Особенности использования арт-терапии в работе педагога. Конспект ОД во второй младшей группе.
опыты и эксперименты (младшая группа)

Борисова Наталья Юрьевна

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Что бы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №41 "Дружные ребята" г. Альметьевска"

Особенности использования арт-терапии в работе педагога.         Конспект образовательной деятельности « В гостях у Милы»

 Борисова Наталья Юрьевна                                                                        соавтор: Ковалькова Елена Вадимовна                        

24.12.2017


Особенности использования арт-терапии в работе педагога.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Что бы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Арт-терапию, можно рассматривать, как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а также как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека.

Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;

коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;

игровая терапия и т. д.

Существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. На мой взгляд, наибольший интерес представляет интегративная модель арт-терапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.

Сущность Арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности;

- актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности;

- создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении;

- актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.

Функциями Арт-терапии являются:

1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

В Арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти, благодаря этому, путь к их решению.

Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между психологом и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.

Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и со­стояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

Анализируя данные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» арт-терапевтических методов. Важно отметить, что арт-терапия и является универсальным методом психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность ребенка.

Игровая терапия

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Характерные особенности игры:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление чего требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

3. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом.

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии таковы:

облегчение психологического страдания ребенка;

укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

развитие способности эмоциональной саморегуляции;

восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Конспект образовательной деятельности « В гостях у Милы»

Задачи:

Образовательные: учить детей чередовать предметы по величине, накапливать цветовые впечатления; закреплять умение создавать однородную группу предметов путем добавления предмета; закреплять умение отличать понятия «один», «много», «большой», «средний», «маленький»; выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять ее цвет.

Развивающие: - развивать любознательность, внимательность, память, логическое мышление; активный словарный запас, моторику пальцев рук.

Воспитательные: - воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формировать эмоциональное отношение, нравственные качества; воспитание уверенности в себе, активность.

Словарная работа: один, много, большой, средний, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, бесцветная, прозрачная, цветная.

Материал: комплекты посуды (чашка и блюдце):- по размеру (большая, средняя, маленькая); - по цвету (красная, желтая, зеленая, синяя), баночки с водой, кисточки, гуашь (четырех основных цветов), салфетки.

Методические приемы: сюрпризный момент, подвижна игра, пальчиковая игра, дидактическая игра, индивидуальное проговаривание.

Ход занятия

Дети входят в зал, их встречает Мила.

Мила: Здравствуйте, ребятки!!! Наконец – то вы пришли, я –  Мила, и Вас уже совсем заждалась.

Ведущий и дети: Здравствуй Мила.

Мила: Вы получили мою телеграмму?

Ведущий: Да Мила.

Мила: Ой, какие вы молодцы, а у меня как раз самовар закипел. Только вот мне нужна ваша помощь, я много времени потратила на уборку моей комнаты, но совсем не успела накрыть стол к чаю, да и чашек так много, что мне одной быстро не управиться. Помогите мне пожалуйста!

Ведущий: Ребята, поможем Миле с посудой?

Дети: Да, конечно поможем.

Мила проводит детей к столу, на котором стоит самовар и чашка с блюдцем.

          Воспитатель: Да-а-а Мила, много у тебя чашек и тарелок, на всех хватит. Дети, нужно к каждой чашке подобрать блюдце, которое соответствует и по цвету и по размеру.

Мила: Вот, вот, такая путаница.

Воспитатель: Самое главное Мила быть внимательным и не торопиться. Вот если чашка большая и красного цвета, какое блюдце нужно подобрать?

Дети: Большое блюдце красного цвета.

Воспитатель: Правильно, а теперь давайте разложим все остальные чашки и блюдца.

Мила: Вы ребята молодцы, быстро справились с заданием.

Воспитатель: Конечно справились, но кое что забыли, мы же принесли  угощение, конфеты к чаю, вот ребятам еще одно задание, разложить конфеты на блюдца. И снова нужно быть внимательными, не перепутать, ведь конфеты не только разного цвета, но и размера: большого, среднего и маленького.

Мила: Вы ребята просто молодцы, такой стол накрыли, просто загляденье!!! Я вот ребята очень люблю чай, и конечно с конфетами, ведь я такая сладкоежка. А еще я очень люблю сок, и самый разный и разнообразный, а вы?

Дети: Да, мы тоже любим сок.

Мила: А почему вы любите сок?

Дети: Он не только вкусный, но и полезный.

Воспитатель: Правильно, ребятки, а делают соки и самых разнообразных фруктов и овощей. Какие соки, и из каких фруктов и овощей вы знаете?

Дети: отвечают (томатный, яблочный, апельсиновый и т.д.)

Мила: Мне вот мои друзья принесли очень много фруктов и разнообразных овощей, давайте мы из них сделаем много разных соков. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Подождите, не торопитесь, просто так сок не сделаешь, нужно потрудиться, а для этого нужно выполнить следующее задание.

Воспитатель: Вот, ребятки, перед вами четыре волшебные корзинки, нужно правильно разложить по ним фрукты и овощи, которые принесли друзья Милы. В красную корзину можно положить плоды только красного цвета, в желтую корзину только плоды желтого цвета, соответственно в корзину зеленого цвета, только зеленые плоды.

Дети выполняют задание. По ходу выполнения уточняют цвет. Идет повторение и закрепление словарных слов. Если ребенок ошибается, другой поправляет его. Когда плоды разложены, воспитатель хвалит каждого. Еще раз повторяют цвет.

Мила: Ну вот, немного отдохнули, а теперь давайте все вместе сделаем волшебный сок для моих многочисленных друзей, и мне снова нужна ваша помощь, поможете?

Дети: Да!

Мила подводит детей к столу с баночками с водой и красками.

Мила: Это моя волшебная лаборатория, здесь я делаю разные соки. Посмотрите, вот у нас баночки с простой прозрачной водой. А вы помните как мы с вами разложили плоды по волшебным корзинам?

Дети: Да.

Мила: Так вот из этих овощей и фруктов сделали пюре, которое мы с помощью кисточки будем добавлять в прозрачную воду и только после этого у нас получиться сок. А теперь внимание! Скажите, из каких плодов можно сделать сок красного цвета?

Дети: Томат, вишня, малина.

Мила: Правильно. Скажите, из каких плодов можно сделать сок желтого цвета?

Дети: Банан, ананас, персик.

Мила: Правильно. Скажите, из каких плодов можно сделать сок зеленого цвета?

Дети: Киви, огурец.

Мила: Правильно. Скажите, из каких плодов можно сделать сок синего цвета?

Дети: Ежевика, черника.

Мила: Молодцы! А теперь внимание, чтобы получился сок нужно взять пюре из баночки кисточкой и разбавить в воде, при этом всё хорошенько перемешав, и ВУАЛЯ! Сок готов! А теперь приступаем!

Мила: Ну ребята, смотрите, какие яркие соки у нас получились. Вы справились с заданием. Вы отличные волшебники! Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какие задания выполнили, чем помогли Миле?

Дети отвечают.

Мила: Ребята я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Мне с вами было очень интересно и весело. Вы мне очень помогли, и я хочу за это вас отблагодарить и угостить.

ФОТООТЧЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО

Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологи...

Методическая разработка "Использование мандала-терапии в работе педагога-психолога"

Мандала (Mandala) -  в переводе с санскрита «круг». У разных народов, в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто её символическим отражением духовной, космической ...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Особенности использования арт-терапии в работе детьми дошкольного возраста.

Традиционно «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия для дошкольников с применением физических упражнений, чтением сказок, танцев. Благодаря тому, что такое определение вклю...

Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...

Использование песочной терапии в работе педагога-психолога

Использование световой песочницы в работе педагога-психолога ДОУ...