Статья на тему «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»
статья
«Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему
«Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Процесс развития речи ребенка – это процесс очень сложный. Для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности требует от детей - внимания, где дети знакомятся с окружающим миром.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, где ребенок усваивает богатство родного языка. В театрализованной игре формируется диалогическая, насыщенная речь. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие по содержанию рассказы, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Театрализованную деятельность, можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях дети, исполняют роль в качестве « артиста », могут исполнять и без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Видами драматизации являются:
- Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.
- Ролевые диалоги на основе текста.
- Инсценировки произведений.
- Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду. Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно рассказывать, читать, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Основные требования к организации театрализованных игр:
- Содержательность и разнообразие тематики. - Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. - Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. - Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. - Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает в развитии речи и творческого воображения у детей. При этом специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют - воспитатели групп, преподаватель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель. Так, на занятиях по изобразительной деятельности, дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета. Учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей. На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его, жестом, мимикой, движениями , слушая музыку, дети отмечают разнохарактерное содержание и т.д. На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью потешек, чистоговорок, скороговорок, дети знакомятся с литературным произведением перед постановкой спектакля. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности.
Что касается динамики освоения театрализованной деятельности, то первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, где использует небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, а в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Приобщение детей к театральной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий:
- С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, чаще обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу.
- Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.
- Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных костюмов, декораций, игрушек, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников.
- Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе. При этом в основе руководства театрализованными играми должна лежать работа над текстом литературного произведения. Преподносить текст произведения необходимо выразительно, художественно. При повторном чтении вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить их к осознанию мотивов поступков персонажей.
Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах предполагает, что в младшей группе занятия должны организовываться так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.
В средней группе происходит постепенный переход ребенка от игры “для себя” к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные (“параллельные”) роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление). В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. У детей 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. Рекомендует в ходе подготовки к спектаклю соблюдать несколько основных правил: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста.
В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие детей дошкольного возраста , где развиваются все компоненты устной речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи ,формирование словаря, связная речь. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста
сообщение...
Сообщение на тему: Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста
сообщение...
Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа
В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...
Публикация на тему "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста."
В.А. Сухомлинский сказал : " Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев . От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити- ручейки,которые питают ум ребенка."...
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей раннего возраста.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...
Опыт работы на тему: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Актуальность данной проблематики заключается в том, что одним из навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу – это развитие мелкой моторики, координ...
Консультация для родителей. Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, ч...