«Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Балашова Наталья Рудольфовна

    Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»

В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется как помощь личности в разностороннем развитии.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи);

- связной речи – (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Так невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи.

Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего к дошкольному возрасту.

Речь детей развивается как средство общения с окружающими. Малыш понимает обращённую к нему речь взрослого. С помощью собственной речи ребёнок учится устанавливать контакты с другими людьми, включаться в диалог, добиваться собственных целей.

С 1 августа 2018 года начали приём детей в группу раннего возраста. У пришедших в детский сад детей наблюдалось отставание в развитии речи. Так, проведённая диагностика в сентябре месяце показала:

у 4 детей речь активная, они рассказывают стихи, задают и отвечают на вопросы. Употребляют распространенные предложения;

речь 6 детей достаточно внятна и понимаема. Предложения состоят из двух-трех слов;

речь 6-х детей развита слабо, говорят односложно, очень невнятно. Знания стихов, песен отсутствуют.

Поэтому я выбрала направление своей работы на 2018-2019 год: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста».

Цель.

  • Формирование интереса детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи.

  • Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье воспитанников, условий развития речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами кукольных театров).
  • Формирование у детей раннего возраста простейших образно-выразительных умений (умение имитировать характерные движения сказочных животных).
  • Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям.
  • Развитие умения сопереживать.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.

В построении педагогического процесса в группе раннего возраста я использую театрализацию в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит девочка из театра «Би-ба-бо» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном поёт колыбельную.

Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.

Также персонажи – игрушки выступают, как сюрпризные моменты во время образовательной деятельности; для организации подвижных игр.

Разыгрываю для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараюсь вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-норушка»), дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с ними.

Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.

Свою работу строила по направлениям:

  1. Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме театрально-игровой деятельности ее влияния на развитие речи детей раннего возраста.
  2. Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющуюся основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
  3. Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами театрализованной деятельности.
  4. Проведение мероприятий для родителей.
  5. Обобщение опыта работы по данному направлению в форме презентации на педагогическом совете.

В группе организован уголок театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.

В соответствии с программой был составлен перспективный план работы по театрализованной деятельности. (Приложение 1.)

В своей работе я использовала разные формы театральной деятельности:

1. Пальчиковый театр

2. Настольный театр

3. Театр – книжка

4. Театр резиновой игрушки

5. Театр варежек

6. Драматический театр, то есть сама переодевалась в разные персонажи (бабушка Варя, Петрушка и другие).


Работаю в сотрудничестве с учителем-логопедом.

К концу года речь детей улучшилась.

С музыкальным руководителем подготовили и провели праздники:

  • «Осенины»
  • «Новый год»
  • «Весна – вёснушка»

Свою работу строю в тесном контакте с родителями.

Консультации:

  • «Игры, развивающие движения кисти, - «Пальчиковая гимнастика»; «Взял я в руки карандаш…»
  • «Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста»

Папка-передвижка:

  • «Игрушка для малыша, что азбука для первоклассника».

Родительское собрание:

  • «Игры – не забава».

Презентация:

  • «Моменты из жизни группы».

Проведенная диагностика в конце года показала, что работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития – 30%, средний – 70%);

Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.

                                                                                                                Приложение 1.

Перспективный план.

Сентябрь

1. Этюд «Наши уточки с утра»

2. Театрализованная игра «Солнышко-вёдрышко»

Октябрь

1. Этюд «Пошёл котик на торжок»

2. Теневой театр «Кто как кричит?» по стихам А. Барто

3. Настольный театр «Козлятки и волк»

Ноябрь

1. Инсценировка «Еду, еду к бабе, к деду»

2. Театр мягкой игрушки «Кто в лесу живёт»

3. Настольный театр «Теремок»

Декабрь

1. Этюд «Наша Маша маленька…»

2. Театрализованная игра «Снег, снег кружится»

3. Настольный театр «Ёлка в лесу у Деда Мороза»

Январь

1. Пальчиковый театр «Теремок»

2. Театральная постановка по сказке «Теремок» (дети старшей группы)

Февраль

1. Этюд «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»

2. Настольный театр «Кто в домике живёт?»

3. Инсценировка по стихотворению Н. Саконской «Где мой пальчик?»

Март

1. Инсценировка «Ты, собачка, не лай…»

2. Театр дымковской игрушки «Из-за леса, из-за гор…»

3. Варежковый театр «Маша и медведь»

Апрель

1. Этюд «Курочка-рябушечка»

2. Теневой театр «Кто как кричит»

3. Инсценировка по стихам А. Барто «Игрушки»

Май

1. Подготовка к спектаклю «Теремок» (разучивание текста)

2. Подготовка к спектаклю «Теремок» (мимика, жесты, движения)

3. Спектакль по р. н. с. «Теремок»

Приложение 2.

Этюд «Наши уточки с утра»

(для театра картинок на фланелеграфе)

Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц и читает потешку, подражая «голосам» персонажей.

Наши уточки с утра

Ведущий. Наши уточки с утра -

Ребенок. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Ведущий. Наши гуси у пруда -

Ребенок. Га-га-га! Га-га-га!

Ведущий. А индюк среди двора -

Ребенок. Бал-бал-бал! Балды-балда!

Ведущий. Наши гуленьки вверху -

Ребенок. Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Ведущий. Наши курочки в окно -

Ребенок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

Ведущий.

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет

Ребенок. Ку-ка-ре-ку!

Приложение 3.

Этюд «Курочка-рябушечка»


(для театра масок)

Для проведения этюда потребуется: маска с изображением курочки.

Ведущий читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы по содержанию.

Вопросы детям:

. Кто пошел на речку?

. Зачем курочка пошла на речку?

. Зачем курочке водичка?

. Как цыплятки просят пить?

После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать ее по ролям, предложив детям роль курочки. Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего.

Курочка-рябушечка

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

Ребенок

На речку.

Ведущий

Зачем ты пошла?

Ребенок

За водичкой.

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

Ребенок

Цыпляток поить.

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

Ребенок

Пи-пи-пи,

пи-пи-пи!

Приложение 4.

Спектакль «Теремок»


Для проведения этого спектакля потребуются декорации: теремок (из мягких модулей), маски - мышки, лягушки, зайчика, лисы, волка, медведя.

Теремок

(по русской народной сказке)

Действующие лица:

Мышка.

Лягушка.

Зайчик.

Лиса.

Волк.

Медведь.

Ведущий. Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает.

Мышка. Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Ведущий. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает.

Лягушка. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка. А я лягушка-квакушка.

Мышка. Иди ко мне жить!

Ведущий. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Остановился и спрашивает.

Зайчик. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик. А я зайчик-побегайчик.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает.

Лиса. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

3аичик. Я, зайчик-побегайчик.

Мышка. А ты кто?

Лиса. А я лисичка-сестричка.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.

Волк. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

Зайчик. Я, зайчик-побегайчик.

Лиса. Я, лисичка-сестричка.

Мышка. А ты кто?

Волк. А я волчок-серый бочок.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Медведь. Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка. Я, мышка-норушка!

Лягушка. Я, лягушка-квакушка.

3аичик. Я, зайчик-побегайчик.

Лиса. Я, лисичка-сестричка.

Волк. Я, волчок-серый бочок.

Мышка. А ты кто?

Медведь. А я медведь косолапый.

Мышка. Иди к нам жить!

Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит.

Медведь. Я лучше у вас на крыше буду жить.

Мышка. Да ты нас раздавишь!

Медведь. Нет, не раздавлю.

Мышка. Ну, так полезай!

Ведущий. Влез медведь на крышу.

Только уселся - трах - раздавили теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.(Медведь повалил теремок.) Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Все герои сказки строятся перед поваленным теремком.

Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Герои поднимают мягкие модули и строят теремок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «Котик – коток»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста «Котик – коток»...

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей раннего возраста.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста

Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Статья на тему «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

   Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, ч...