснянка», «Испечем каравай» и другие. Во время исполнения песен дети импровизируют, придумывают различные танцевальные движения. Эта творческая деятельность доставляет нашим воспитанникам удовольствием, позволяет развить их природные способности.
При проведении игр ребята используют веселые считалочки: «Лиса по лесу ходила», «За морями, за горами», «Конь ретивый, долгогривый» и другие. Они помогают распределить роли, учат следовать правилам игры.
Сказки – большая часть русского фольклора. Знакомство с этим малым жанром устного народного творчества обогащает чувства и речь воспитанников, формирует их отношение к окружающему миру, развивает их мировоззрение. Именно сказки учат детей быть честными, добрыми, милосердными, показывают ценность дружбы между людьми. Самые любимые сказки наших воспитанников: «Заячьи слезы», «Лиса и медведь», «Волшебная дудочка», «Лиса и кувшин» объясняют сложные вопросы человеческой жизни, дают ответы на многие вопросы. Красота и звучность языка сказок помогают ребенку не только овладеть речью, но и почувствовать красоту и самобытность слова, его величие.
Для проведения тематических занятий и внеклассной деятельности создана образовательная предметная среда. В группах детского сада оборудованы фольклорные уголки, содержащие дидактический материал, необходимую литературу, элементы народных костюмов, иллюстрации, раскраски и фотографии. Все материалы находится в свободном доступе, поэтому ребята могут пользоваться ими самостоятельно или под руководством взрослых.
Для расширения и систематизации знаний воспитанников об устном народном творчестве, о традициях нашего края в образовательном учреждении проводятся народные гуляния, празднование Рождества, Масленицы, Пасхи, игры с элементами драматизации. Родители активно принимают участие в проведении таких мероприятий: помогают воспитателям в подготовке костюмов, участвуют в театрализованных представлениях, разучивают с детьми частушки, потешки, песни, пословицы и поговорки.
Фольклор, безусловно, является эффективным средством в вопросе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Устное народное творчество помогать заложить фундамент эмоционального восприятия окружающего мира. Его ценность также заключается в активизации познавательной активности воспитанников детских садов, привитии им самостоятельности, развитии яркой индивидуальности.
Список использованной литературы:
1.Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб.: Детство-Пресс, 2019 г.
2. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003.
3. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество в России,2010.-256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Воспитание и развитие духовно- нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора."
Духовно - нравственное развитие посредством русского фольклора....
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....
Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"
Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...
Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.
Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....
Статья "Игровое пособие как средство формирования и развития духовно-нравственного здоровья дошкольников"
В данном материале рассказывается о создании и возможностях использования авторского игрового пособия в работе по формированию духовно- нравственного здоровья дошкольников....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является...