Использование песочной терапии в работе педагога-психолога
материал по коррекционной педагогике
Использование световой песочницы в работе педагога-психолога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppesok1.docx | 20.85 КБ |
pesok.pptx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия и игры с песком являются одним из самых распространённых, безопасных, простых и в тоже время эффективных способов общения с самим собой и с окружающим миром, снятия внутреннего напряжения, воплощенного на бессознательном уровне, что позволяет в свою очередь повысить уверенность в себе, развить творческие способности и открыть новые пути развития.
В настоящее время можно наблюдать возросший интерес к использованию данного метода работы со стороны многих специалистов и это не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с давних времен. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.
В начале работы он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр.
Песочную терапию можно использовать как самостоятельную форму коррекции, так и включая ее элементы в другие формы работы (сказкотерапия, хромотерапия и т.д.) и она не ограничена тематическими рамками.
Формы и варианты песочной терапии разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игры на песке являются обучающими, познавательными, проективными.
Песочная терапия относится к методам арт-терапии и используется в качестве ведущего метода коррекционного воздействия в случаях эмоциональных и поведенческих нарушений, в качестве вспомогательного средства в ситуациях позволяющих в игровой форме стимулировать познавательные процессы и активность ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, то есть использование в качестве психопрофилактики, развивающего средства. Также песочная терапия используется в интеграции специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда) для наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы.
Основные цели педагогической песочницы:
- снятие эмоционального напряжения;
- саморазвитие ребенка посредством развития творческих способностей ;
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- формирование коммуникативных навыков детей
- развитие познавательных процессов
Для успешной организации работы с песком необходимо соблюдать ряд следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.
Для ребенка необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, где дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
• поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
• ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами;
• ценить природную мудрость ребенка и его уникальность.
К основным принципам игр с песком относятся:
- Наличие стимулирующей среды (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);
- Доступность;
- Безопасность
- Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).
Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Работа с песком:
Для создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия "неправильно". Поэтому, во время песочной терапии (игр с песком), ребёнок чувствует себя более раскованно, ему комфортно и используя дополнительные средства (игрушки, фигурки, палочки и тд) ребенок может творить и создавать.
Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными. Неважно чем и как ребенок будет рисовать, будь то палочка, камешек, пальчик все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Некоторые игры и упражнения, которые я использую в работе:
- Игра «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п.
- Упражнение «Найди ручки»: Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
- Упражнение «Радуга»: Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.
- Игра «Волшебное превращение»
- Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.
Также очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок на занятии сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.
В песочную терапию я включаю и элементы сказкотерапии в ходе которой осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот. Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
После прочтения сказки я прошу ребенка ее нарисовать на песке. Ребенок рисует и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Эффективность и незаменимость песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраст заключается в том, что:
Развиваются такие процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, речь;
Навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируются у ребенка представления об окружающем мире;
Развивается мелкая моторика, глазомер;
Снимая эмоциональное, психическое и общее напряжение.
Играя и занимаясь с песком, ребенок в непринужденной и игровой форме избавляется от лишних и негативных переживаний, начинает более ясно осознавать свою личность, становится более спокойным, уравновешенным и более самостоятельным. Как сказал Фридрих Шиллер «В игре детей есть часто смысл глубокий».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип «терапии песком» предложен Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич -Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр. Формы и варианты песочной терапии разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игры на песке являются обучающими, познавательными, проективными.
Основные цели педагогической песочницы : снятие эмоционального напряжения; саморазвитие ребенка посредством развития творческих способностей ; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; формирование коммуникативных навыков детей развитие познавательных процессов
Условия для успешной организации работы: 1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Для ребенка необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, где дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. 2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. • поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; • ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами; • ценить природную мудрость ребенка и его уникальность.
Принципы организации игр с песком : Наличие стимулирующей среды (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности); Доступность ; Безопасность Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).
Формы и методы работы с песком: Сказкотерапия Хромотерапия Рисование на подсвеченной поверхности, на которой создаются «песочные картины» Использование дополнительно материала, элементы игровой терапии (игрушки, куклы, палочки и так далее) Использование музыкального сопровождения Дыхательные упражнения Упражнения на развитие познавательных процессов Пальчиковые игры Формы работы: индивидуальная и подгрупповая.
Лексические темы
Занятие с использованием песка
Эффективность песочной терапии : Развиваются такие процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, речь; Навыки самоконтроля и саморегуляции , творческого мышления, воображения и фантазии; Формируются у ребенка представления об окружающем мире; Развивается мелкая моторика, глазомер; Снимая эмоциональное, психическое и общее напряжение.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).
Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...
«Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ»
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психолог...
Песочная терапия в работе педагога – психолога с детьми с ЗПР.
Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало, так как, либо многим детям данные методы могут не подойти, либо они не смогут полностью усвоить предлагаемый материал. Такие дет...
Мастер – класс «Магия песка» песочная терапии в работе педагога – психолога»
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это нео...
Доклад: "Песочная терапия в работе педагога-психолога"
Доклад: "Песочная терапия в работе педагога-психолога"...