План работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми средней группы
опыты и эксперименты
План работы
по экспериментально-исследовательской деятельности
с детьми средней группы
на 2019 – 2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_eksper-issled.deyat_.2.docx | 47.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
по экспериментально-исследовательской деятельности
с детьми средней группы
на 2019 – 2020 учебный год
Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта,
тем больше способна она рассуждать.
П. П. Блонский (психолог)
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментально-исследовательская деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. Развивается речь, эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной способности.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как?
Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Цель: создать условия для формирования у детей экспериментально - познавательной деятельности.
Задачи:
- уточнять и расширять элементарные представления детей о свойствах окружающих нас вещей и предметов;
- развивать любознательность, интерес к экспериментированию, речь, мелкую моторику, сенсорную чувствительность при решении познавательных задач;
- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему миру.
Тема | Задачи | Оборудование | Сроки реализации |
«Поиграем с солнышком» (Солнечный свет,солнечные зайчики) Знакомство со сказочным персонажем - Экотопиком. | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Расширять представление о разнообразии источников света; познакомить с тем, как образуется тень. Определить, какая связь существует между солнцем и солнечным зайчиком. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Воспитывать интерес к новому игровому персонажу. | Сказочный персонаж - Экотопик. Камешки (темные и светлые), зеркало, металлическая крышка, лупа, настольная лампа, игрушки разной высоты. | сентябрь |
«Легкий - тяжелый» | Дать детям представления о том, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. Развивать любознательность, наблюдательность, смекалку. | Предметы разные по весу,одинаковой формы и размера изразных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы. Весы. | сентябрь |
«Тонет – не тонет» | Формировать умение детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. | Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная и пластмассовая, шарик деревянный и металлический, камень, пенопласт, бумага,емкость с водой. | октябрь |
| В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и назначением мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков. Продолжать формировать умение работать по алгоритму. Учить делать простейшие зарисовки при фиксировании результата опыта. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. | Куски мыла разной формы, цвета и запаха; жидкое мыло.Ванночка с водой. Губка, салфетка, трубочка, пластиковые стаканчики, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка. | октябрь |
«Мир меняет цвет» Проектная деятельность «Разноцветная страна» | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). Активировать словарь детей. Развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности. | Гуашь красного, синего и желтого цвета; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением трех цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. | ноябрь |
«Бумага, ее качества и свойства» | Формировать представление о видахбумаги: картон, калька, писчая. Сформировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Закреплять правила безопасности при работе с ножницами, со спичками. Воспитывать трудолюбие. | Бумага разного формата и фракции: тетрадный лист, бумажная салфетка, картон, газета, целлофановый пакет. Кусочек пластилина.Ножницы, спички, металлическая чашка. Таз с водой. | ноябрь |
«Волшебная вода»(«Узнаем, какая вода») | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать умение устанавливать логическую связь. | Стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, таз с водой, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, камешки, салфетки, клеенка. | декабрь |
«Какую форму принимает вода» | Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию. | Ёмкости разной величины и формы, таз с водой. Салфетки, клеенка. | декабрь |
«Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Развивать мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать интерес к неживой природе. | Кусочки льда, холодная вода, горячая вода, тарелочки, таз, картинка с изображением айсберга. | январь |
«Волшебный снег» | Познакомить детей с физическими свойствами снега. Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. Формировать умение детей решать познавательные задачи и делать выводы. Развивать логическое мышление, речь, кругозор. | Снег, таз, блюдца, глубокая тарелка, белая бумага, клеенка, салфетки. | январь |
«Цветные капельки | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании). Формировать умение детей наблюдать за "путешествием" капельки. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Развивать познавательный интерес в ходе экспериментирования | Баночки с водой, пипетка, краски, клеенка, салфетки, трубочка для коктейля,кисточки, доска для лепки. | февраль |
«Всё увидим, всё узнаем» | Познакомить с научным прибором-помощником — лупой и ее назначением. Расширять представления детей об окружающем нас мире. Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность. Самостоятельное исследование предметов через лупу. Воспитывать трудолюбие. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки, песок и прочие предметы для рассматривания. | февраль |
«Такие разные камешки» | Формировать умение детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) Познакомить со свойствами камня. Можно ли разрезать камень? Показать детям возможность использования камней в игровых целях. Расширять кругозор детей. | Различные камни (по цвету, по форме), поднос с песком, сито, лупа. | март |
«Волшебство магнита» Проектная деятельность «Волшебный магнит» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Вывод: магнит притягивает к себе только железо. Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов. Формировать умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности. Воспитывать трудолюбие, желание оказывать помощь. | Магниты, предметы из разных материалов, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластика. Магнитная игра «Рыбалка». | март |
«Песочная страна» | Способствовать расширению представлений детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. Воспитывать уважительное отношение к работам своих товарищей. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, емкости для смешивания песка с водой, палочки, совочки, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши, клеенка. | апрель |
«Крашенный песочек» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (при помощи добавления гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, закреплять основные цвета. Воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу. | Песок, разведенная водой гуашь разных цветов, прозрачные ёмкости, ложечки и палочки для размешивания, вода, клеенка, салфетки. | апрель |
«Ткань, ее качества и свойства» | Формировать умение детей узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действие словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытно-исследовательской деятельности. | Ткань разного вида, ножницы, спички, металлическая чашка, таз с водой, клеенка. | май |
«Воздух повсюду» | Познакомить детей со свойствами воздуха. Развивать поисково-познавательную активность детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы, что воздух везде вокруг нас. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий. | Веер, пластмассовая бутылка, листок бумаги, перышко, воздушный шарик, трубочка для коктейля, таз с водой, целлофановый пакетик, игрушка-вертушка. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы.
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы. Темы:1. «Что растет на огороде?»2.«Что растет в саду?»3.«Зачем мы ходим в детский сад?»4.«Почему мы ухаж...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема: «В гости к Лесовичку».
В ходе занятия знакомим детей с понятием "лес" и его обитателями, расширяем словарный запас, учимся рисовать обитателей леса, лепим обитателей леса....
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Вот какая мама, золотая прямо».
Задачи: Учить аккуратно вырезать детали и наклеивать согласно образцу. Продолжать упражнять в приемах раскатывания и сплющивания пластилина, оттягивания пальцами концов, учить сглаживать поверхность и...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Кто живет рядом с нами?»
Задачи:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»).Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. («Физическая культура»).Формировать у детей умение соблюдать...
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Веселые полотенца».
конспект по художественно эстетическому развитию...
План-конспект. Непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) Художественно-эстетическое развитие (лепка) «Космическая ракета»
План-конспектНепрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет)Художественно-эстетическое развитие (лепка)«Космическая ракета»...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Моя семья»
В ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольники получат элементарные представления о родственных связях в семье и ролях в ней....