Творческая гостинная для родителей "Сюжетно-ролевые игры во всестороннем развитии ребенка"
проект (средняя группа)

Полтавчук Тамара Владимировна

Познакомить родителей с понятием сюжетно-ролевая игра и ее значением во всестороннем развитии ребенка. Рассказать о  нескольких приемах обогащения игровой деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_syuzhrol._igra.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

           Творческая гостиная для родителей детей средней группы

«Сюжетно-ролевые игры во всестороннем развитии ребенка»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»  В. А. Сухомлинский

Цель: Дать родителям понятие сюжетно-ролевой игры и ее значении во всестороннем развитии ребенка. Познакомить с несколькими приемами обогащения игровой деятельности.

Участники: воспитатели и родители детей средней группы

Провели: воспитатели - Т.В.Полтавчук, Р.М.Сисина

- Уважаемые родители, сегодня мы хотели бы поговорить с вами о самой важной и ведущей деятельности ребенка.

-Как вы думаете, что самое важное у ребенка в дошкольном детстве? (выслушиваются предполагаемые ответы детей)

- Да, пожалуй, я с вами соглашусь, на данный момент игра это самое важное в дошкольном возрасте ребенка. В.А. Сухомлинский сказал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

- Скажите, с чем и во что они играют ваши дети дома? (выслушиваются предполагаемые ответы детей)?  Если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое время провождение – вы глубоко ошибаетесь.

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение во всестороннем развитии ребенка.  В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление, учится общаться с взрослым и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение,  ребенок получает уверенность в своих силах и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

В каждом возрасте игра у ребенка совершенно разная. Она меняется по мере взросления ребенка, накопления знаний и опыта об окружающем его мире.

 В раннем возрасте от полугода до двух лет, это индивидуально предметная,  (это когда ребенок манипулирует разными предметами, изучает их тактильно), потом она становится предметно-подражательная, (катать машинку, складывать пирамидку), затем, на третьем году, когда у детей сформированы небольшие представления о предметах, ближайшем окружении, появляется  сюжетно-ролевая игра. Вот о сюжетно-ролевых играх мы и поговорим.

Что такое сюжетно-ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны, вживаются в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. Ребенок делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, готовит обед как мама, постригает как парикмахер.

Сейчас дети в нашей группе уже не просто манипулируют предметами, сюжетными игрушками, они уже вступают друг с другом в ролевое взаимодействие, учатся общаться друг с другом вживаясь в роль, договариваться кто кем будет.  Наши дети играют часто в Семью, парикмахерскую, больницу, автобус. Девочки играют лучше, организованнее, чем мальчики. У мальчиков содержание игры беднее. Они просто катают машину или едут на автобусе, не догадываясь, что можно поменять, например, воображаемое колесо, помыть машину, взять с собой документы. Для этого нужна фантазия. И мы взрослые можем подтолкнуть их на различные игровые  действия. Попробуйте дать совет ребенку, когда он зациклился на одном и том же действии.  Например, когда сын долго просто катает машину, то можно подсказать, а что у тебя с машиной, я вижу она плохо едет, наверное, у нее колеса сдулись. Может, съездишь на станцию или в гараж и подремонтируешь ее. Или если у ребенка грузовик пустой. Можно позвонить и сказать ему по телефону, что на стройку нужно подвести кирпичи, шофер, вы не могли бы выполнить эту работу? И вот ребенок уже что-то грузит, например кубики, и едет строить дом.

   Можно озадачить чем-нибудь и девочек для развития сюжета игры. Например, спросить, что ее кукла-дочка имеет ли прививку? Если нет, то необходимо  отправиться в поликлинику. Дальше ребенок начнет организовывать больницу, возможно, привлечет еще кого-либо для выполнения свой цели. Поддержите ребенка в игре, дайте толчок для ее дальнейшего развития. Создайте, какую либо проблемную ситуацию и ребенок рад будет ее выполнить. Что-то у тебя сегодня кукла, заяц, мишка ли грустный, печальный. Может, заболел или есть хочет.

Для того чтобы получилась игра, надо подобрать необходимые игрушки, атрибуты для той или иной роли. Сейчас современные дети имеют много игрушек аналогов настоящим предметам. Не надо проявлять фантазию, бери и играй. Но чтобы игра способствовала развитию ребенка, научила его мыслить, фантазировать, проявлять творчество, мы должны научить детей находить предметы-заместители.  Какие могут быть игрушки заместители? Например, нет градусника? (Предполагаемые ответы родителей) Нет руля? Нет сахара? Печенья? Макарон? Нет холодильника? Нет плиты?

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают камешки, фантики, железки, «разный мусор» по мнению мамы. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Вы не должны считать, что игре не нужно учить ребенка, он и так научиться. Ребенку необходимо показывать все новые и новые способы построения игры, вносить новые дополнительные роли. Например, в магазине кроме продавцов и покупателей еще существуют и грузчики и директор магазина, а в поликлинике есть не только врач и пациент, а еще и медсестра и главный врач, если вы возьмете на себя эту дополнительную роль или старший ребенок, игра пойдет уже немного по-другому, диалог в игре будет другой.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 4-5 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.

Вы можете помочь своим детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

    Практическая часть

Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам несколько тем, проблемных ситуаций, по которым вы должны придумать сюжет игры.

Необходимо разделиться на подгруппы. (Родители делятся на подгруппы)

Первой подгруппе – разыграть сюжет «Заболела дочка», предлагается кукла с завязанным на шее шарфом.

Второй подгруппе -  кукла полуодетая с лохматыми волосами. «Пригласили на День рождения».

Третьей подгруппе – «Скоро придут гости».

Можно воспользоваться лежащими на столе атрибутами: Чемоданчик «Больничка», чемоданчик «Парикмахерская», корзина с детской посудкой, корзина с продуктами, корзина с кукольной одеждой, предметы-заместители.

Родители придумывают сюжет, отбирают необходимые атрибуты, продумывают игровые действия.

Через 10 минут каждая подгруппа разыгрывает свой сюжет, можно их объединить по смыслу.

Заключительная часть.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, способствует всестороннему развитию ребенка. Через игру он познает окружающий его мир, развивает свою речь,  социально-коммуникативные навыки. В игре он учатся  согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Значение игры для всестороннего развития ребенка".

Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным дейст...

«Сюжетно-ролевая игра во всестороннем развитии ребенка»

повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретн...

ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...

Роль дидактической игры во всестороннем развитии ребенка

Роль дидактической игры во всестороннем развитии ребенка...

Пальчиковые игры - залог всестороннего развития ребенка

известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. они также помогают налаживать тесный контакт родителя с ребенком....

«ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей ...

Игра - средство всестороннего развития ребенка

Доклад о влиянии игры на развитие ребенка...