Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»
учебно-методическое пособие
Главная цель методической работы – повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, достижение которой зависит от профессионализма и компетенции педагогов. Поэтому, задача старшего воспитателя – совершенствование методов индивидуальной работы с педагогами, выявление их индивидуальных образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_pedagoga.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ
«Индивидуальный образовательный маршрут педагога»
Старший воспитатель Ю.В. Гнездило
Главная цель методической работы – повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, достижение которой зависит от профессионализма и компетенции педагогов. Поэтому, задача старшего воспитателя – совершенствование методов индивидуальной работы с педагогами, выявление их индивидуальных образовательных потребностей.
Для этого старшему воспитателю необходимо подобрать комплекс методов для оценки качества профессиональной деятельности педагогов. Например, изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, самооценка, самоанализ, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, тематический, результативный), педагогическая диагностика. Результаты диагностики качества профессиональной деятельности педагогов, которая проводится 1 раз в конце учебного года, для того чтобы определить направление работы на год следующий, являются основанием для составления индивидуального образовательного маршрута педагогов МДОУ.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Проектирование ИОМ невозможно без методической помощи старшего воспитателя. Педагогам необходима консультативная помощь: необходима информация о возможностях методической работы в детском саду и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне образовательного учреждения (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.).
В ИОМ отражаются три основных направления деятельности:
- самообразование педагога;
- деятельность педагога в профессиональном сообществе;
- участие педагога в методической работе детского сада.
Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.
Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через участие в работе профессиональных сообществ: методических объединений, творческих, рабочих и проблемных групп, на уровне МДОУ, района и т.д.
Участие в методической работе на уровне детского сада предполагает корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы, организованной старшим воспитателем для всего коллектива МДОУ или определенной адресной группы педагогов.
Кроме того, индивидуально организуется методическая работа педагога в рамках разработки методической темы самообразования.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности родителей;
- возможностями материально-технической базы МДОУ.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий:
- осознание всеми участниками образовательных отношений необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
- осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;
- включение педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:
1-й этап. Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога и самодиагностика.
2-й этап. Составление на основе полученных результатов ИОМ, т.е. проектирование индивидуального образовательного маршрута.
3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
4-й этап. Рефлексивный анализ эффективности ИОМ, т.е. оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.
На первом этапе диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности. Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС ДО, а также запросов родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.
В нашем детском саду в начале каждого учебного года проводится диагностика по выявлению профессиональных затруднений и профессиональных интересов педагогов МДОУ.
Также проводится исследование по выявлению особенностей психологического состояния педагогического коллектива, их отношение к работе.
На втором этапе педагоги разрабатывают и фиксируют в карте индивидуального образовательного маршрута программы конкретных действий по реализации задач профессионального развития. Учитывая рекомендации старшего воспитателя, свои собственные потребности, затруднения, интересы, определяют пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определяют условия для достижения результатов: курсы повышения квалификации, посещение семинаров и открытых мероприятий, изучение опыта работы педагогов-мастеров, анализ Интернет-ресурсов, консультации старшего воспитателя на уровне МДОУ и др.
На третьем этапе происходит реализация индивидуального образовательного маршрута, т.е. осуществление педагогической деятельности по составленному плану.
На четвертом этапе происходит оценка и самооценка эффективности деятельности педагогов по повышению своей профессиональной компетентности. Для оценки в МДОУ привлекаются эксперты: коллеги-педагоги, руководитель и старший воспитатель МДОУ, по необходимости родители воспитанников.
В успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов важную роль играет методическое сопровождение старшего воспитателя, которое включает в себя: методическое обеспечение (своевременное приобретение и изучение литературы, создание методической библиотеки), учет развития личности педагогов, учет индивидуально-личностных особенностей, возраста, уровня профессионализма, создание благоприятного психологического климата, положительного эмоционального настроя для достижения педагогами удовлетворенности своим трудом.
Продвижение педагога по индивидуальному образовательному маршруту, фиксируется в индивидуальной карте педагога (Приложение 1) с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Приложение 3
Индивидуальная карта педагога (работника)
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 139»
- Общие сведения.
Ф.И.О.
Дата рождения:
Занимаемая должность:
Образование:
Педагогический стаж:
Квалификационная категория:
Дата прохождения аттестации:
Дата прохождения курсов повышения квалификации:
- Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)
- Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога
- Самообразование.
Тема
Цель
Задачи
Форма самообразования
Предполагаемый результат
Сроки работы над проблемой
Форма отчета о проделанной работе
- Деятельность педагога в профессиональном сообществе
Цель
Форма деятельности (взаимодействия)
Предполагаемый результат
Форма отчета о проделанной работе
- Участие педагога в методической работе
Цель
Форма деятельности (взаимодействия)
Предполагаемый результат
Форма отчета о проделанной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ
Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019 - 2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019 - 2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога Гладковой Ольги Васильевны, старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут педагога Гладковой Ольги Васильевны, старшая группа...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми второй младшей группы»
Применение ЭОР для повышения интереса к познавательной деятельности детей второй младшей группы...
Обобщение опыта работы старшего воспитателя на уровне образовательной организации
Обобщение опыта работы старшего воспитателя на уровне образовательной организации...
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...